Полярник, эколог, спасатель Николай Находкин: сидеть на пенсии я не намерен

Полярник, эколог, спасатель Николай Находкин: сидеть на пенсии я не намерен

Источник: герой материала
Читайте нас

Экспедиции по морям и океанам, спасательные операции, командировки по несколько раз в год в Америку, Канаду и многие другие страны, полеты на частных самолетах на Аляске — всего этого было в жизни у Николая Находкина, сегодняшнего гостя «Якутии», в избытке.

И так сложилось, что такая интересная профессиональная деятельность складывалась, по странному совпадению, этапами по тринадцать лет. И про каждый из них есть что рассказать.

Председатель Совета Якутского отделения РОССОЮЗСПАСа, Почетный полярник России, заслуженный работник народного хозяйства республики, кандидат биологических наук (экология), лауреат Международной премии Русского географического общества, трижды лауреат премии МЧС России по инновациям «Есть идея!», автор книг Николай Находкин родился в семье сельских учителей в Мархе Нюрбинского района в 1958 году. Отец был учителем биологии и химии, мама — учителем русского языка и литературы. Затем семья переехала в Нюрбу, а после — в Сангары.

Николай Александрович вспоминает, что Сангары благодаря тому, что там были шахта, газоразведка, являлся очень продвинутым поселком. Например, школьники ходили на физкультуру в бассейн. Всё это, конечно, имело большое влияние на становление личности мальчика. После окончания школы он поступил в ЯГУ на биолого-географический факультет. В это время начал ездить в экспедиции, и эта страсть осталась с ним на всю жизнь.

Источник: герой материала

Институт биологии

С 1980 по 1993 год — 13 лет — Николай Александрович работал в Институте биологии, прошёл путь от лаборанта до кандидата биологических наук. В 1988 году защитил кандидатскую по направлению «Экология». Тогда это направление только открылось и защитились трое молодых ученых из Якутии, а среди них Находкин оказался первым экологом из народа саха.

— В день предзащиты выступали коллеги-аспиранты, экологи из Курчатовского института, они сделали очень интересный доклад по ядерным взрывам в Якутии, — рассказывает Находкин. — Меня это очень поразило, потому что это была запретная тема, мы тогда и не слышали об этом ничего. После защиты продолжили разговор в общежитии МГУ, и коллеги рассказали про взрыв в Удачном, который получился аварийным. По приезду в Якутск я создал при Обкоме комсомола общественно-экологический центр. Он раскрыл информацию о взрывах, которые проводились в мирных целях в Якутии. Сначала известно было о двух, потом о четырех, потом о семи. Так началась моя деятельность эколога. Меня поддержал мой учитель, академик Никита Гаврилович Соломонов. Он мне и сейчас говорит, что я сотворил хоть одно полезное дело, что при СССР в Якутии не стали делать могильник для ядерных отходов. Потом Союз развалился, и все это закончилось.

Источник: герой материала

Северный форум

В то время Никита Соломонов предложил Михаилу Николаеву, президенту Якутии, кандидатуру Находкина на должность исполнительного директора Международной организации «Северный форум», которая объединяла губернаторов северных регионов мира. И опять же ровно 13 лет он проработал в этой организации, благодаря чему Николай Находкин несколько раз объехал Землю.

— Когда я был на Аляске, то удивился тому, что там многие летают на частных самолетах, их там насчитывалось тогда около семи тысяч, — говорит Николай Александрович. — А территория у них в два раза меньше Якутии. Я сравниваю это с тем, как мы ездим тут на моторных лодках, настолько все это было легко поставлено у них. Когда мы поехали к одному из коллег, который жил у озера, он буквально послюнявил палец — проверил направление ветра и принял решение лететь. Кроме того, у него не закрывалась дверь, и он зацепил её алюминиевой проволокой. Простота организации полетов меня поразила. «А почему у нас это невозможно?» — подумал я. Стали разрабатывать планы, создавать проект Северного Форума по развитию малой авиации.

Была уже договоренность взять в лизинг самолеты «Цессна Гранд Караван». Он 9-местный, способен брать еще 600 кг груза и мог заменить устаревший к тому времени Ан-2. Садится на те же площадки, но в два раза быстрее, и управляет им один летчик, то есть техника более современная. Но случился дефолт 98-го года, рубль рухнул, и вместе с ним и наши планы.

— В Северном Форуме еще тогда было модное сейчас проектное планирование. Принимался проект, скажем, по оленеводству или малой авиации, и сразу создавалась межведомственная комиссия, — вспоминает Находкин. — В Скандинавии, Лапландии оленеводство процветает в рыночных условиях. Мы разработали проект обучения у них наших оленеводов из разных районов, изучали их опыт, оборудование. Тогда у нас было так — пока в кузове машины довезут оленину до Якутска, мясо пересыхало, чернело и становилось малоликвидным. Мы переняли у финнов опыт переработки оленины, применения вакуумной упаковки и т.д. Так, подобрали оборудование и поставили первый мини-цех в Оленьке. Рыбу также стали упаковывать.

Николай Александрович говорит, что оленеводы в Скандинавии делают до 27 видов продукции из оленя. И среди них такие эксклюзивные и дорогие, как копченое сердце оленя с коньяком и медом. Выделанные оленьи шкуры они продавали по сто долларов. А у нас во время забоя оленьи шкуры бросали в тайге, утепляли ими теплотрассы.

Источник: герой материала

Служба спасения

Следующие 13 лет жизни Николай Находкин отдал Службе спасения РС (Я).

— Работая в Северном форуме, получилось так, что в неформальной обстановке я познакомился с начальником Главного управления МЧС по Якутии, генерал-майором Валерием Сухоборовым, — вспоминает Находкин. — Я тогда сказал — как это весенний паводок может быть чрезвычайной ситуацией? И сейчас, и через 10 лет Даркылах в середине мая будет топить, всё зависит от толщины льда и количества снега. И это не чрезвычайная ситуация, которая сверху упала, к ней можно готовиться планово. И после того разговора он меня пригласил на работу в Центр мониторинга и прогнозирования ЧС в Службе спасения Якутии. Сказал: «Ну раз ты такой умный, то поработай в этом отделе» (смеется). Через три года я стал руководителем службы и отработал в этой должности десять лет.

Источник: герой материала

Экспедиции

Экспедиции — это большая и, наверное, самая интересная часть увлекательной биографии Николая Находкина. Сначала это были научные полевые экспедиции, где молодой биолог изучал птиц, поработал почти во всех районах Якутии.

Одной из первых больших экспедиций стал кругосветный «Циркумполярный перелет» по северным регионам мира. Он проходил от Аляски на Чукотку, потом по маршруту Тикси — Нарьян-Мар — Мурманск — Рованиеми (Финляндия) — Кируна (Швеция) — Будо (Норвегия) и через Исландию, Гренландию и Канаду завершил круг в течение недели. Участниками были члены «Северного форума» — губернаторы, пресса.

— Было очень интересно знакомиться, видеть, как люди живут в разных странах за Полярным кругом, — вспоминает Николай Александрович. — В якутской делегации было тринадцать человек. Это был первый в истории уникальный кругосветный

перелет, его именем был даже назван алмаз. Сейчас политика мешает международным контактам, а тогда половина посадок была в полувоенных аэропортах — и наших, и натовских. Но тогда губернаторы объединились и организовали такую экспедицию. Потепление политического климата тогда началось с Арктики.

Соединяя океаны

В 2016 году Николай Находкин организовал экспедицию «Полюс холода соединяет океаны». Началась она с того, что для тренировок спасателей на горных реках планировали сплавиться по реке Индигирке. У спасателей тогда не было специального оборудования, но туризм развивался, и «дикие» туристы залетали на вертолетах в верховья рек и сплавлялись. Это было очень рискованно, и бывало, что они терялись и даже погибали, а спасатели вынуждены были искать и вывозить их на обычных охотничьих лодках.

— Поэтому у нас были запланированы учебно-тренировочные сборы по сплавам на горных реках, мы хотели сплавиться по Индигирской трубе, — говорит Николай Александрович. — Наш товарищ, хирург-травматолог Георгий Цыпандин рассказал, что сплавлялся с верховьев Индигирки в Охотское море. Там есть река Делькю, на границе Якутии и Хабаровского края, она расходится и впадает в два разных океана. Это уникальная точка океанской бифуркации. Другой такой точки в мире нет. Мы решили, наоборот, на лодках подняться с Охотского моря (Тихий океан) по реке Охота и Делькю-Охотская до реки Делькю. И там повернуть на Делькю-Куйдусунскую и дальше в Индигирку и Ледовитый океан. Я предложил такой маршрут сенатору РФ Юрию Воробьеву, тогда президенту Российского союза спасателей. Он горячо поддержал. Нас поддержали и в Русском географическом обществе. Мы приобрели специальные лодки для горных рек и с Охотского моря на них поднялись почти на полтора километра над уровнем моря. Потом повернули на другую протоку и спустились к Восточно-Сибирскому морю в Северном Ледовитом океане у села Русское Устье. Так мы проехали на лодках из океана в океан. Это было интересное и захватывающее мероприятие, мы стали лауреатами премии Русского географического общества, нам вручали ее в Кремле. А лодки до сих пор в Службе спасения помогают спасать людей на горных реках.

Источник: герой материала

На остров Беннетта

В прошлом году завершилась не менее экстремальная экспедиция на самый дальний остров Якутии — Беннетта. Он находится почти в тысяче километров на северо-восток от Тикси. Иногда из этого острова выходит дым, со спутника видно, что он доходит до Канады, Аляски и дает повод предполагать, что, возможно, в Якутии есть действующий вулкан.

Также этот остров очень интересен своей историей. Он открыт в 1881 году американской экспедицией Де Лонга, их корабль зажало льдами, и выжили тогда не все… Там же, в поисках Земли Санникова, погибла экспедиция барона Эдуарда де Толля. На поиски пропавшей экспедиции до острова добирался Александр Колчак, позже ставший адмиралом.

— Идея исследовать остров подкрепилась еще тем, что я случайно прочитал заметку о том, что американские сенаторы претендуют на архипелаг Де Лонга, куда входит и остров Беннетта, — говорит Находкин. — В американской Арктической доктрине указано, что неосвоенные земли в Арктике они считают ничейными, а если они открыты американцами, то на него им можно претендовать. Я написал по поводу экспедиции заявку в Русское географическое общество, и нас там поддержали.
Корабль, который бы имел допуск к хождению в высоких широтах, в Якутии найти не удалось. В Северном Ледовитом океане бывают страшнейшие шторма. И тогда решено было идти на надувных катамаранах. В связи с потеплением климата Северный Ледовитый океан на месяц-два освобождается ото льда на тысячи километров. Мы знали, что люди пересекали Тихий и Индийский океаны на катамаранах, решили использовать аналогичные.

Команда подобралась очень хорошая — местные ребята. И хотя никто из нас не был на море, мы выполнили все поставленные задачи. Живыми и здоровыми вернулись домой. В Арктике невозможно без риска, но у спасателей он должен быть оправданным. Организация была очень расчетливой, связь была отличной. По прогнозу погоды было видно, что будет затишье, и оно передвигалось от материка в сторону океана, нам подсказали, что надо его держаться. Вот мы ночью по погоде выехали из Нижнеянска и изо всех сил держались этого ока бури. Вокруг бушевали ветры и, если мы немного начинали отставать, волны увеличивались. Поэтому ехали, не останавливаясь.

На острове Беннетта была проведена серия научных работ — Николай Находкин изучал птиц, спасатель Валерий Андросов впервые собрал гербарий растений. Серафим Гуляев был назначен ответственным за сбор гидробиологических проб воды.
Участники экспедиции построили на острове Беннетта якутский балаган площадью пять на пять метров. Он будет служить научным стационаром и спасательным депо. Там поставили печку, оставили самые необходимые продукты и к 100-летию ЯАССР установили сэргэ — символ того, что у этой земли есть хозяин. В память о первопроходцах был установлен поминальный православный крест.

Возвращались обратно не без приключений. Один мотор забарахлил, на другом сломался транец, но так как обратно ехали уже без груза, шли на одном катамаране. Вот так покорился океан отважным путешественникам!

Семья и хобби

У Николая Находкина двое детей — сын и дочь. Сын учится на программиста, а дочь работает в Министерстве предпринимательства. Она участвовала в экспедиции «Полюс холода соединяет океаны», а сын практически руководил движением по маршруту последней экспедиции, имея опыт работы в Центре мониторинга и прогнозирования Службы спасения РС(Я). Он анализировал ледовые поля, изменения ветра, сравнивал прогнозы погоды для морских судов, авиации и передавал маршрут и график движения.

С супругой Находкин одно время работал в Службе спасения — она работала там медиком, еще до его прихода. Имея за плечами опыт сельского фельдшера, где приходилось и зубы вырывать, и роды принимать, она была ценным сотрудником. Но когда появились дети, супруги решили, что летать на одном вертолете в спасательные операции обоим родителям слишком рискованно. Сейчас супруга руководит магазином «Технология выживания».

Трудно, наверное, человеку с такой интересной профессией найти еще более увлекательное занятие. Но Николай Александрович как-то привез из командировки сову, которую ему подарили китайцы. С тех пор увлекся коллекционированием фигурок сов, привозит из каждой командировки. Из чего только не сделаны привезенные из разных стран и путешествий птицы — из дерева, стекла, камня, перьев и так далее. А еще Находкин пишет книги, чтобы все то интересное и полезное, что он узнал, не пропало даром, а осталось в веках.

Источник: герой материала

Планы на будущее

Николай Находкин является представителем Федерального центра науки и высоких технологий МЧС РФ в Якутии, основал компанию «Безопасная Арктика», которая является резидентом Технопарка «Якутия» и ИЦ «Сколково». На предприятии разрабатывают такие вещи, как рация на дальние расстояния, поисково-спасательные маяки для поиска людей и другие вещи.

— Сейчас проходят испытание вездеходы «Бурлак», — рассказал Находкин. — Мы летом хотим запустить их для проверки на пилотном маршруте Удачный — Оленек, это около 300 километров. Рад, что Минтранс республики поддерживает идею. «Бурлак» отличается тем, что это плавающий вездеход и может перевозить грузы весом в две тонны и ещё полторы на прицепе. Хотим их опробовать для жизнеобеспечения маленьких северных поселений.

Находкин говорит, что они могут стать хорошей альтернативой дорогим «зеленым рейсам». Тенденция такова, что климат потеплел, и если раньше зимники устанавливались в начале ноября, то сейчас только в конце декабря. В скором времени их будут открывать в январе и закрывать в феврале, а возить продукты на «зеленых рейсах» очень дорого. Надо совершенствовать концепцию северного завоза в отдаленные уголки.

Недавно Николаю Александровичу исполнилось 65 лет, но сидеть спокойно на пенсии и отдыхать он не собирается — не так устроен.

— У меня появилось время, чтобы объединять людей, и впереди много планов, — говорит он.

+1
6
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 апреля
  • Ощущается: -1°Влажность: 32% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: