Совсем недавно на базе Института развития образования и повышения квалификации РС(Я) им. С.Н. Донского-II открылся Центр непрерывного повышения педагогического мастерства. Директор института Ньургун Павлов рассказал «Якутии» о задачах, стоящих перед новым Центром, о том, как будет проходить обучение и сколько учителей сядет за парты в нынешнем учебном году.
– Ньургун Михайлович, с какой целью открылся в столице республики Центр непрерывного повышения педагогического мастерства?
– Такие центры начали свою работу с 1 сентября в 62 субъектах Российской Федерации в рамках нацпроекта «Образование». Они открываются как структурные подразделения институтов развития образования и повышения квалификации. Основная задача таких центров – это организация непрерывного повышения педагогического мастерства через разработку индивидуальных образовательных маршрутов.
Новое структурное подразделение открылось и на базе нашего института. Центр будет выполнять несколько функций. Во-первых, это тьюторское сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Во-вторых, будем работать над созданием региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, внедрением «горизонтального обучения» педагогов.
– Как будут разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты?
– Индивидуальные образовательные маршруты будут выстраиваться на основе выявления профессиональных дефицитов педагогов. Для этого будет использована автоматизированная система LK — 14, которая работает у нас с 2019 года. В этой системе учителя проходят тестирование по пяти компетенциям: предметным, психолого-педагогическим, методическим, коммуникативным и цифровым.
Далее учителям система предложит пройти образовательные модули для устранения дефицитов. У каждого слушателя будет разный объём курсов, исходя из его дефицитов. Дальнейшую практическую работу, стажировки мы планируем провести совместно с методическими службами улусов, методическими объединениями школ, базовыми школами и сетевыми учителями.
В целом же, до конца учебного года мы должны разработать индивидуальные образовательные маршруты для более чем 1500 учителей.
Главное – желание
– Каким образом педагоги из улусов могут попасть на обучение в Центр?
– В первую очередь, учитывается желание учителя повысить свою квалификацию. Каждый педагог может подать заявку на обучение в Центре. Также в день открытия Центра были заключены трёхсторонние соглашения между Министерством образования и науки РС (Я), нашим Институтом развития образования и повышения квалификации и муниципальными управлениями образования о взаимодействии для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников.
– Сколько длятся курсы?
– От 16 до 144 часов. Каждого учителя, который проходит через Центр непрерывного повышения педагогического мастерства, сопровождает тьютор. Сейчас в качестве тьюторов привлечены 36 педработников. Из них 18 человек прошли специальное обучение в Академии Министерства просвещения РФ, остальные 18 проходят сертификацию.
– Как вы будете работать с арктическими улусами?
– По арктическим улусам будет реализован проект «Учитель Арктики», разработана отдельная программа, планируем привлечь и другие ведущие институты. В нынешнем учебном году в Центре должны пройти обучение 420 педагогических работников и 300 руководителей общеобразовательных организаций из арктических районов Якутии.
Качества современного учителя
– Какова обеспеченность Центра с технической точки зрения?
– Для Центра непрерывного повышения педагогического мастерства выделен первый этаж здания института, проведён капитальный ремонт, подготовлены лектории, вебинарные и тьюторские кабинеты, многофункциональные аудитории для индивидуальной и командной работы, современная студия для видеозаписи и видеомонтажа, коворкинг-пространство. Получено и установлено оборудование кабинетов.
В общей сложности, на техническое оснащение Центра из федерального бюджета было выделено порядка 11 млн руб.
– Что стоит в ближайших планах?
– Сейчас мы полностью погружаемся в работу по организации обучения педагогов по непрерывной модели.
– Как вы считаете, каким должен быть современный учитель, какими качествами и компетенциями он должен обладать, ведь он обучает детей нового поколения, которые с юных лет пользуются интернетом, различными гаджетами?
– Стремительное развитие жизни и понимание того, что дети, которых мы сегодня обучаем, воспитываем, будут жить в совершенно ином мире, заставляет педагогов задуматься о содержании современного образования. Мы должны его обновить, сохранив ту фундаментальность, которую сегодня имеем. И обновление вызвано переходом во всех сферах жизнедеятельности человека в цифровой формат.
Что касается компетенций, то я думаю, что современный учитель должен уметь организовывать обучение так, чтобы подросток свободно высказывал своё мнение, не боялся возражать и спорить, уметь создавать пространство, в котором ребёнку будет интересно учиться, применять новую методику или технологии, уметь подбирать учебный материал таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от его способностей, мог разобраться в теме урока, уметь определять настроение детей, их интересы, потребности, настрой на обучение. И, конечно же, современный учитель обязательно должен уделять время самообразованию.
Ирина Романова
This post was published on 26.09.2021 10:16