С 26 марта аэропорт Якутск перешел на весенне-летнее расписание полетов, которое будет действовать по 29 октября 2023 года. Как и предыдущие несколько лет аэропорт будет работать в условиях реконструкции взлетно-посадочной полосы.
Семь авиакомпаний на 37 направлений
По информации пресс-службы аэропорта «Якутск», из столицы республики в весенне-летний период запланированы регулярные пассажирские рейсы по 37 направлениям, из них 15 – за пределы республики. Полеты, внутренние и внешние, будут выполнять семь авиакомпаний: «Якутия», «S7», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «АЛРОСА», «ИрАэро» и «Полярные авиалинии».
В этом году строительно-монтажные работы на ВПП аэропорта «Якутск» планируют провести с 1 апреля по 1 октября. Однако максимальные ограничения на полеты будут введены с 15 мая по 15 июня, поскольку длина полосы в этот период составит 1650 метров. С 16 июня по октябрь 2023 года протяженность ВПП составит 1800 метров.
Таким образом, с 15 мая 2023 года, на период проведения очередного этапа реконструкции ВПП-2 аэропорта «Якутск», произойдет укорачивание взлетно-посадочной полосы, и полеты среднемагистральных воздушных судов будут ограничены. В первую очередь это затронет прямые рейсы в Москву авиакомпаний «S7» и «Аэрофлот».
Основная нагрузка по полетам в период с 15 мая по 15 июня ляжет на авиакомпании «Якутия» и «S7». Они обеспечат бесперебойное авиационное сообщение за счет стыковочных рейсов. Полеты будут выполняться на воздушных судах «Boeing-737-700» (АК «Якутия») и «Embraer-170 LR» (АК «S7»).
В этот период компания «S7» будет выполнять четыре рейса в сутки по маршруту Якутск–Новосибирск. И это закономерно, поскольку новосибирский аэропорт «Толмачево» – крупнейший авиационный хаб, имеющий высокий процент стыковочных рейсов, соединяющих Европу и Азию.
Также «S7» продолжит летать в Иркутск и Владивосток. Причем с 16 июня авиакомпания планирует увеличить частоту полетов в Иркутск до семи раз в неделю, а во Владивосток до четырех полетов за это же время. Летать будут на «Airbus A320 neo».
В свою очередь авиакомпания «Якутия» планирует выполнять прямые рейсы в Москву и Санкт-Петербург с технической посадкой (40 минут) в аэропорту Нижневартовска. Также в летний период авиакомпания продолжит летать по курортным направлениям в города Сочи и Минеральные Воды.
Кроме того, авиакомпания открыла продажу билетов на международный пассажирский регулярный рейс Якутск–Харбин. Полеты будут выполняться с 6 апреля по четвергам на воздушном судне «Sukhoi Superjet 100». Время вылета из Якутска – 09.05. К слову, стоимость перелета туда-обратно по тарифу «Бюджетный багажный» составляет около 55,5 тысячи рублей.
С 17 июня к полетам в Екатеринбург приступит авиакомпания «Уральские авиалинии» на самолете «Airbus A319».
На движение по внутренним рейсам в республике реконструкция взлетно-посадочной полосы не повлияет.
Затянувшаяся реконструкция
Глобальная реконструкция ВПП-2 аэропорта «Якутск» (официально – ИВПП-2. ИВПП-1 закрыта безо всякой перспективы на ремонт еще в 80-е годы прошлого века – А.Р.) началась еще в мае 2018 года.
При этом планировалось, что третий и окончательный ее этап завершится до 2020 года. Но в силу различных форс-мажоров мы имеем то, что имеем – на носу пятилетний «юбилей» с начала реконструкции, а жители республики вновь испытывают проблемы с перелетами в период отпусков.
За пять лет с начала реконструкции сменился гендиректор аэропорта «Якутск». На смену Николаю Местникову пришел Сергей Игнатенко, который руководит аэропортом по настоящее время. Местников же в начале июля 2018 года был арестован, а в июне 2021 года осужден к 13 годам лишения свободы за получение взяток в особо крупном размере. Впрочем, эта преступная деятельность никак не была связана с реконструкцией ВПП.
Незадолго до своего ареста Местников заявлял, что, несмотря на реконструкцию, условия в главной воздушной гавани Якутии позволяют самолетам садиться в обычном режиме. Ошибался, поскольку из-за хронически укороченной полосы то одна, то другая авиакомпания периодически вставали в позу, мол, «не будем к вам летать, опасно».
В октябре 2018 года по причинам, напрямую связанным с реконструкцией ВПП, произошла авария, которая привела к полному списанию одного из пяти (на то время) самолетов «SSJ-100» авиакомпании «Якутия». 10 октября самолет с бортовым номером RA-89011, носивший имя легендарного якутского летчика, Героя Социалистического Труда Валерия Кузьмина, при посадке в неблагоприятных метеоусловиях (мокрый снег и гололед) выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.
При этом «Сухой» въехал в бетонный выступ высотой 40 сантиметров, образованный в месте, где граничили реконструированный и старый участки ВПП. Удар был такой силы, что обе задние стойки шасси подломились и самолет метров тридцать проскреб на гондолах двигателей и фюзеляже.
Стойки шасси не просто подломились, но и пробили при этом плоскости крыла, повредив топливные баки, что привело к вытеканию из них авиакеросина. В момент аварии на борту находились 91 пассажир и пять членов экипажа. Все покинули борт по надувному трапу. По счастливой случайности обошлось без жертв. Повезло, что не произошло возгорания топлива и оперативно сработали наземные службы.
После происшествия гендиректор авиакомпании «Якутия» Ольга Федорова написала заявление «по собственному». Уже 14 октября 2018 года совет директоров авиакомпании «Якутия» утвердил на должность руководителя Владимира Горбунова – бывшего директора авиа- компании «Нордавиа», а также сооснователя лоукостеров «Добролет» и «Авианова». В декабре 2021 года его сменил на посту Андрей Винокуров, который возглавляет АК «Якутия» по настоящее время.
Итак, реконструкция ВПП началась в 2018 году и только в 2021 году реконструировали ее первую часть. В 2022 году проводились работы по удлинению полосы для обеспечения полетов в 2023 году. В этом году будут реконструировать вторую половину ВПП.
Планируется, что аэропорт «Якутск» начнет осенне-зимний сезон 2023-2024 годов с полностью реконструированной ВПП. Напомним, ее общая длина до ремонта составляла 3398,53 метра.
На крылья надейся, но рельсы держи в уме
Как сообщает Департамент воздушного транспорта Минтранса республики, с повышением температуры воздуха, достаточным для проведения бетонных работ, начнется очередной завершающий этап реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутск.
– Учитывая период летних отпусков, ожидается ограничение количества авиабилетов по центральным направлениям, – сообщила руководитель Департамента воздушного транспорта Ольга Алексеева. – По местным авиаперевозкам ограничения вводиться не будут. Просим пассажиров отнестись с пониманием к временным сложностям. Рекомендуем заранее планировать маршруты передвижения, приобретать авиабилеты заблаговременно или воспользоваться железнодорожным транспортом. Компания «Железные дороги Якутии» в период летних отпусков 2023 года увеличит количество отправлений из Нижнего Бестяха во Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Иркутск и Улан-Удэ.
This post was published on 07.04.2023 14:31