Театральный парикмахер должен уметь работать со всяким волосом — и человеческим, и конским, и искусственным
Почти полвека служит в театре Евдокия Елисеевна Винокурова. Пришла сюда совсем девчонкой — заведующей парикмахерским цехом Якутского музыкально-драматического театра Татьяне Захаровой понадобилась помощница. А потом, когда «музыка» отделилась от «драмы», перевелась в оперный.
Сейчас Евдокия Елисеевна сама заведует парикмахерским цехом Театра оперы и балета, и под началом у нее четыре молодые сотрудницы, которых она учит всем премудростям своего дела.
Мы разговариваем с ней в непривычно пустом помещении цеха. Обычно тут не протолкнуться: причесываются и гримируются солисты, балет, хор. Женщины закрепляют накладные локоны или диадемы, мужчины наклеивают бороды, усы, бакенбарды, брови. Все это должно крепко держаться, а если речь идет об опере — наклеенное не должно мешать петь. Пышут жаром плойки и выпрямители. Ни на минуту не присядешь…
А сейчас — никого. Выходной. На подставке одиноко стоит парик со странной нашлепкой сверху, которая на деле оказывается бородой и бровями. «Принесли со склада для спектакля «Морозко», — объясняет Евдокия Елисеевна. Новый год на носу, дети ждут встречи со сказкой — как когда-то она сама в детском садике, который был для всех в новинку. «Откуда у вас в то время детсад-то мог взяться?» — удивлялись много позже артисты, которых она причесывала.
А он был — в самом центре Майи, становясь периодически круглосуточным, если случался карантин — детей домой не отпускали, все эпидемии они пережидали там. «Так и сидели в садике при свечах», — вспоминает Евдокия Елисеевна.
Главным праздником был, конечно, Новый год. Воспитательница Матрена Афанасьевна Попова учила девочек танцу снежинок, нарезав ленточки из прозрачной оберточной бумаги, которые при каждом взмахе издавали приятное шуршание, и снежинки в накрахмаленных марлевых платьицах, среди которых была Дуся, усердно шурша, танцевали перед елкой, украшенной самодельными игрушками.
Для каждого воспитанника, а было их никак не меньше тридцати, Матрена Афанасьевна делала картонные корзинки, обклеив голубыми снежинками, в которые и укладывала новогодние гостинцы. В одной такой корзинке мама потом долго хранила елочные игрушки.
Еще у них была русская повариха тетя Аня, которая пекла невероятно вкусные булочки. По пятницам в садике был сокращенный день: после тихого часа, в три часа, малышей отправляли по домам, выдав каждому мешочек с «сухим пайком» — булочкой и конфетами, и тети Анина выпечка благоухала так, что нужно было напрягать всю свою волю, чтобы не съесть ее раньше времени, донести до дому.
А однажды Матрена Афанасьевна съездила в город и вернулась оттуда с модной прической, поразившей Дусино воображение: какое-то время все разговоры были только о ее кудрях.
Маленькую Дусю красота завораживала, и когда к ним в Майю приезжал на гастроли Якутский музыкально-драматический театр, на ее улице был праздник. Хотя почему на улице? Прямо в доме! Дусина тетя Марина, балерина ЯГМДТ, всегда останавливалась с подругами у них. Прибежав из школы и распахнув дверь, девочка сразу понимала — приехали: у порога — туфельки на шпильках, а по всей террасе — запах духов. Нежный, нездешний… Как они были юны, как сказочно красивы — балерины Евдокия Степанова, Нина Колесова, Марина Посельская. На улице встречные при виде них замирали, а потом долго смотрели вслед.
Но Дусина мама Анастасия Петровна привечала не только балерин. Учителя (мама работала сторожем при школе) удивлялись нескончаемому потоку гостей и ночлежников, которых она поила, кормила, хотя у самой пятеро детей и работа — не сахар: наруби дров на пять печей, занеси, растопи, да еще полы мой.
Однако мама и не с таким справлялась — в войну даже табунщицей была, хотя сызмала лучше всех шила и стряпала, и ни к чему другому ее не подпускали — берегли.
Мама, уроженка Чурапчи, замуж вышла за мегинца — Елисея Софроновича Санникова. Жили душа в душу, дом — полная чаша. Даже фотоаппарат был — муж из города привез.
Такого хозяина и организатора поискать — в 1935-м сам создал сельхозартель, а когда стал председателем колхоза, всеми силами старался заполучить как можно больше техники. При нем на ферме даже сепаратор на бычьей тяге появился.
И все же главным его достижением стало углубление и зарыбление высыхавшего озера. Крупными и вкусными карасями оно порадовало в 1941-м, а в войну спасло от голодной смерти весь наслег. Но Елисей Софронович об этом уже не узнал — умер от тяжелой болезни. И еще земля на могиле остыть не успела, как пришла ему повестка в армию…
Страшное время настало. Наслеги обезлюдели. Два брата Анастасии ушли на фронт и не вернулись. А когда призвали табунщиков, председатель пришел на ферму, где она была бригадиром. Поняв, куда он клонит, Настаа попробовала отказаться: «С детства лошадей боюсь. Сам посуди — как я с ними справлюсь-то?» «Больше некому», — сказал он.
После 20-дневных курсов на Майинской конеферме (учить учили, а кормить не кормили) села она в седло. И всю войну — за табунами по чурапчинским и мегинским аласам, по лесным дебрям, в лютую стужу и летнюю жару, когда лошади дуреют от гнуса.
46 своих подопечных проводила Настаа на фронт. Для армии отбирали лучших. Жалко их было до слез, но что поделаешь? «Там люди гибнут», — говорила она себе.
А когда вернулся с победой земляк — Василий Шергин по прозвищу Кылаахы, узнала она от него, что один из ее питомцев пушку возил и почти до Берлина довез. Его это лошадь была, Василия, и звали ее Кылаахы Буулура. Настаа этого коня к фронту готовила, холила и лелеяла. И встретил он хозяина на войне. Несколько дней с ним боеприпасы возил.
«Я от него все эти дни не отходил, — сказал потом Василий. — Не спал, не ел толком, так мне эта нежданная-негаданная встреча душу разбередила». И не только ему. Лошади все чуют, и знал, наверное, Кылаахы Буулура, что видит хозяина в последний раз. Несколько дней вместе под грохот рвущихся рядом снарядов — и разлука навек.
Как щемило сердце Анастасии, когда поведал ей Василий свой горький рассказ. Она ведь к каждому коню сердцем прикипела.
«Лучше нее табунщика я не знаю, — говорил Герой Социалистического Труда Роман Константинов. — В нашем поколении равных ей нет. Табун ее слушался беспрекословно. Не каждому мужчине это дано».
И еще одно доброе дело по сей день вспоминают земляки. Помните фотоаппарат, что в счастливую довоенную пору купил в городе муж Елисей Софронович? Настаа, сроду в школе не учившаяся, освоила эту мудреную технику. Дети запомнили, как колдовала она в своей самодельной «лаборатории» из ящиков при свете завешенной красной тканью керосиновой лампы, печатая фотографии.
Потом эти карточки уходили на фронт. Те, кому повезло, проносив их всю войну в нагрудном кармане гимнастерки, вернулись домой. Кому нет — хоть смогли посмотреть на родные лица отца и матери, жены и детишек перед последним своим боем.
Откуда у нее, вдовы с пятью детьми, были на все силы? Как-то, придя домой, рухнула она на пол, до смерти перепугав дочек. Неистовый рев малышек и привел ее в чувство. «Тише, тише, сейчас поднимусь», — прошелестела она. И поднялась.
Такой они и запомнили ее — всегда в хлопотах, с утра до вечера на ногах.
Когда военное и послевоенное лихолетье осталось позади, она вернулась к главной своей страсти — шитью. Это действительно был дар свыше, и во всей Майе, куда Настаа переехала, чтобы выучить своих детей, не было девочек наряднее, чем ее дочери. Очевидцы до сих пор вспоминают, что у нее после раскроя почти не оставалось обрезков ткани. Даже признанные щеголихи почитали за честь одеваться у Анастасии Петровны.
Она и «своих» балерин одевала. Первые ондатровые шубки появились у них, и эту моду перенял весь город, а потом и республика. Такая швея, как Настаа, была лучше всяких ателье.
Красавицы балерины отплатили добром за добро — едва заведующая парикмахерским цехом ЯГМДТ Татьяна Егоровна заикнулась о помощнице, они отбили Санниковым телеграмму: «Дуся, срочно приезжай, есть работа».
А Дуся, которую когда-то до глубины души поразили локоны воспитательницы, закончив к тому времени школу, уже два года работала телефонисткой, была всем довольна и ничего в своей судьбе менять не планировала. Но раз зовут в театр, надо ехать!
ЯГМДТ размещался тогда в бывшем соборе. Все ворота были обклеены афишами Анегины Ильиной, которая была в зените славы.
А молодые артисты любимого балета? На то, как гримировались Наталья Христофорова и Алексей Попов, можно было смотреть часами, получая истинное наслаждение. Хотя работы было невпроворот: цех один, а на обслуживании — и драма, и балет, и опера. В девять утра (а не в одиннадцать, как сейчас) надо быть на месте.
Театральный парикмахер должен уметь работать со всяким волосом — и человеческим, и конским, и искусственным.
— Раньше еще буйволиный присылали, — говорит Евдокия Елисеевна. — Есть, конечно, нюансы. Певцы лучше поют, если прическа у них из своих волос. В парике музыка слышна, как сквозь шапку.
Но во многих спектаклях без них не обойтись, поэтому «шапки» эти надо делать максимально удобными. Плетут их на деревянном станке вручную, а бороды и усы вяжут специальным крючком. Работа тонкая и муторная.
— Много девочек у меня перебывало. Кому-то терпения не хватает, кому-то не нравится, что работаем мы без праздников, вернее, в праздники у нас — самая работа. Потом гастроли. Да и домой поздно приходишь.
Муж мой — он строитель — поначалу тоже недоволен был. Пришли как-то на 1 мая гости, я их за стол усадила, а сама в театр побежала — у нас праздничный концерт, артистам прически делать надо.
Хорошо, что мы тогда жили в актерском общежитии по Пионерской, 23/1. Муж там к нашей работе привык, театральным человеком стал, в режим вошел, — смеется Евдокия Елисеевна и продолжает демонстрировать свое хозяйство («богатство» — говорит она).
Немецкие щипцы для завивки, которые, по ее словам, старше нас, надо нагревать на плитке, соблюдая осторожность — по неопытности можно не только волосы спалить, но и ожог получить, зато при надлежащей квалификации ваши локоны будут держаться хоть 10 дней.
Если речь о париках, завивку им обновляют в сентябре. Дольше всех держатся кудри из настоящего волоса. Искусственные так долго не «живут».
Доставая щипцы поменьше, Евдокия Елисеевна объясняет: «Вот этими мы раньше ресницы завивали. Сейчас-то нет, все на искусственные перешли. Но монгольская певица Бэрдэнэтуяа, которая пела у нас Чио-Чио-сан, попросила меня сделать ресницы по старинке, из настоящего волоса. Я после спектакля осталась, до ночи сделала, завила их, и администраторы потом эту коробочку ей прямо в самолет доставили».
А как-то в парикмахерский цех в один из своих приездов заглянул сам Юрий Николаевич Григорович: «Стрижку мне сделаете?» Евдокия Елисеевна честно признается — волновалась. Но Григорович стрижкой остался доволен.
Но прически и парики — это еще не все: после каждого спектакля бороды, усы, ресницы надо чистить — осторожно, можно сказать, нежно.
— Вот эти усы у нас еще с Русского театра сохранились, — говорит хозяйка.
Когда музыкальный театр отделился от драматического, «драма» осталась в соборе, опера и балет перебрались в здание Русского театра. А склад-то на старом месте! И все, начиная от париков и заканчивая иглами, приходилось загружать в сумки и давиться с ними в переполненных автобусах.
— Автобусы мы тогда часами ждали, а они могли еще и не прийти. Зато сейчас — благодать, ходят по расписанию и допоздна, такси полно. Хотя мне сейчас ездить особо не надо, я теперь возле театра живу. Вызовут — могу прибежать хоть утром, хоть вечером.
А когда она однажды не пришла (по уважительной причине — отмечала юбилей), артистки балета всполошились: «Где тетя Дуся?»
— Без театра я не могу, — говорит хозяйка парикмахерского цеха. — Здесь мой второй дом. Артистов люблю, и они меня любят. Каждый их успех — моя радость. Мы — одна большая семья.
Мира и счастья вашим семьям, Евдокия Елисеевна! И родной, и театральной.
This post was published on 07.01.2020 10:00
В республике продолжается совершенствование института мировой юстиции. Недавно было принято решение о перераспределении территориальной подсудности…
К «Играм Манчаары» в Таттинском районе все готово. Об этом заявил во вторник, 1 июля,…
В регионе продолжается прием заявок на пятнадцатый, юбилейный конкурс Президентского фонда культурных инициатив. Он продлится…
Во время своей рабочей поездки в столицу Якутии представители Посольства Индии в России побывали в…
Коллектив Якутского республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями помог участникам…
В столичном кластере «Квартал труда», 16 июля, в 14 часов начнет свою работу молодёжный фестиваль…