Семён Винокуров: «Полярные авиалинии» – продолжатели славных традиций полярной авиации

Семён Винокуров: «Полярные авиалинии» – продолжатели славных традиций полярной авиации

Новое предприятие было создано на базе Батагайского, Чокурдахского, Тиксинского, Колымо-Индигирского и Маганского авиаотрядов, Национальной авиакомпании «СахаАвиа»ь
13:36
10 октября 2020
Читайте нас

8 октября ветераны, работники авиационной отрасли и общественность республики отметили 95-летний юбилей авиации Якутии.

Именно в этот день в 1925 году над Якутском совершил свой первый показательный полёт английский самолет «Сопвич». Это были годы героического самоотверженного труда первопроходцев – открывателей воздушных трасс, людей, стоявших у истоков создания авиации, вложивших свой ум и талант в её поступательное развитие.

– Во второй половине 60-х якутские авиаторы были пионерами освоения газотурбинной авиатехники (Ан-24 и Ан-12, Ми-6, Ми-2 и Л-410, Ми-8) в условиях Крайнего Севера и успешно справились с этой задачей. Несколько позже, используя накопленный опыт, в Якутии продолжалось освоение эксплуатации как указанных выше судов, так и новых – Як-40, Ан-26 и Ту-154. Подходя творчески к их освоению, авиаторы предложили много усовершенствований, значительно расширивших диапазон эксплуатации самолётов и вертолётов при низких температурах наружного воздуха.

80-е годы для авиации Якутии были годами триумфального развития: ввели в эксплуатацию турбореактивные самолеты ТУ-154, Ил-76, вертолеты Ми-26, был огромный спрос на пассажирские перевозки в развивающихся промышленных центрах – Мирном, Полярном, Нерюнгри, Депутатском. Воздушный флот республики был задействован в строительстве предприятий-гигантов, цветной металлургии, газопровода, высоковольтных ЛЭП, разведке и освоении алмазных месторождений Западной Якутии.

Непростые постперестроечные годы стали тяжелым испытанием, так как авиация находилась в системном кризисе. В связи с падением объёмов работ и задержкой зарплаты происходил массовый отток работников из отрасли.

Создание компании

Наследником славных традиций полярной авиации стала авиакомпания «Полярные авиалинии», учреждённая в 1997 году. На базе Батагайского, Чокурдахского, Тиксинского, Колымо-Индигирского и Маганского авиаотрядов, Национальной авиакомпании «СахаАвиа» началось создание нового авиапредприятия.

Первый регулярный рейс «полярников» был открыт 9 июня 1998 года по маршруту Тикси — Москва. Полёты выполнялись на самолете ТУ-154. Эта победа не отменяла того, что авиакомпания находилась в состоянии глубокого кризиса. На балансе имелось всего 4 единицы исправных ВС – один Ан-24, два Ан-2 и один Ми-8. Неоценимый вклад в выведение компании из кризиса внесли все руководители авиакомпании, проводилась целенаправленная и усердная работа, восстанавливалась производственная база, усиливались меры по безопасности полётов, проводились взвешенные организационно-управленческие решения.
Год за годом ситуация исправлялась. Для удовлетворения растущего спроса на пассажирские перевозки на внутренних линиях в последующее десятилетие происходило поэтапное приобретение воздушных судов: в октябре 2001 года принят первый самолет Ан-3Т, в 2005-м восстановлена лётная годность двух Ан-26, в 2006-м приобретены 2 самолета Ан-24 РВ, с 2005 по 2007 годы приобретены 3 самолета Ан-3Т, в 2009-м парк пополнился 4-мя самолетами Л-410.

Сейчас «Полярные авиалинии» – ключевой региональный перевозчик Якутии с самой обширной маршрутной сетью в стране по местным воздушным перевозкам. География полётов – 192 маршрута (21 регулярный межрайонный и 171 внутрирайонный) по 80% территории республики. Авиапарк насчитывает 63 ВС: 12 самолётов АН-24 и 3 самолета АН-26, 7 самолётов АН-2 и 6 самолетов АН-3, 5 самолётов Л-410, 1 Пилатус (PC-6), 2 самолёта DA-40 (Тундра), 18 вертолётов МИ-8Т и 9 вертолётов МИ-8МТВ.

В тесной связке

Экипажи авиакомпании никогда не оставались в стороне от людских бед. При аварии на электростанции в селе Табалах Верхоянского района жители остались на грани замерзания: на Ан-26 был оперативно доставлен новый дизель в Батагай, а оттуда на Ми-8 на внешней подвеске в село. В 2006-м пилоты совершали исключительно сложную посадку на дрейфующую льдину при обслуживании северо-широтной экспедиции яхты «Тара».

Вертолёты «полярников» помогают геологам, алмазодобытчикам, оленеводам, газовикам, совершая облеты линий электропередач, газопроводов, помогая выполнить пересчёт поголовья оленеводческих стад. Во время весеннего паводка воздушные суда авиакомпании задействованы в перевозке спасателей и жителей затопленных сёл, а в жаркий летний сезон – в ликвидации лесных пожаров. Важную роль занимают поисковые и аварийно-спасательные работы. В рамках плодотворной работы с Республиканским центром медицины катастроф выполняются санитарные рейсы по оказанию срочной медицинской помощи. К примеру, с начала пандемии Covid-19 наши экипажи эвакуировали на 140 рейсах 284 пациентов с коронавирусной инфекцией. В подобных ситуациях значение авиакомпании для жителей республики неоценимо.

С каждым годом наша авиакомпания показывает всё более уверенные темпы развития, позволяя пассажирам комфортно и безопасно перемещаться в разные уголки республики. Приятно отметить показатели работы нашей авиакомпании. За прошлый год нашими воздушными судами перевезено свыше 111 тысяч пассажиров.

Это стало возможным благодаря ежедневному упорному труду всех работников авиакомпании: командиров воздушных судов и пилотов, бортпроводников и инженеров, диспетчеров и сотрудников наземных служб, административного и управленческого состава.

Сегодня в авиакомпании трудятся почётные работники воздушного транспорта Якутии, ветераны авиации республики, ветераны труда РФ, лауреаты премии им. В.И.Кузьмина. Большое внимание авиакомпании уделяется социальной программе: увеличивается заработная плата для летного и инженерно-технического составов, вводятся дополнительные меры материального стимулирования работников.

По инициативе «Полярных авиалиний» реализуется республиканский проект «Молодёжь в авиацию», направленный на повышение престижа профессии лётчика и подготовку кадров для нужд авиации. Ещё с советских времен инженерные службы проводили техническое обслуживание авиатранспорта на открытом воздухе, зимой – при температуре ниже 50 градусов. Сейчас в авиакомпании улучшаются условия и качество проведения технического обслуживания: за два года построены авиационные ангары в Маганском производственном комплексе (МПК) и Батагае, а также цех подготовки производства в МПК. В ближайшее время ожидаются строительство ангара в Якутске, обустройство вертолётных площадок и другие мероприятия по укреплению материально-технической базы.

Устремленные в будущее

За последние два года флот авиакомпании пополнился 5-ю новыми вертолётами Ми-8МТВ-1 в медицинской комплектации. Вертолёты приобретены в рамках федеральной программы развития санавиации в труднодоступных регионах РФ на условиях льготного лизинга ГТЛК. Всего за 23-летнюю деятельность АК налёт часов на санитарных рейсах составил более 70 тысяч, спасено более 90 тысяч человеческих жизней.

Авиакомпания ежегодно улучшает качественные показатели деятельности по занятости кресел, коммерческой загрузке (85%), безопасности полётов (99.83%), наращивает объёмы перевозок пассажиров и грузов.

Несмотря на отраслевой кризис в авиации, вызванный пандемией Covid-19, авиакомпания сохраняет объёмы перевозок на уровне прошлого года, растут объемы заказной работы и перевозки грузов.

Финансово-экономическое положение АК «Полярные авиалинии» стабильно: нет просроченных долгов по налогам, кредитам и другим обязательствам. Уже 9 лет авиаперевозчик работает с положительным финансовым результатом.

По соглашениям, заключённым с разработчиками, до 2032 года авиапарк пополнится 7 модернизованными вертолетами «АНСАТ», 25 самолётами ЛМС «Байкал» (9 пассажиромест), 13 самолётами Л–610 (до 48 пассажиромест) и Ил–114–300 (до 52 пассажиромест). Изучены все летно-технические характеристики новых самолётов и вертолётов с точки зрения их эксплуатации в условиях Крайнего Севера, где не развита аэродромная сеть, имеются экстремальные природно-климатические условия, огромные расстояния, малая плотность населения, что влечет за собой низкую маржинальность авиаперевозок.

«Полярные авиалинии» в полной мере осуществляют многоплановые функции внутрирегионального перевозчика. Оставаясь коммерчески успешной, авиакомпания продолжает эффективно выполнять задачи государственного значения. Несомненно, приоритетами деятельности авиакомпании будут оставаться поддержание высокого уровня безопасности полётов и удовлетворение потребностей населения и экономики в авиаперевозках, что крайне важно для самого труднодоступного региона России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -14°
  • Ощущается: -21°Влажность: 43% Скорость ветра: 5 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: