yakutia-daily.ru

Велотурист Евгений Никифоров: «Маршрут мечты – кругосветка»

Ощущение свободы, скорости, яркие эмоции и впечатления, возможность соприкоснуться с природой без всякого для нее вреда –все это велотуризм. Поэтому сегодня нашим собеседником станет Евгений Никифоров, один из самых известных веллеров в Якутске.

– Велосипедным туризмом занимаюсь с 2003 года. И если первые годы мы катались без какой-либо конкретной цели, то теперь осознанно водим туристические группы, осознанно ездим в большие походы, увлечение вышло на серьезный уровень.

– Как пришло осознание, что одного города для катания мало?

– После катаний по пригороду, по Зеленому лугу понял, что хочется ехать далеко и долго. Первый серьезный поход у нас был на озеро Чабыда, что в районе Птицефабрики. Мы поехали большой компанией, человек шесть, на тот период времени это действительно была большая группа. Завершили маршрут только двое, потому что были нереально сложные условия: горы, грязь, песок.

Но ощущения были просто фантастические. Именно с этого момента я подумал, что прелесть велопоходов заключается в длительных, многодневных маршрутах, местами экстремальных – первый поход и сподвиг на развитие в этом направлении.

От Магадана до Грузии

– Когда осознаешь, что это интересно не только тебе, но и людям, возникает мысль организовать поход, собрать единомышленников, вывести их на маршрут. Чем я со своей супругой Анной и занимаюсь уже очень давно, наверное, с 2009 года.

– Куда ездили?

– Вывозили группы на Алтай, в Новосибирскую и Ленинградскую область, в 2011 году ездили в Магадан своим ходом, дважды были на Байкале, в Грузии. Все это по личной инициативе, без всяких денежных вознаграждений. Но в этом году запустили проект – коммерческие велотуры. Теперь любой желающий, даже если у него нет велосипеда, а только стойкое желание путешествовать или просто выехать на день на природу, может осуществить свою мечту. Цены достаточно адекватные: предоставляются велосипед, защитное снаряжение, гид-инструктор. Выбираются такие маршруты, которые доступны для новичков.

Веллеры столицы

– Что из себя представляет велосообщество Якутска?

– Сегодня, к сожалению, это разрозненное общество. Раньше существовала некоммерческая организация Федерация велосипедного спорта. Она появилась в 2003 году и порядка 10 лет объединяла под своим крылом всех велолюбителей столицы. Но в связи с какими-то внутренними сложностями прекратила свое существование.

Проблема еще в том, что стало появляться большое количество велосипедистов, с каждым годом их все больше и больше. Собрать всех, объединить их по каким-то интересам очень сложно. Федерация процветала, когда на Якутск было 100-200 веллеров.

– Кого не берете в походы?

– Детей до 18 лет. Велопоходы сопряжены с определенной опасностью, есть движение по проезжей части, сложные элементы похода: броды, пешеходные подъемы на сопки и т.д.

Но, тем не менее, если выезжает семья и у них есть ребенок 15-17 лет, и если они возьмут на себя полную ответственность за него, то с удовольствием его возьмем.

Самые — самые…

– Расскажи о самых популярных маршрутах.

– Если говорить о многодневных походах, то все местные достопримечательности можно посмотреть за выходные. Это, в первую очередь, Булуус, мало кто бывал там даже на автомобиле, а велосипедная поездка туда дарит просто сказочные ощущения.

Еще один популярный маршрут – Еланка. Очень красивые места, замечательная федеральная дорога. Интересны также достопримечательности – музей под открытым небом Соттинцы, знаменитые водопады, смотровые скалы Турук Хая и т.д.

В окрестностях Якутска – это, прежде всего, Хангаласский и Табагинский мыс. Туда лучше ехать с ночевкой, так как дорога занимает много времени, для новичков может быть тяжеловато. Но наградой становятся замечательные виды на реку.

Также Чабыда – самый первый маршрут для новичков, там есть все для понимания велотуризма: асфальт, горы, песок, лес. Это поход умеренной сложности.

Кроме того, есть совсем простые, однодневные велотропы. Это Чочур Мыраан, Ботанический сад, Птицефабрика. На них уходит не больше 6-7 часов.

Безусловный плюс велопоходов в том, что велосипед даёт свободу передвижения, человек сам волен строить себе маршруты, выбирать их сложность.

Первый раз в поход

– Я в длительные походы не ездил, так как боялся пробить вдали от цивилизации колесо.

Когда выезжаешь даже в однодневный поход, нужно брать минимальный ремонтный набор: запасную камеру или аптечку для ее заклейки. Прокол – это самая частая поломка в походах вообще. Особенно в наших условиях, когда в лесу много мусора, стекла, различной проволоки.

Стоит взять насос, инструменты велосипедные – всё достаточно легкий и компактный груз, позволяющий устранить любые поломки.

Также в каждом серьезном походе существует должность «механика», ее занимает человек, который имеет навыки ремонта велосипеда в походных условиях.

– Что посоветуешь новичкам?

–В первую очередь нужно перебороть себя, чтобы выехать на дальний лесной маршрут, нужно преодолеть стрессовую полосу в виде автодорог. Для многих это тяжело, люди стараются передвигаться по тротуарам или даже дворам. На самом деле ничего страшного нет. Велосипедист –такой же равноправный участник дорожного движения и имеет полное право передвигаться по дороге.

При этом нужно соблюдать Правила дорожного движения, иметь шлем, яркую одежду, подавать сигналы поворотов руками.

В основном маршруты по пригороду Якутска не являются проблемными. Даже если что-то случится в Мархе или Жатае, можно без труда сесть на автобус, чтобы вернуться домой.

Готовимся заранее

– Как готовитесь к выезду в другой город или страну?

– Любой большой поход планируется заранее. Осенью-зимой смотрим отчеты других велопутешественников. Имеет смысл заранее приобрести билеты, это может быть дешевле, чем покупать их накануне выезда. Уточнить у авиакомпании, насколько удобно и доступно провезти велосипед в качестве багажа. Также надо узнать местные особенности. Так, например, для похода в Грузию каждому участнику потребовался загранпаспорт. Для похода на Алтай, в Новосибирскую область надо было поставить прививку от энцефалита с соответствующей отметкой в санитарной книжке.

Самое сложное – набрать группу. Многие хотят поехать, но иногда финансовая или временная сторона вопроса не позволяют этого сделать. Из Якутска не так просто выбраться в поход, чем, к примеру, из того же Новосибирска.

Роли в группе распределяются заранее. Кто-то будет завхозом, который займется закупкой провизии, готовкой. Есть механик, руководитель группы, который определяет дневной километраж, следит за состоянием других участников. Организует экскурсии, мероприятия.

Важно уделить внимание технике. Велосипеды должны быть подготовлены, настроены. В другой стране или городе поломка может быть очень фатальной.

Стараемся наладить связь с велотуристами из тех регионов, куда собираемся ехать. Чтобы встретиться, обсудить какие-то моменты, просто пообщаться, поделиться опытом и впечатлениями. Сами тоже встречаем людей, которые проезжают через Якутск, в основном, иностранцев, направляющихся в Магадан, – это один из основных маршрутов через Якутск.

Нужен кемпинг

– Иностранные велотуристы часто приезжают?

– В Якутске своеобразный перевалочный пункт для тех, кто двигается из других регионов России в Магадан, в Оймякон или Верхоянск. Как правило, узнаем о них из соцсетей.

Были японцы, с ними покатались по городу, погуляли по сопкам – это было зимой. Очень много одиночных туристов – был испанец в прошлом году, французы, голландцы.

Несколько лет назад шесть человек из Австралии поехали в Магадан по Колымскому тракту. Ребята были очень серьезные, организованные. Но, в основном, конечно, приезжают группы из двух-трех человек или одиночки. Эти маршруты весьма экстремальны даже по российским меркам.

– А россияне к нам приезжают?

– Очень много. Из Москвы, Питера, Калининграда. С ними удобно общаться, нет языкового барьера. По возможности стараемся помочь, разместить, показать город. Как правило, у велотуристов ограниченное время, все происходит по графику, и больше нормы задержаться в одной точке нельзя.

Якутск в плане перевалочного пункта может стать очень неплохой велобазой, если организовать здесь что-то типа велокемпинга, где могли бы остановиться иностранцы или наши соотечественники: отремонтироваться, переночевать, что-то прикупить и т.д.

Про здоровье и не только

– Зимой катаетесь на велосипедах?

– Фанаты велотуризма катаются круглый год, за исключением, наверное, январских пятидесятиградусных морозов.

Для подготовки велосипеда к зиме самое основное – это шипованные покрышки. Передвижение по льду, по укатанному снегу без них невозможно. А вот на «шипах» можно проехать по льду даже до Нижнего Бестяха.

Нужны зимняя смазка во втулках, движущихся частях, масло, которое не замерзает при низких температурах.

Очень важна правильная экипировка – одежда с влаговыводящим, утепленным, ветряным слоем защиты. На лицо – балаклава, на руки –непродуваемые перчатки. Не забываем про обувь.

– Многие сталкиваются с болью в коленях при езде.

– Это самая частая ошибка новичков – неправильная посадка,из-за которой страдают колени. Восстановить их потом очень сложно, дорого и болезненно. В первую очередь надо обращать внимание на высоту седла: когда человек сидит на велосипеде, педаль, которая находится в нижнем положении (на 6 часов) должна позволять ноге полностью выпрямляться. Если нога будет полусогнутой, особенно при езде на длительные расстояния, колени страдают очень сильно.

Немаловажный фактор – это правильное педалирование. Современные велосипеды оснащены несколькими скоростями, позволяющими очень легко ехать в гору. Многие пренебрегают правильным переключением скоростей – тем самым также страдают колени.

– Могут ли возникать другие проблемы со здоровьем?

– На самом деле проблемы со здоровьем уходят. Велик – это очень хорошая кардионагрузка, насыщение всего организма кислородом. Может встречаться боль в спине или руках. Это происходит из-за неправильно подобранной рамы велосипеда. Каждый велосипед имеет свой размер и рассчитан на определенный рост человека.

– Среди веллеров много женщин?

– Раньше было очень мало. В походе если из 10-15 человек одна женщина появилась – это прямо праздник. Как правило, это была чья-то супруга, сестра. Но в последние годы много девушек стало садиться на велосипеды. Вплоть до того, что проводятся отдельные женские мероприятия.

Маршрут мечты

– Для каждого велотуриста маршрут мечты – велосипедная кругосветка. Предел мечтаний, когда ты на велосипеде огибаешь весь Земной шар. Естественно, с преодолением водных преград на паромах и кораблях. Серьезное мероприятие, которое требует очень большой финансовой и физической подготовки.

Один из самых желанных маршрутов, которые мне бы хотелось осуществить в ближайшем будущем – это велопоход по Исландии. Очень интересная страна, самобытная, с замечательными пейзажами и рельефом.

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика