Каково состояние здоровья якутских ребятишек, что влияет на их развитие? На эти вопросы должен дать ответ новый проект «Лаборатория детства», который реализуется Целевым фондом будущих поколений Якутии и компанией «АЛРОСА» в рамках проекта «Растем с Якутией». В чем его цель, где он проводится, «Якутии» рассказал руководитель Научно-образовательного центра Академии наук Якутии и «Лаборатории детства» Юрий Семенов.
В центре внимания дошкольники
– Юрий Иванович, что это за проект и где проводится?
– Наш масштабный проект направлен на изучение состояния здоровья и развития детей дошкольного возраста, исследование факторов, влияющих на это, в том числе цифровых технологий. Главной целью проекта являются разработка, внедрение научно обоснованных и эффективных инструментов и механизмов формирования основ гармоничного развития детей в республике.
«Лаборатория детства» объединяет ведущие научные, образовательные центры России и Якутии для этих исследований.
Сейчас в дошкольных учреждениях проводится бесплатное комплексное медицинское обследование воспитанников, нам важно определить общее состояние здоровья и выявить факторы, влияющие на их развитие.
Обследования проводят ученые Медицинского института СВФУ имени Максима Аммосова, нашей лаборатории и Академии наук Якутии.
В первую очередь, осуществляется оценка первой линии иммунной защиты, иммунитета в целом, анализ физического развития, идет осмотр врачом — педиатром и медицинскими специалистами по показаниям.
Всем известно, что влияние различных негативных факторов может способствовать развитию ожирения, маловесности, низкого или высокого роста и других отклонений. Собранные физические показатели наших детей будут сравниваться со стандартами ВОЗ.
Также будет создана аналитическая база для разработки и внедрения научно обоснованных и эффективных инструментов, механизмов формирования основ гармоничного развития детей в республике, их оздоровления и профилактики заболеваний с раннего возраста.
Обследование детей позволит определить уровень врождённого и приобретенного иммунитета детей, иммунной защиты, уровень микроэлементов в организме, общее состояние развития, и, самое главное, изучить факторы, влияющие на развитие детей.
В части психологического исследования будет проведена индивидуальная диагностика и выработка норм развития, что позволит определить уровень когнитивного, эмоционального, регуляторного, речевого развития ребенка, в том числе относительно ровесников из других регионов страны.
На основе результатов диагностики психологи по желанию родителей предоставляют обратную связь и индивидуальные рекомендации по развитию ребенка.
Надо отметить, что в этом году по медицинской части мы охватим семь детских садов Якутска и два дошкольных учреждения Жатая. Обследование бесплатное, проводится только с согласия родителей и с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.
В части психологии и педагогики развития детей мы постараемся охватить всю республику. Здесь самую главную роль играют сотрудники детских садов, так как мы их обучаем на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, а непосредственно исследование проводят они, мы потом анализируем их данные.
Исследования проводятся по трем направлениям
– В проекте могут принять участие только дошкольники столицы?
– Конечно, нет. Нам важно собрать полную достоверную картину по всей республике. Поэтому «Лаборатория детства» не привязана к одному конкретному центру, зданию, одному человеку. Это большая группа исследователей и практиков.
Проект охватит детские сады, школы, медицинские учреждения, спортивные объекты различных территорий республики. Для этого Якутию условно разделили на пять зон: Арктические, Северные, Южные, Промышленные и Сельскохозяйственные районы.
Жизнь в них существенно отличается по климату, питанию и прочим факторам, поэтому состояние здоровья детей будет изучаться с точки зрения фундаментальной медицины. Работа пойдет по трем основным направлениям.
Исследование современного детства как периода жизни, где будет изучаться состояние здоровья детей в разных уголках Якутии. Результатом работы ученых по этому направлению должна стать большая программа по оздоровлению детей и профилактике заболеваний с раннего возраста и в условиях детских садов.
Второе направление – исследование психологического развития современных детей в Якутии. Ученые соберут данные, как на них влияет цифровизация, как влияют гаджеты на развитие детей и их поведение, как они общаются с родителями, и рассмотрят другие важные факторы.
И третье, ранняя помощь – разработка методов наиболее раннего выявления проблем или нарушений в развитии ребенка и оказание соответствующей квалифицированной медицинской, социально-психологической помощи ребенку и его семье для предотвращения инвалидизации и возвращения к норме развития.
Проект подразумевает на первом этапе обучение педагогов на местах, издание методической литературы для дошкольных и общеобразовательных учреждений, создание в районах Якутии центров ранней помощи, лабораторный анализ материалов и другие направления.
Поспеть за изменениями
– Очень своевременный проект в нашем стремительно меняющемся мире.
– Действительно, это так, а мир детства меняется еще стремительнее. Поэтому очень важно ухватить и понять, что несут изменения. Сегодня дети растут в совершенно новых и, порой, непонятных взрослым реалиях.
Огромной проблемой становится то, что дети меньше общаются с родителями, а взрослые в гораздо меньшей степени знают, что они делают. В городах и сельской местности, в арктической зоне и центральной Якутии дети растут в существенно различных условиях. Иными словами, развитие технологий, экономические факторы, социальные характеристики семьи и ближайшего окружения – все это и многое другое приводит к разнообразию уровня детского развития.
Несмотря на то, что на бытовом и профессионально-педагогическом уровне мы признаем существенное отличие знаний и опыта современных детей, фактической информации о состоянии детства в России и Якутии крайне мало.
Необходимо признать, что, в отличие от развитых стран, у нас недостаточно надежных данных. Это приводит к тому, что институты сферы детства развиваются, имея своим адресатом условного идеального ребенка, не учитывая реальную картину.
Часто система нормативов, стандартов унифицирована и не учитывает культурных, этнических и социально-экономических условий развития детей. Многие опираются на неактуальные данные, исследования, многие учреждения образования работают и воспитывают детей на основе научных достижений педагогики и психологии 30-40-летней давности, поэтому зачастую наши методы работы бывают устаревшими. Ведь современные дети уже другие, для них родитель, воспитатель и учитель не являются единственным источником знаний, как раньше.
Сейчас дети с раннего возраста получают информацию из гаджетов. А мы до сих пор не знаем, насколько отрицательно и положительно это влияет на их развитие. Изменились сама структура мышления, мировосприятие у детей.
***
Напомним, что впервые идея создания такой лаборатории прозвучала в 2019 году. Тогда, в преддверии 100-летия дошкольного образования Якутии, прошел форум работников дошкольного образования республики, где обсуждались вопросы развития дошкольного образования, детства и современных научных исследований детства.
Проект уже поддержан АЛРОСА, Российской академией образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, СВФУ им. М.К. Аммосова и рядом других ведущих научных учреждений России.
This post was published on 16.10.2021 08:26