В Якутии стартовал уникальный проект комплексного исследования здоровья и развития детей

В Якутии стартовал уникальный проект комплексного исследования здоровья и развития детей

Читайте нас

Каково состояние здоровья якутских ребятишек, что влияет на их развитие? На эти вопросы должен дать ответ новый проект «Лаборатория детства», который реализуется Целевым фондом будущих поколений Якутии и компанией «АЛРОСА» в рамках проекта «Растем с Якутией». В чем его цель, где он проводится, «Якутии» рассказал руководитель Научно-образовательного центра Академии наук Якутии и «Лаборатории детства» Юрий Семенов.

В центре внимания дошкольники

– Юрий Иванович, что это за проект и где проводится?

– Наш масштабный проект направлен на изучение состояния здоровья и развития детей дошкольного возраста, исследование факторов, влияющих на это, в том числе цифровых технологий. Главной целью проекта являются разработка, внедрение научно обоснованных и эффективных инструментов и механизмов формирования основ гармоничного развития детей в республике.

«Лаборатория детства» объединяет ведущие научные, образовательные центры России и Якутии для этих исследований.

Сейчас в дошкольных учреждениях проводится бесплатное комплексное медицинское обследование воспитанников, нам важно определить общее состояние здоровья и выявить факторы, влияющие на их развитие.

Обследования проводят ученые Медицинского института СВФУ имени Максима Аммосова, нашей лаборатории и Академии наук Якутии.

В первую очередь, осуществляется оценка первой линии иммунной защиты, иммунитета в целом, анализ физического развития, идет осмотр врачом — педиатром и медицинскими специалистами по показаниям.

Всем известно, что влияние различных негативных факторов может способствовать развитию ожирения, маловесности, низкого или высокого роста и других отклонений. Собранные физические показатели наших детей будут сравниваться со стандартами ВОЗ.

Также будет создана аналитическая база для разработки и внедрения научно обоснованных и эффективных инструментов, механизмов формирования основ гармоничного развития детей в республике, их оздоровления и профилактики заболеваний с раннего возраста.

Обследование детей позволит определить уровень врождённого и приобретенного иммунитета детей, иммунной защиты, уровень микроэлементов в организме, общее состояние развития, и, самое главное, изучить факторы, влияющие на развитие детей.

В части психологического исследования будет проведена индивидуальная диагностика и выработка норм развития, что позволит определить уровень когнитивного, эмоционального, регуляторного, речевого развития ребенка, в том числе относительно ровесников из других регионов страны.

На основе результатов диагностики психологи по желанию родителей предоставляют обратную связь и индивидуальные рекомендации по развитию ребенка.

Надо отметить, что в этом году по медицинской части мы охватим семь детских садов Якутска и два дошкольных учреждения Жатая. Обследование бесплатное, проводится только с согласия родителей и с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.

В части психологии и педагогики развития детей мы постараемся охватить всю республику. Здесь самую главную роль играют сотрудники детских садов, так как мы их обучаем на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, а непосредственно исследование проводят они,  мы потом анализируем их данные.

Исследования проводятся по трем направлениям

– В проекте могут принять участие только дошкольники столицы?

– Конечно, нет. Нам важно собрать полную достоверную картину по всей республике. Поэтому «Лаборатория детства» не привязана к одному конкретному центру, зданию, одному человеку. Это большая группа исследователей и практиков.

Проект охватит детские сады, школы, медицинские учреждения, спортивные объекты различных территорий республики. Для этого Якутию условно разделили на пять зон: Арктические, Северные, Южные, Промышленные и Сельскохозяйственные районы.

Жизнь в них существенно отличается по климату, питанию и прочим факторам, поэтому состояние здоровья детей будет изучаться с точки зрения фундаментальной медицины. Работа пойдет по трем основным направлениям.

Исследование современного детства как периода жизни, где будет изучаться состояние здоровья детей в разных уголках Якутии. Результатом работы ученых по этому направлению должна стать большая программа по оздоровлению детей и профилактике заболеваний с раннего возраста и в условиях детских садов.

Второе направление – исследование психологического развития современных детей в Якутии. Ученые соберут данные, как на них влияет цифровизация, как влияют гаджеты на развитие детей и их поведение, как они общаются с родителями, и рассмотрят другие важные факторы.

И третье, ранняя помощь – разработка методов наиболее раннего выявления проблем или нарушений в развитии ребенка и оказание соответствующей квалифицированной медицинской, социально-психологической помощи ребенку и его семье для предотвращения инвалидизации и возвращения к норме развития.

Проект подразумевает на первом этапе обучение педагогов на местах, издание методической литературы для дошкольных и общеобразовательных учреждений, создание в районах Якутии центров ранней помощи, лабораторный анализ материалов и другие направления.

Поспеть за изменениями

– Очень своевременный проект в нашем стремительно меняющемся мире.

– Действительно, это так, а мир детства меняется еще стремительнее. Поэтому очень важно ухватить и понять, что несут изменения. Сегодня дети растут в совершенно новых и, порой, непонятных взрослым реалиях.

Огромной проблемой становится то, что дети меньше общаются с родителями, а взрослые в гораздо меньшей степени знают, что они делают. В городах и  сельской местности, в арктической зоне и центральной Якутии дети растут в существенно различных условиях. Иными словами, развитие технологий, экономические факторы, социальные характеристики семьи и ближайшего окружения – все это и многое другое приводит к разнообразию уровня детского развития.

Несмотря на то, что на бытовом и профессионально-педагогическом уровне мы признаем существенное отличие знаний и опыта современных детей, фактической информации о состоянии детства в России и Якутии крайне мало.

Необходимо признать, что, в отличие от развитых стран, у нас недостаточно надежных данных. Это приводит к тому, что институты сферы детства развиваются, имея своим адресатом условного идеального ребенка, не учитывая реальную картину.

Часто система нормативов, стандартов унифицирована и не учитывает культурных, этнических и социально-экономических условий развития детей. Многие опираются на неактуальные данные, исследования, многие учреждения образования работают и воспитывают детей на основе научных достижений педагогики и психологии 30-40-летней давности, поэтому зачастую наши методы работы бывают устаревшими. Ведь современные дети уже другие, для них родитель, воспитатель и учитель не являются единственным источником знаний, как раньше.

Сейчас дети с раннего возраста получают информацию из гаджетов. А мы до сих пор не знаем, насколько отрицательно и положительно это влияет на их развитие. Изменились сама структура мышления, мировосприятие у детей.

***

Напомним, что впервые идея создания такой лаборатории прозвучала в 2019 году. Тогда, в преддверии 100-летия дошкольного образования Якутии, прошел форум работников дошкольного образования республики, где обсуждались вопросы развития дошкольного образования, детства и современных научных исследований детства.

Проект уже поддержан АЛРОСА, Российской академией образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, СВФУ им. М.К. Аммосова и рядом других ведущих научных учреждений России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
25 апреля
  • -5°
  • Ощущается: -12°Влажность: 58% Скорость ветра: 8 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: