X

С милосердием к людям

Репортаж из Вилюйского психоневрологического интерната

Сотрудники и жильцы Вилюйского психоневрологического интерната с нетерпением ждут переезда в новое каменное трехэтажное здание. Полностью оно будет готово к декабрю 2020 года.

Ангел, спустившийся с небес

Сам интернат находится в пригороде Вилюйска – селе Сосновка. Носит он имя отважной англичанки – сестры милосердия Кэт Марсден, основавшей в селе приют для прокаженных и значительную часть своей жизни посвятившей облегчению участи больных лепрой. Англичанка оставила неизгладимый след в истории Вилюйского района и навсегда останется в памяти местных жителей как ангел, спустившийся с небес.

Первой, с кем я познакомился в Вилюйском интернате, стала директор ПНИ Клеопатра Корякина, которая устроила экскурсию по своему учреждению.

— Строение старое, не соответствует нормам противопожарной безопасности. У нас 74 сотрудника и 105 подопечных, из них дееспособными являются только двое, да и те нуждаются в постоянном постороннем уходе. Когда построят новое здание, палаты будут увеличены по квадратуре, появятся актовый зал, большая столовая и лифт, что при наличии неходячих, ограниченно мобильных людей жизненно необходимо.

Новое здание интерната строится в рамках федерального проекта по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни пожилых граждан «Старшее поколение» Национального проекта «Демография». Помещение будет рассчитано на 150 мест.

Клеопатра Автономовна считает, что Якутия остро нуждается в таких интернатах.

— Раньше мы обслуживали три района – Вилюйский, Верхневилюйский и Кобяйский. Теперь к нам приезжают со всей республики. А что делать, таких заведений всего пять в Якутии. Минтруд большую работу проводит – сейчас за счет федеральных средств Пенсионного фонда России в Томмоте заканчивается строительство нового здания интерната на 395 мест. Очень рады за коллег, и у нас через год новоселье ожидается, начнется новая жизнь.

Первое, на что обращаешь внимание в интернате – чистота и отсутствие неприятных запахов. Все постояльцы чистые и опрятные. Многие подходят поздороваться, новый человек вызывает у них живой интерес.

Как мне объяснили, персонал предпочитает использовать слова «житель», «постоялец» или «подопечный» вместо «пациент» или «больной».

Ранее мне не доводилось бывать в подобных заведениях. Все мои представления о них ограничивались жуткими сюжетами по телевидению. Я был готов ко всему, но увиденное никоим образом не было похоже на ту неприглядную, пугающую картину.

В большинстве комнат, что тоже удивило, есть телевизор. На стенах часы и календари, на полках игрушки, книги, личные вещи.

Все вновь прибывшие проходят через карантинную зону –  осмотр на инфекционные заболевания, там же сдают анализы.

В палатах живут по 2-4 человека. Есть семейные комнаты.

В большой ванной комнате у каждого свой именной тазик, щетка, полотенце. В интернате имеется и своя парикмахерская.

В коридоре расположился творческий уголок с поделками и иконами. Один из обитателей интерната Костя Саш рассказал, что одну из икон повесил сюда отец Андрей.

Есть даже диетолог, который разрабатывает для жильцов индивидуальное меню.

Самые тяжелые в интернате – это лежачие, их здесь 38 человек.

— За ними ухаживают санитары и санитарочки. Каждые 2 часа их нужно переворачивать, чтобы не образовывались пролежни. Все гигиенические процедуры тоже на санитарах. Работа очень тяжелая и физически, и морально. Но текучки кадров у нас нет – здесь работают очень милосердные люди.

Руководитель Вилюйского управления социальной защиты населения при Министерстве труда и социального развития РС (Я) Алина Каратаева вспоминала, что во время своего первого приезда в ПНИ ей тоже было немного страшно.

— А теперь у меня здесь все друзья. Когда ты погружаешься в жизнь интерната, узнаешь, как здесь заботятся о подопечных, то начинаешь уважать персонал так сильно, как это только возможно. Привезли молодого парня с ДЦП. У него из родных только мама, ей здоровье не позволяло им заниматься. Так он сидеть сам не мог без посторонней помощи, а теперь ходит с ходунками.

Душевное спокойствие

Большое внимание уделяется тому, чтобы жильцы пребывали в душевном спокойствии. Этого удается достичь благодаря занятиям спортом, лечебным процедурам и творчеству.

Специалист по социальной работе Афанасий Слепцов объясняет, как организована эта работа.

— У нас есть группа – она занимается скандинавской ходьбой. Мы для нее закупили теплые пуховики, ботинки и варежки. Также есть своя маленькая студия, где мы репетируем, готовимся к выступлениям. Занятия ежедневные – раз в неделю у нас проходят тематические мероприятия. Есть литературный кружок – читаем стихи Пушкина и других поэтов. На улусную декаду инвалидов каждый год привозим работы наших подопечных и всегда занимаем призовые места.

Афанасий Михайлович рассказывает, что активно развивается и социальный туризм.

— Мы регулярно организовываем поездки в Якутск, в музеи, в зоопарк «Орто Дойду», Царство вечной мерзлоты. Все очень радуются, когда отправляемся в такие путешествия.

Евгения Афанасьева, педагог-воспитатель, говорит, что арт-терапия оказывает благоприятное воздействие на душевное состояние жильцов:

— У нас занимаются все независимости от того, какие у кого способности. Работы наших учеников участвуют в выставках и занимают призовые места.

Рисованием занимаются и в кабинете психолога Изабеллы Сергиной. Специалист рассказывает, что в ее кабинете ведутся занятия по снятию стресса и купированию депрессивных состояний.

— Наши занятия – это рисование, музыка. Есть и кружки: вязание, бисероплетение. Мы стараемся создать в интернате уютную обстановку, чтобы наши жители чувствовали себя здесь как дома.

Кстати, следующий 2020 год в Вилюйске планируется объявить Годом милосердия.

Материалы по теме: 

Вилюйский психоневрологический интернат переедет в новое здание в 2020 году

Невод Милосердия: в Вилюйском районе прошло сразу три мунхи

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 04.12.2019 10:00

Related Post