Участник фестиваля Муус устар Петр Лундстрем о концертах в Донбассе, дамах на Венском балу и связи с землей

Участник фестиваля Муус устар Петр Лундстрем о концертах в Донбассе, дамах на Венском балу и связи с землей

13:00
21 февраля 2024
Фото: пресс-служба ВШМ РС(Я).
Читайте нас

Участник фестиваля «Муус устар» скрипач Пётр Лундстрем полгода назад побывал в Якутске, но выбраться тогда в Высшую школу музыки, о которой был много наслышан и очень хотел посетить, так и не смог. И вот час настал…

«Браво, браво, браво!»

Фото: пресс-служба ВШМ РС(Я).

Детский духовой оркестр ВШМ под руководством Александра Кузьмина встретил высокого гостя «Маршем танкистов» Чернецкого, который тут же сменился «Якутским попурри-маршем» Айаала Малышева.

После маршевой музыки настал черёд лирической: скрипачка Айсулуу Туркебаева (класс профессора Ларисы Габышевой) исполнила «Экспромт» Балакирева, а преподаватель кафедры специального фортепиано, лауреат международных конкурсов Игорь Захаров — «Этюд ре минор» Прокофьева.

Затем Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии» под руководством Станислава Афанасенко и Ларисы Габышевой сыграл Баха, Рахманинова, закончив свое выступление зажигательной «Румынской рапсодией» Джорджа Энеску, с последним тактом которой раздался восхищенный свист (показалось даже, что это сделал не кто иной, как сам Лундстрем, но, сидя сзади, не разберешь).

— Спасибо за горячий приём! — поблагодарил он. — Поздравляю всех, кто сейчас выступал. Было потрясающе! Это касается и прекрасного ансамбля скрипачей, и девушки, которая выступала перед ними, и замечательного духового оркестра. Просто браво, браво, браво!  Хотя концерт в десять утра — это самое страшное, что может быть в жизни. Но вы молодцы. И низкий поклон вашим преподавателям.

Кстати, я тоже учился в Высшей школе — Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде. И сейчас я подумал — здесь бы с таким удовольствием побывал мой профессор Захар Нухимович Брон. После я долгое время был его ассистентом, и сейчас у меня возникло ощущение, будто я вернулся в то время. Извините мою ностальгию в мои очень старые годы, — пошутил Пётр Лундстрем, которому 31 год.

«Что ты делаешь от сердца»

Тут же он рассказал «очень веселую историю»:

— В Высшей школе музыки у нас была сессионная система. Захар Нухимович приезжал раз в месяц на пять-шесть дней и каждый день давал уроки с восьми утра до десяти вечера. Длились они и до часу ночи, и дольше, но это нормально, заниматься полезно.

И вот однажды жду я своего урока, который должен был начаться в 20.00. Но уже девять, десять… А дело в том, что к профессору приехал заниматься Федя Рудин – ныне известный скрипач Федор Рудин (Захар Нухимович без работы жить не может, у него ученики во всех странах, он преподавал в Кельне, Мадриде, Швейцарии и так далее). В общем, начался мой урок только в десять вечера. Но сначала же надо обсудить новости – Федя ведь издалека приехал. И мы говорим, говорим, наконец, профессор спохватывается и говорит ему: «Сейчас уже так поздно. Пойдемте, я вас покормлю ужином», — потом поворачивается ко мне: «А ты приходи завтра, в 7.30 утра».

Юные музыканты выслушали его с пониманием.

Но вот еще один говорящий штрих к биографии нашего гостя: Петр Лундстрем дает концерты в Донбассе с 2019 года. Играл в госпиталях, для резервистов, а в Мариуполе выступал тогда, когда он еще не был до конца освобожден:

— Меня Владимир Владимирович Путин спросил об этом: «Что вы играете и как реагируют?» А ребята там замечательно принимают классическую музыку. На войне, где истончена грань между жизнью и смертью, какие-то вещи гораздо тоньше и явственнее чувствуются. Там видно, что ты делаешь от сердца, а что – ради пиара или чего-то еще. Поэтому и музыка воспринимается особенно остро. Я часто играю там Баха – это великое, высокое, подлинно высокое искусство, которое мало кого оставляет равнодушным.

«Дама на Венском балу»

Фото: пресс-служба ВШМ РС(Я).

Во время мастер-класса в ВШМ маэстро говорил своим юным будущим коллегам, что искусство должно приносить радость, и для этого важно совершенствоваться, постоянно выходя из зоны комфорта, но не теряя при этом головы.

Словно напоминая о том, что игра на скрипке – это разговор души с душой, он обращался к стоящему на сцене школьнику: «Попробуй поговорить с нами», причем так, «чтобы все почувствовали — ты внутри этой музыки», а девочкам советовал: «Представь, что ты дама на Венском балу, но ты пришла не всех здесь уничтожить, а достойно провести вечер. Легче, легче! И — сдержанно, благородно», — в то же время предостерегая от излишней скромности, которая публику, особенно не очень подготовленную, способна вогнать в сон.

Конечно, много было и такого, что непосвященным было непонятно – «рассинхронизация правой и левой рук», «обязательность дослушивания последней ноты», «абсолютный запрет на атаки звуков, если мы не хотим делать их специально» — но непосвященных здесь и не было, за исключением представителей прессы.

Разумеется, ребята волновались, но Петр Леонидович умел их успокоить: «Волнение – это нормально. Один из великих пианистов перед выходом на сцену однажды сказал: «Почему я не умер в детстве!»

Так, где в шутку, а где всерьез, он преподал своим слушателям настоящий урок жизни: «Есть одно качество, и оно мне кажется самым главным. Называется оно благодарность. На свете не так много благодарных людей. Я стараюсь это качество в себе воспитывать и очень ценю его в других людях. Вы должны быть благодарны своим педагогам, которые делают совершенно невероятную работу».

«Сила — в связи с землей»

Но чувство благодарности – оно всеобъемлюще. Благодарность педагогам, школе, семье и – Родине, потому что как же без этого?

— Мне всегда давало силы знание истории своей семьи. Я знаю, что в Якутии любят и свою малую Родину, и большую. В этой связи с землей сила и таится. Я два года жил в Китае, четыре года учился в Испании, какое-то время жил в Швейцарии, и мне было хорошо везде, но я всегда чувствовал, что я русский, который приехал в гости, что я представляю здесь Россию.

В действительности во мне намешано много кровей: фамилия у меня шведская, бабушка – татарка, а мой дед Игорь Леонидович Лундстрем и его брат Олег Леонидович родились в Чите, где мы организовали крупнейший музыкальный форум в Забайкалье имени Олега Лундстрема.

Олег Леонидович в 1934 году создал в Харбине оркестр, которому нынче исполняется 90 лет, и в честь этого события мы проведем в Чите уже третий фестиваль. Начнется он гала-концертом в Москве, закончится гала-концертом в Пекине, но основная часть – читинская, куда я всех и приглашаю. К тому же это не так уж далеко отсюда, так что приезжайте!

К слову, для нашего гостя две тысячи километров – не расстояние: из Якутска он улетел в Архангельск, откуда должен вернуться на форум в Москве, а потом его ждут на Сахалине. Удивительно, как при столь плотном графике Петр Лундстрем сумел вырваться на пару часов в ВШМ, где буквально до последних минут вел мастер-класс и не успел даже осмотреть корпуса, но ректор Надежда Михайловна Зайкова нимало не была этим огорчена: «Мы же строимся. Вот когда построимся…»

Прощаясь, обе стороны выразили надежду на будущую встречу, которая не будет такой короткой.

+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
28 апреля
  • -5°
  • Ощущается: -12°Влажность: 58% Скорость ветра: 8 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: