Новое предприятие было создано на базе Батагайского, Чокурдахского, Тиксинского, Колымо-Индигирского и Маганского авиаотрядов, Национальной авиакомпании «СахаАвиа»ь
8 октября ветераны, работники авиационной отрасли и общественность республики отметили 95-летний юбилей авиации Якутии.
Именно в этот день в 1925 году над Якутском совершил свой первый показательный полёт английский самолет «Сопвич». Это были годы героического самоотверженного труда первопроходцев – открывателей воздушных трасс, людей, стоявших у истоков создания авиации, вложивших свой ум и талант в её поступательное развитие.
– Во второй половине 60-х якутские авиаторы были пионерами освоения газотурбинной авиатехники (Ан-24 и Ан-12, Ми-6, Ми-2 и Л-410, Ми-8) в условиях Крайнего Севера и успешно справились с этой задачей. Несколько позже, используя накопленный опыт, в Якутии продолжалось освоение эксплуатации как указанных выше судов, так и новых – Як-40, Ан-26 и Ту-154. Подходя творчески к их освоению, авиаторы предложили много усовершенствований, значительно расширивших диапазон эксплуатации самолётов и вертолётов при низких температурах наружного воздуха.
80-е годы для авиации Якутии были годами триумфального развития: ввели в эксплуатацию турбореактивные самолеты ТУ-154, Ил-76, вертолеты Ми-26, был огромный спрос на пассажирские перевозки в развивающихся промышленных центрах – Мирном, Полярном, Нерюнгри, Депутатском. Воздушный флот республики был задействован в строительстве предприятий-гигантов, цветной металлургии, газопровода, высоковольтных ЛЭП, разведке и освоении алмазных месторождений Западной Якутии.
Непростые постперестроечные годы стали тяжелым испытанием, так как авиация находилась в системном кризисе. В связи с падением объёмов работ и задержкой зарплаты происходил массовый отток работников из отрасли.
Создание компании
Наследником славных традиций полярной авиации стала авиакомпания «Полярные авиалинии», учреждённая в 1997 году. На базе Батагайского, Чокурдахского, Тиксинского, Колымо-Индигирского и Маганского авиаотрядов, Национальной авиакомпании «СахаАвиа» началось создание нового авиапредприятия.
Первый регулярный рейс «полярников» был открыт 9 июня 1998 года по маршруту Тикси — Москва. Полёты выполнялись на самолете ТУ-154. Эта победа не отменяла того, что авиакомпания находилась в состоянии глубокого кризиса. На балансе имелось всего 4 единицы исправных ВС – один Ан-24, два Ан-2 и один Ми-8. Неоценимый вклад в выведение компании из кризиса внесли все руководители авиакомпании, проводилась целенаправленная и усердная работа, восстанавливалась производственная база, усиливались меры по безопасности полётов, проводились взвешенные организационно-управленческие решения.
Год за годом ситуация исправлялась. Для удовлетворения растущего спроса на пассажирские перевозки на внутренних линиях в последующее десятилетие происходило поэтапное приобретение воздушных судов: в октябре 2001 года принят первый самолет Ан-3Т, в 2005-м восстановлена лётная годность двух Ан-26, в 2006-м приобретены 2 самолета Ан-24 РВ, с 2005 по 2007 годы приобретены 3 самолета Ан-3Т, в 2009-м парк пополнился 4-мя самолетами Л-410.
Сейчас «Полярные авиалинии» – ключевой региональный перевозчик Якутии с самой обширной маршрутной сетью в стране по местным воздушным перевозкам. География полётов – 192 маршрута (21 регулярный межрайонный и 171 внутрирайонный) по 80% территории республики. Авиапарк насчитывает 63 ВС: 12 самолётов АН-24 и 3 самолета АН-26, 7 самолётов АН-2 и 6 самолетов АН-3, 5 самолётов Л-410, 1 Пилатус (PC-6), 2 самолёта DA-40 (Тундра), 18 вертолётов МИ-8Т и 9 вертолётов МИ-8МТВ.
В тесной связке
Экипажи авиакомпании никогда не оставались в стороне от людских бед. При аварии на электростанции в селе Табалах Верхоянского района жители остались на грани замерзания: на Ан-26 был оперативно доставлен новый дизель в Батагай, а оттуда на Ми-8 на внешней подвеске в село. В 2006-м пилоты совершали исключительно сложную посадку на дрейфующую льдину при обслуживании северо-широтной экспедиции яхты «Тара».
Вертолёты «полярников» помогают геологам, алмазодобытчикам, оленеводам, газовикам, совершая облеты линий электропередач, газопроводов, помогая выполнить пересчёт поголовья оленеводческих стад. Во время весеннего паводка воздушные суда авиакомпании задействованы в перевозке спасателей и жителей затопленных сёл, а в жаркий летний сезон – в ликвидации лесных пожаров. Важную роль занимают поисковые и аварийно-спасательные работы. В рамках плодотворной работы с Республиканским центром медицины катастроф выполняются санитарные рейсы по оказанию срочной медицинской помощи. К примеру, с начала пандемии Covid-19 наши экипажи эвакуировали на 140 рейсах 284 пациентов с коронавирусной инфекцией. В подобных ситуациях значение авиакомпании для жителей республики неоценимо.
С каждым годом наша авиакомпания показывает всё более уверенные темпы развития, позволяя пассажирам комфортно и безопасно перемещаться в разные уголки республики. Приятно отметить показатели работы нашей авиакомпании. За прошлый год нашими воздушными судами перевезено свыше 111 тысяч пассажиров.
Это стало возможным благодаря ежедневному упорному труду всех работников авиакомпании: командиров воздушных судов и пилотов, бортпроводников и инженеров, диспетчеров и сотрудников наземных служб, административного и управленческого состава.
Сегодня в авиакомпании трудятся почётные работники воздушного транспорта Якутии, ветераны авиации республики, ветераны труда РФ, лауреаты премии им. В.И.Кузьмина. Большое внимание авиакомпании уделяется социальной программе: увеличивается заработная плата для летного и инженерно-технического составов, вводятся дополнительные меры материального стимулирования работников.
По инициативе «Полярных авиалиний» реализуется республиканский проект «Молодёжь в авиацию», направленный на повышение престижа профессии лётчика и подготовку кадров для нужд авиации. Ещё с советских времен инженерные службы проводили техническое обслуживание авиатранспорта на открытом воздухе, зимой – при температуре ниже 50 градусов. Сейчас в авиакомпании улучшаются условия и качество проведения технического обслуживания: за два года построены авиационные ангары в Маганском производственном комплексе (МПК) и Батагае, а также цех подготовки производства в МПК. В ближайшее время ожидаются строительство ангара в Якутске, обустройство вертолётных площадок и другие мероприятия по укреплению материально-технической базы.
Устремленные в будущее
За последние два года флот авиакомпании пополнился 5-ю новыми вертолётами Ми-8МТВ-1 в медицинской комплектации. Вертолёты приобретены в рамках федеральной программы развития санавиации в труднодоступных регионах РФ на условиях льготного лизинга ГТЛК. Всего за 23-летнюю деятельность АК налёт часов на санитарных рейсах составил более 70 тысяч, спасено более 90 тысяч человеческих жизней.
Авиакомпания ежегодно улучшает качественные показатели деятельности по занятости кресел, коммерческой загрузке (85%), безопасности полётов (99.83%), наращивает объёмы перевозок пассажиров и грузов.
Несмотря на отраслевой кризис в авиации, вызванный пандемией Covid-19, авиакомпания сохраняет объёмы перевозок на уровне прошлого года, растут объемы заказной работы и перевозки грузов.
Финансово-экономическое положение АК «Полярные авиалинии» стабильно: нет просроченных долгов по налогам, кредитам и другим обязательствам. Уже 9 лет авиаперевозчик работает с положительным финансовым результатом.
По соглашениям, заключённым с разработчиками, до 2032 года авиапарк пополнится 7 модернизованными вертолетами «АНСАТ», 25 самолётами ЛМС «Байкал» (9 пассажиромест), 13 самолётами Л–610 (до 48 пассажиромест) и Ил–114–300 (до 52 пассажиромест). Изучены все летно-технические характеристики новых самолётов и вертолётов с точки зрения их эксплуатации в условиях Крайнего Севера, где не развита аэродромная сеть, имеются экстремальные природно-климатические условия, огромные расстояния, малая плотность населения, что влечет за собой низкую маржинальность авиаперевозок.
«Полярные авиалинии» в полной мере осуществляют многоплановые функции внутрирегионального перевозчика. Оставаясь коммерчески успешной, авиакомпания продолжает эффективно выполнять задачи государственного значения. Несомненно, приоритетами деятельности авиакомпании будут оставаться поддержание высокого уровня безопасности полётов и удовлетворение потребностей населения и экономики в авиаперевозках, что крайне важно для самого труднодоступного региона России.
This post was published on 10.10.2020 13:36
В течение этого года в разных районах республики введут в эксплуатацию восемь крупных медучреждений. Их…
Сегодня в столице республики прошла торжественная церемония возложения цветов к памятнику якутского снайпера и мемориальному…
Во вторник, шестого мая, в Якутске, у дома 102-летнего ветерана Великой Отечественной войны Семёна Колтовского…
В Якутск 6 мая с рабочим визитом прибыл министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Министр принял…
Постановка Русского театра «Евгений Онегин» прошла предварительный отбор на «Золотую маску». Эксперты самой престижной в…
Ежегодно во время отчетов правительства Якутии и главы района жители обращаются с просьбой открыть диализный…