Кинолента режиссёра Владимира Мункуева в прошлом году получила Гран-при в секции «Восток-Запад» Международного кинофестиваля. Также его признали лучшим режиссёром на фестивале «Кинотавр». В интервью «Якутии» Мункуев рассказал о начале своего творческого пути, что думает о сериалах и почему кино – это для всех.
Камера, мотор, снято
– Владимир, расскажите, как вы поступили на режиссуру?
– Как обычно это бывает, я после школы не знал, чем заниматься. Друг зашёл ко мне гости и сказал: «Рядом находится Институт культуры, что-то там происходит». Я взял документы, прошёл вступительные и поступил на режиссуру театра.
Главным условием для меня был бюджет, потому что денег не было. Курс у нас очень хороший, мы до сих пор дружим. Как раз в период обучения я влился в кино. У нас с командой была небольшая студия. Мы занимались рекламой, клипами и параллельно я работал в якутском кино. В 2005-2006 годах у меня был первый проект. Я работаю в кино с самого начала – с хлопушки, с ассистента оператора, монтажа, цветокоррекции. Делал всё.
Вне шаблонов
– Какая деятельность в кино приносила большее удовольствие? Помимо режиссуры.
– Ты занимаешься кино – это уже большое удовольствие. Тогда это цепляло. И до сих пор интересно, как сделать иначе, как сделать по-другому, на что ты сам способен, а почему это штука не получается, что нужно сделать, чтобы получилось.
– Вы свои фильмы смотрите?
– Нет. Разве что на премьере на большом экране стоит глянуть. В принципе, хватит.
«Короткая форма – это анекдот»
– Как вы с короткого метра перешли на большой?
– Мы сняли «Дьол». Что делать? Ещё целое лето впереди. Мой друг Витя Ли-Фу говорил: «Давай снимем полный метр», а я ему в ответ: «Витя, это сложно. Не хочу это делать».
В какой-то момент он настолько надавил, что я согласился. Заперся в квартире, за две недели написал сценарий. Это было чистое хулиганство. Вот есть две недели на сценарий, пять дней на подготовку – и пошли снимать.
– В целом вам всё понравилось?
– Нет, конечно. Это хороший повод для изучения самого себя. Как говорят, режиссура – это самая дорогая психотерапия. Так оно и есть.
– Некоторые говорят, что короткий метр снимать сложно, сложно писать сценарий. Ведь надо уместить всю историю в десять минут.
– Короткая форма – это анекдот. Большая ошибка многих стараться уместить всё. Короткий метр – это один эпизод, где есть экспозиция и развитие. Сложнее продумать драматургию, а снимать технически, мне кажется, не так сложно.
Мир! Дружба! Жвачка!
– У вас будет фильм с российским прокатом. Как так получилось?
– Я закончил киношколу. Писал сценарии. В какой-то момент мне стал интересен Серошевский.
Тогда я работал с генеральным продюсером Сашей Плотниковым и креативным продюсером Борей Хлебниковым. Они спросили: «Володя, у тебя что-то есть? Я показал сценарий, и он им понравился. Мы его дорабатывали в течение года и начали снимать.
– Насколько работа с российскими актёрами отличается?
– Серёжа Гилев абсолютно простой человек. Мы стали хорошими друзьями. За периоды съёмок он научился сам прилетать, ездить на пароме с Бестяха до Майи. Без всяких выкидонов. Говорят, что столичные актёры зазнавшиеся и зазвездившиеся. Нет, Серёжа точно не такой. Он просто парень из Ижевска.
Юра Борисов точной такой же. Нужно понимать, что им тоже интересно быть в другой части страны, увидеть других людей. От этого у них включается актёрский азарт. Всем интересно сделать хороший проект.
– Я слышал, что вы снимаете сериал для КION.
– Я не снимаю сериалы, потому что не понимаю форматы. Мне как зрителю нравится сериал, могу посмотреть две-три серии. Романные повествования не мой формат. Эти приёмы, что каждая серия должна тебя зацепить – лишь растягивание хронометража. Мне нравятся мини-сериалы, тот же самый «Чернобыль» от HBO. Но сериалы по 6-8 сезонов – это жвачка.
– Я читал статью одного профессора, что кинотеатр становится местом представления больших франшиз. Там было сказано, что авторское кино может исчезнуть.
– Мне кажется, что любое кино авторское. Не надо говорить, что есть фильмы для особенных. Есть фильмы студийного формата, нацеленные на весь мир. Есть простые и бюджетные. Как с музыкой: есть певцы стадионного уровня, а есть камерные на 200-300 человек. Мы что, можем сказать, что они хуже?
При любых обстоятельствах – снимай кино
– Очень много молодых людей хотят попасть в кино. Они думают, что здесь большие деньги.
– Когда я поступал в институт культуры, моя мама была против. Она говорила, что в культуре денег нет. Судите сами: по-моему, самый большой показатель по сборам – это фильм «Аватар». Потом сравните с нефтедобычей и производством автомобилей. Идти в кино ради денег – это большая глупость. В этой сфере нет столько средств.
Я ещё вспоминаю нашего старого якутского продюсера, который всегда любит говорить: «С деньгами любой дурак сможет. Попробуй без денег».
– Что бы вы посоветовали молодым ребятам?
– Снимать кино. Не важно, как и что, учиться на своих ошибках. Наблюдать за жизнью. Не хочется снимать кино? Снимай кино. Очень многие боятся начать, потому что им кажется, что наделают ошибок. Вкладывают в первую работу столько усилий, думают, что должен получится шедевр, а когда этого не случается, происходит трагедия. Не надо накручивать.
Материал подготовили Иван Евсеев, Алина Тарабукина.
Фото: пресс-служба фестиваля «Кинотавр».
This post was published on 23.07.2022 11:40