X

«Соединились в любви»: ММОМА и НХМ представляют выставку «Человек и его ландшафты»

Фестиваль «Территория» завершился, но ещё месяц пробудет с нами — стартовавшая в его рамках выставка «Человек и его ландшафты» Московского музея современного искусства (Moscow Museum of Modern Art, сокращённо — ММОМА) будет работать в Национальном художественном музее до 17 июля.

«Расширяя горизонты»

— Выставка ММОМА как бы включена в постоянную экспозицию Национального художественного музея. Человек, покупая билет в наш музей, посещает и постоянную экспозицию, и выставку «Человек и его ландшафты» — это была принципиальная позиция организаторов, и мы ее поддержали, — сказала на открытии генеральный директор НХМ Влада Тимофеева.

— Эта выставка уникальна тем, что многие приемы в Якутске использованы впервые. Для этого такие фестивали современного искусства и проводятся, расширяя горизонты, расширяя границы. Наши посетители узнают много новых имен, почерпнут много нового.

— Наша коллекция российского искусства ХХ — начала ХХI века по праву считается одной из сильнейших в стране за счет своего разнообразия, — поясняет заведующий научным отделом музея Андрей Егоров. — В ней представлены самые разные течения, зачастую полемизирующие друг с другом, разные имена, разные художественные идеи — своего рода калейдоскоп.

Художников на выставке много — от первых авангардных лет начала ХХ века до послевоенного искусства, школы московского концептуализма, экспериментов с ленд-артом, оптическими эффектами.

В этом калейдоскопическом сочетании имен выявляется всеединство, которое скрепляет нашу культуру в ее многообразии. Всеединство, когда все взаимосвязано, взаимоподчинено, но при этом без утраты индивидуальности.

Москва, Якутск, экспозиция Третьяковской  галереи, с которой нам повезло соседствовать, — это своего рода симфония, и это пространство, эта среда очень продуктивно настраивает на осмысление, на размышление.

Нам очень важно было включить в свою выставку работы из коллекции Национального художественного музея: не просто привезти проект из Москвы, а показать единое культурное смысловое поле.

— Соединились в любви, — продолжила одна из кураторов выставки Катерина Зайцева. — Мы переживали, что здесь у нас нет опор, которые есть в Москве, но получили колоссальную поддержку, и я тронута участием ваших сотрудников. Даже хранитель фонда, как оказалось, может тут красить, пилить, таскать, отвечать на звонки в ночное уже время. Спасибо за такое гостеприимство!

Музей — более консервативная институция, чем театр, и мы благодарны вам за то, что вы отважились нас принять.

— Наша выставка — приглашение к размышлению, — продолжил Андрей Егоров. — Если какие-то работы покажутся непонятными… Непонимание — продуктивное чувство, оно сразу включает воображение и рефлексию, приглашает задуматься, что такое наша сегодняшняя культура.

Мир ду́хов и бедные материалы

«Включать воображение и рефлексию» предлагается в двух залах — условно говоря, «белом», играющем роль райского сада, и «сером», точнее, темном, где подсвечены только картины, и который, по словам одного из кураторов выставки Катерины Зайцевой, «посвящен метрополису, большому урбанистическому пространству».

Катерина — куратор «белого» зала — посвятила нас в «кухню» процесса:

— Когда мы готовили выставку, удивительным образом наткнулись на объект, который назывался «Удаганка».

Стали смотреть, что это такое, и оказалось, что это то, что нам нужно. А просматривая фонды НХМ, нашли картину «Удаган». Думали, это шаман в мужском  роде. Оказалось, что нет. Но мы решили соединить их: круг приподняли, будто это луна, солнце, бубен либо звук бубна, который расходится кругами…»

«Белый» зал Катерины Зайцевой — «мир деревни, где сохраняется связь с первоначальным миром природы, миром духов», но не только, и пример тому — композиция Олега Ланга с использованием так называемого «бедного материала»:

— Здесь использованы  материалы настолько бедные, что шайку, в которой выставлена мыльная башня,  несколько раз порывались во время экспонирования куда-то унести и выбросить, — поясняла куратор.

— Тема воды, шайки и мыла описывает, возможно,  историю Москвы, историю проекта постройки Дворца советов, ради которой был взорван храм Христа Спасителя. Постройка не состоялась, а котлован под это совершенно утопическое огромное здание после войны превратили в общественный бассейн.

Это история попытки создания чего-то громадного, не соразмерного человеку, и невозможности это совершить, потому что среда и ландшафты к нему не приспособлены. Это и ирония художника относительно того, что великие памятники рано или поздно рушатся, размываются.

«Сражение человека с чудищами»

Во втором же зале, подготовленном куратором Марией Дорониной, сразу на входе глядит на тебя из тьмы триптих Ольги Тобрелутс «Модернизация».

— Несмотря на элементы 3Д графики, компьютерной виртуальной реальности, здесь происходит некая махия, взят классический античный сюжет, когда идет сражение героев с антигероями, человека с чудищами.

В городе, где нет природного фона, разные поверхности становятся экранами для разных человеческих проекций, — голос Катерины Зайцевой, звеневший колокольчиком в «белом» зале, тут вроде даже становится как-то глуше.

Здесь среди картин и композиций ММОМА тоже есть работы якутских художников. На стене возле обеденного стола, где гостей ждут геометрические фигуры на тарелках, — «Уходящая натура» Сарданы Ивановой: женщины в старинной одежде на фоне панорамы Якутска.

Рядом — панно
Валентины Васильевой «Озеро Лабынкыр». Милый коврик, расшитый бисером — если не знать местных легенд о том, что скрывается в глубинах этого озера…

Но это неблагодарное дело — рассказывать о выставке. Надо смотреть самим, тем более что НХМ перешёл на летний режим работы и до 17 июля будет работать без выходных: в среду основное здание музея на Кирова, 9, где «дислоцируются» выставки ММОМА и Третьяковской галереи, открыто с 12 до 20 часов, по остальным дням — с 11 до 19 часов.
Фото автора.

+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 12.06.2022 10:25

Related Post