Водка «Хомус» — проглотим и это?

Водка «Хомус» — проглотим и это?

Торговое наименование крепкого алкогольного напитка задело патриотические чувства якутян
12:44
07 сентября 2021
Читайте нас

На прилавках алкогольных маркетов появилась водка с названием «Хомус». Казалось бы, есть водка «Орто Дойду», «Дархан», «Чаран», с другими известными якутскими брендами.  Однако именно торговое наименование «Хомус» задело патриотические чувства – хомус всегда являлся для народа саха, наряду с другими понятиями, символом духовности народа.

По этому вопросу в Музее и центре хомуса  состоялась пресс-конференция , на которой обсудили, как выразить протест по факту выпуска алкогольной продукции с изображением хомуса. Организатором  выступил музей хомуса.

В ходе пресс-конференции выступили первый замминистра культуры Владислав Левочкин, директор музея хомуса Дмитрий Бястинов.

— По поводу недопустимости использования названия «Хомус» для водки направлены официальные письма на имя министра торговли и предпринимательства Ирины Высоких, в адрес производителя – ТД «Исток», также обратились к депутату Ил Тумэн – Феодосии Габышевой, — сказал Дмитрий Бястинов.

— Мы считаем, что это возмутительно, — выразил свое мнение заместитель министра культуры Владислав Левочкин. — Возможно, производитель сам не понимает, что он оскорбляет чувства целого народа, это скорее просто маркетинговый ход. Между тем, такое использование нашего национального наследия недопустимо. Следует отметить, что «Хомус» входит в реестр нематериального наследия Республики Саха (Якутия).

Юридически все правильно!

Юрист Юлия Бурнашова, работающий с региональными брендами, рассказала, что торговый дом «Исток» зарегистрирован в Великом Устюге. Вологодская область является лидером России по таким региональным проектам,  как Дед Мороз, Великий Устюг, вологодское масло.

-Неудивительно, что они регистрируют в регионах слова, обозначающие бренд. Чтобы защитить наши национальные святыни, нужен общественный резонанс. Это все законно – и, к сожалению, если, скажем слово «Юрюнг Аар Айыы Тойон» зарегистрируют где-то в Ярославской области, мы об этом узнаем, только когда продукция появится на наших прилавках.

Как проводится экспертиза слова

Проблема заключается в том, что для производителя это просто слово, он регистрирует его в «Роспатенте», и все, можно использовать. Перед тем, как зарегистрировать его, проводится экспертиза — эксперт смотрит значение слова в Википедии, Большой Энциклопедии. И в этом случае что он видит? Хомус – это варган, инструмент, который есть не только в Якутии.  Объяснить, где находится тонкая грань, что является для нас нематериальной, духовной ценностью, довольно непросто.

Парадокс –еще в том, что мы ведь хотим продавать свои бренды в Россию. Заявляя, что у нас самый лучший хомус, мы эту рекламу, получается, дарим не только нашим производителям, скажем, нашим кузнецам, но и производителям алкоголя тоже. И только общественное мнение, порицание может этому воспрепятствовать.

Защитить можно

Как могло это слово, включенное в реестр нематериального наследия, попасть на этикетку водки? Хомус для якутов – это не просто музыкальнй инструмент, это святыня – звуки хомуса даже считаются лечебными, настолько велико его значение в нашей культуре.

Маркетологи изучили спрос, интересные наименования товаров, объясняет юрист. Хомус, Тойук, Осуохай – эти слова уже зарегистрированы как торговые названия, ровно также, как питьевая вода «Сардаана», «Булуус»и другие. То есть товарный знак регистрируется на все виды продукции, не только алкогольной.

«Роспатент» — это государственный орган, он разрешил использование  слова и в 2019-м году дали разрешение на  его использование на 10 лет.

— Единственное, что сейчас можно сделать – зарегистрировать слов «Хомус» географическое указание, — говорит юрист. —  Мы можем написать  также и в Роспатент, чтобы впредь такого не было. Один из руководителей «Роспатента» приезжал в Якутию, и, думаю, на самом деле они понимают эти слова, они понимают, что это огромное количество культурного наследия, и есть надежда донести эту тонкую грань до сознания тех, кто этим занимается.

Можно ли запретить сейчас?

Если с регистрацией товарного знака, а именно использования слова «Хомус» для наименования водки, бороться можно только через общественное порицание, то, со слов юриста, к ответственности за эту водку привлечь можно  за нарушение закона о рекламе – за интерактивную рекламу с изображением девочки в якутском платье.  В ходе обсуждения прозвучало предложение также отработать вопрос с Роспотребнадзором.  Понятно, что изображение несовершеннолетнего в рекламе водки незаконно, и то, что она в национальном якутском платье, задевает чувства верующих. Чтобы запретить, нужно подать в суд иск – пояснила юрист.

Что касается  юридической защиты слов, которые является для нас духовной ценностью, то можно предложить сделать какой-то регламент, чтобы слова, которые приходят с регионов, изначально могли проверить не только в Википедии, и подготовить какой-то регламентирующий документ или орган,   куда можно обратиться за экспертизой. Это может быть министерство культуры любого региона, и важно предварительно подготовиться,  так как «Роспатент» это огромная федеральная структура и ему нужно давать готовое – резюмировала Бурнашова .

Там, где речь идет о духовности, культуре, границы дозволенного могут быть не так очевидны, особенно людям, малознакомым с нашей национальной культурой. Почему назвать хомусом музыкальную студию, чай, конфеты — это все нормально, равно, как есть назвать «Матрешкой» или «Балалайкой», а водку нельзя? Все-таки, когда мы говорим о спорных товарах, это только вопрос культуры. На данный момент, пока  юридически мы не можем защитить от таких явлений наши духовные ценности, общественное мнение может сыграть решающую  роль, и именно глас народа может иметь определенную силу в данном вопросе.

+1
19
+1
0
+1
14
+1
2
+1
1
+1
15
+1
2
Поделись новостью:
25 апреля
  • -5°
  • Ощущается: -12°Влажность: 54% Скорость ветра: 6 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: