«Раньше, помню, инвалидов было очень мало, особенно детей. Обычно это была совсем социально-педагогическая запущенность либо дети из семьи алкоголиков или наркоманов. А почему сейчас у нас в республике резко выросло количество особых детей?» Так начинается письмо неизвестного автора, которое распространилось на днях в соцсетях.
«…У одноклассников, однокурсников, соседей, коллег тоже есть дети-инвалиды. Как будто это какая-то эпидемия. И это ведь благополучные семьи. С каждым годом тенденция инвалидизации детей растет. Готова ли республика к такому вызову? Без коррекционных школ тяжелые дети редко достигают результатов. Эта проблема тянет за собой другие — где ребенок будет учиться, в какой колледж он пойдет, какой профессией овладеет, сможет ли приспособиться в жизни, в каких условиях будет жить? Нарастает клубок социальных проблем, и государству необходимо включаться финансово, создавать программы, учреждения, чтобы их решать», – пишет автор.
Обращение нашло горячий отклик среди общественности. Многие согласились с тем, что в последние годы количество детей, отстающих в развитии от сверстников, с инвалидностью, действительно возросло. Некоторые связывают это с развитием медицины: детей теперь при рождении лучше выхаживают, женщины стали больше рожать по процедуре эко, увеличилось число рожениц в возрасте и т.д. Другие обвиняют будущих родителей в том, что они не следят за здоровьем, одеваются не по погоде, злоупотребляют алкоголем и т.п. Не забыли участники обсуждения и про вакцины и прививки.
А есть еще одна версия: на самом деле количество детей с инвалидностью не изменилось, просто заболевания стали лучше выявлять, соответственно, стали чаще регистрировать. Так считает и психолог Зинаида Климова.
Общество не видело инвалидов
«Это говорит о том, что медицина как наука не стоит на месте, она развивается. А то, что раньше детей-инвалидов как будто не было, это пережитки советского времени. Тогда дети-инвалиды обучались отдельно, их определяли в коррекционные школы, школы-интернаты. В общеобразовательные учреждения их не допускали. То есть общество почти не видело инвалидов. На Западе от этого давно отказались, а у нас только после распада СССР начали закрывать такие коррекционные школы», – объясняет психолог.
К тому же если брать психические заболевания, то люди боялись психиатров. Психиатрия имела карательный характер: если у тебя было мнение, отличное от других, тебя могли объявить и признать сумасшедшим. Как следствие родители не спешили водить детей на психиатрический осмотр. Поэтому и выявление заболеваний происходило гораздо реже, чем сейчас.
«Вообще, есть такое понятие, как история специальной психологии, которая разрабатывает методики обучения детей с разными образовательными потребностями. Она имеет свои стадии. И вот когда происходил переход с четвертой на пятую, на уровне ООН был определен статус инклюзии. Что, оказывается, люди с инвалидностью имеют такие же полные права, как и другие. Весь мир перешел на пятую стадию. А мы немножко отстали. Сейчас, конечно, в связи с тем, что есть Интернет и у всех есть доступ, информация быстро распространяется. И нам кажется, что как будто детей с инвалидностью стало больше. Но это просто их выявлять стали лучше. А на самом деле их, может быть, даже меньше стало», – говорит наша собеседница.
Не хватает школ
Зинаида воспитывает сына. У Саши тоже непростой диагноз – атипичный аутизм. Мальчик учится в обычной общеобразовательной школе №35 города Якутска. Мать приложила немало усилий, чтобы дать сыну достойное образование.
«Основная проблема в нашем городе связана с образовательными процессами для ребенка с инвалидностью, который требует особенных условий обучения. Закон об инклюзии гласит, что школа должна подстраиваться под ребенка, а не наоборот. Но учитывая то, что у нас строится очень много домов и очень мало школ, такие условия для детей с полной инклюзией не создают. Система не справляется. И вот это основная проблема – просто физически не хватает школ», – говорит она.
Ресурсный класс, в который поступил ее сын, первый в республике. В 2017 году, когда в других регионах уже работали подобные классы, в Якутии не было ни одного. И он не появился сам по себе: чтобы добиться его открытия, родители детей с расстройством аутистического спектра (РАС) за год до нового учебного года начали обивать все пороги.
Они писали письма в инстанции о том, что их дети нуждаются в образовательных условиях. Обращались в прокуратуру. Дошли до Якутской Городской думы. И благодаря поддержке Гордумы по приказу управления образования в 2018 году трое детей с РАС пошли в ресурсный класс.
Ребята стали первопроходцами и примером для остальных. После их случая каждый год ресурсные классы начали открывать по инициативе родителей и в других школах республики. Сейчас Саша учится в общем классе, его перевели туда.
«Самое главное – не отчаиваться и знать свои права. Добиваться их соблюдения корректно, не какими-то угрозами, а договариваться, правильно доносить свою мысль и цели, для чего это, для кого и т.д.», – говорит Зинаида.
Она рассказала о шагах, которые должны сделать родители особых детей, чтобы дать им образование. Сначала надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Она даст заключение, которое нужно отнести в школу (или детский сад). По этому заключению для ребенка должны подготовить образовательный процесс. Если этого не делают, попробуйте договориться. А если руководство не спешит идти на контакт, тогда уже можно обратиться в прокуратуру.
А как с работой?
Сейчас Саше 13 лет. Через несколько лет он окончит школу. Какую специализацию выбрать и кем он будет работать, семья еще не решила. Пока мальчик просто учится.
Эксперты советуют выбирать будущую профессию таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны человека. Одни работодатели рассматривают инвалидность как возможное препятствие для успешной работы, другие, наоборот, ценят специальные навыки людей с ограниченными возможностями здоровья.
Среди людей с синдромом Аспергера, к примеру, распространены такие профессии, как программист, математик, аналитик и им подобные, так как у них хорошо развита долгосрочная память и они сосредоточены на узких процессах. А среди компаний, активно развивающих трудоустройство людей с аутизмом, называют Microsoft, «МВС Груп» и другие.
Ребенку нужна психологически здоровая мама
Когда в семье рождается особый ребенок, родители испытывает шок. Потом приходит отрицание. И пока мама с папой пройдут все этапы до принятия, может пройти очень много времени. А время для малыша очень важный ресурс.
«Чтобы помочь ребенку социализироваться, родитель должен изучить свои собственные потребности, поскольку любому ребенку нужна психологически здоровая мама. А если ребенок особенный, то он еще больше нуждается в ней. Поэтому в первую очередь родитель должен исследовать свое собственное эмоциональное состояние. Это очень важно. А если мама сама вся в проблемах ходит, устает, не может справиться со своей тревожностью и т.д., она и ребенку не сможет помочь», – говорит психолог.
This post was published on 26.09.2024 10:00