На прилавках алкогольных маркетов появилась водка с названием «Хомус». Казалось бы, есть водка «Орто Дойду», «Дархан», «Чаран», с другими известными якутскими брендами. Однако именно торговое наименование «Хомус» задело патриотические чувства – хомус всегда являлся для народа саха, наряду с другими понятиями, символом духовности народа.
По этому вопросу в Музее и центре хомуса состоялась пресс-конференция , на которой обсудили, как выразить протест по факту выпуска алкогольной продукции с изображением хомуса. Организатором выступил музей хомуса.
В ходе пресс-конференции выступили первый замминистра культуры Владислав Левочкин, директор музея хомуса Дмитрий Бястинов.
— По поводу недопустимости использования названия «Хомус» для водки направлены официальные письма на имя министра торговли и предпринимательства Ирины Высоких, в адрес производителя – ТД «Исток», также обратились к депутату Ил Тумэн – Феодосии Габышевой, — сказал Дмитрий Бястинов.
— Мы считаем, что это возмутительно, — выразил свое мнение заместитель министра культуры Владислав Левочкин. — Возможно, производитель сам не понимает, что он оскорбляет чувства целого народа, это скорее просто маркетинговый ход. Между тем, такое использование нашего национального наследия недопустимо. Следует отметить, что «Хомус» входит в реестр нематериального наследия Республики Саха (Якутия).
Юридически все правильно!
Юрист Юлия Бурнашова, работающий с региональными брендами, рассказала, что торговый дом «Исток» зарегистрирован в Великом Устюге. Вологодская область является лидером России по таким региональным проектам, как Дед Мороз, Великий Устюг, вологодское масло.
-Неудивительно, что они регистрируют в регионах слова, обозначающие бренд. Чтобы защитить наши национальные святыни, нужен общественный резонанс. Это все законно – и, к сожалению, если, скажем слово «Юрюнг Аар Айыы Тойон» зарегистрируют где-то в Ярославской области, мы об этом узнаем, только когда продукция появится на наших прилавках.
Как проводится экспертиза слова
Проблема заключается в том, что для производителя это просто слово, он регистрирует его в «Роспатенте», и все, можно использовать. Перед тем, как зарегистрировать его, проводится экспертиза — эксперт смотрит значение слова в Википедии, Большой Энциклопедии. И в этом случае что он видит? Хомус – это варган, инструмент, который есть не только в Якутии. Объяснить, где находится тонкая грань, что является для нас нематериальной, духовной ценностью, довольно непросто.
Парадокс –еще в том, что мы ведь хотим продавать свои бренды в Россию. Заявляя, что у нас самый лучший хомус, мы эту рекламу, получается, дарим не только нашим производителям, скажем, нашим кузнецам, но и производителям алкоголя тоже. И только общественное мнение, порицание может этому воспрепятствовать.
Защитить можно
Как могло это слово, включенное в реестр нематериального наследия, попасть на этикетку водки? Хомус для якутов – это не просто музыкальнй инструмент, это святыня – звуки хомуса даже считаются лечебными, настолько велико его значение в нашей культуре.
Маркетологи изучили спрос, интересные наименования товаров, объясняет юрист. Хомус, Тойук, Осуохай – эти слова уже зарегистрированы как торговые названия, ровно также, как питьевая вода «Сардаана», «Булуус»и другие. То есть товарный знак регистрируется на все виды продукции, не только алкогольной.
«Роспатент» — это государственный орган, он разрешил использование слова и в 2019-м году дали разрешение на его использование на 10 лет.
— Единственное, что сейчас можно сделать – зарегистрировать слов «Хомус» географическое указание, — говорит юрист. — Мы можем написать также и в Роспатент, чтобы впредь такого не было. Один из руководителей «Роспатента» приезжал в Якутию, и, думаю, на самом деле они понимают эти слова, они понимают, что это огромное количество культурного наследия, и есть надежда донести эту тонкую грань до сознания тех, кто этим занимается.
Можно ли запретить сейчас?
Если с регистрацией товарного знака, а именно использования слова «Хомус» для наименования водки, бороться можно только через общественное порицание, то, со слов юриста, к ответственности за эту водку привлечь можно за нарушение закона о рекламе – за интерактивную рекламу с изображением девочки в якутском платье. В ходе обсуждения прозвучало предложение также отработать вопрос с Роспотребнадзором. Понятно, что изображение несовершеннолетнего в рекламе водки незаконно, и то, что она в национальном якутском платье, задевает чувства верующих. Чтобы запретить, нужно подать в суд иск – пояснила юрист.
Что касается юридической защиты слов, которые является для нас духовной ценностью, то можно предложить сделать какой-то регламент, чтобы слова, которые приходят с регионов, изначально могли проверить не только в Википедии, и подготовить какой-то регламентирующий документ или орган, куда можно обратиться за экспертизой. Это может быть министерство культуры любого региона, и важно предварительно подготовиться, так как «Роспатент» это огромная федеральная структура и ему нужно давать готовое – резюмировала Бурнашова .
Там, где речь идет о духовности, культуре, границы дозволенного могут быть не так очевидны, особенно людям, малознакомым с нашей национальной культурой. Почему назвать хомусом музыкальную студию, чай, конфеты — это все нормально, равно, как есть назвать «Матрешкой» или «Балалайкой», а водку нельзя? Все-таки, когда мы говорим о спорных товарах, это только вопрос культуры. На данный момент, пока юридически мы не можем защитить от таких явлений наши духовные ценности, общественное мнение может сыграть решающую роль, и именно глас народа может иметь определенную силу в данном вопросе.
This post was published on 07.09.2021 12:44