Недавно пятеро якутских студентов СВФУ стали первыми обладателями именных стипендий для коренных малочисленных народов Севера. Кто эти ребята, попавшие в десятку первых?
Университет — мой второй дом
Алексей Шамаев родом из села Тасагар Вилюйского улуса. Он студент кафедры северной филологии СВФУ. Парень с детства мечтал изучать культуру и быт малочисленных народов Севера и точно знал, что будет учиться в СВФУ.
В школьные годы он активно участвовал в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, был активистом, президентом своей школы. Однокурсники также сразу заметили его активность, открытость и выбрали старостой группы.
— Я эвен, но учу долганский язык. Принять участие в конкурсе на соискание стипендии мне посоветовала куратор Варвара Григорьевна Белолюбская. Благодарен своим преподавателям, что активно поощряли участие в форумах, конференциях. Знаю, университет всегда останется для меня моим вторым домом, — говорит студент.
В свободное время Алексей исполняет фольклорные песни разных народов.
— В будущем я вижу себя как человека, на которого можно положиться, лидера своего народа. Рад, что работаю над сохранением языков КМНС. Каждый народ должен помнить и чтить традиции предков. Планирую работать в университете на северной кафедре, чтобы помочь учителям, давшим мне знания, и дальше развивать культуру и языки коренных малочисленных народов, — делится планами Алексей.
Помочь сохранить языки
Студент 4-го курса Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Рамиль Горохов из поселка Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса.
Родной эвенский язык он изучал с детства, будучи младшеклассником, а чтобы знать больше и стать профессионалом поступил в СВФУ. В будущем он мечтает стать учителем и обучать языку детей.
— Считаю, моя роль заключается в распространении и обучении эвенскому языку. А еще привить детям любовь к родному языку, помочь в его сохранении. Сейчас мало кто знает свой язык, и это очень досадно, — считает молодой человек.
Рамиль увлекается мини-футболом и любит проводить свободное время со своей семьей.
Кто, если не мы?
Валентина Стручкова – будущий учитель начальных классов и родного эвенкийского языка. Она также студентка Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ.
Ее родное село Хатыстыр в Алданском районе.
— Еще в школьные годы, когда мы сами изучали эвенкийский язык, я себе сказала, что после школы свяжу свою жизнь с эвенкийским языком и своим народом. Потом узнала про наш прекрасный институт, где выпускаются лучшие учителя родных языков и поступила, еще один огромный плюс — это то, что после окончания института я могу стать и учителем начальных классов и родного языка. Об этом я мечтала с детства, — улыбается девушка.
Валя увлеченный, творческий человек. С детства любит танцевать и в Якутске продолжила заниматься в эвенкийском танцевальном ансамбле «ГИРКИЛЭН». Она член молодежного совета КМНС, плетет украшения из бисера и любит слушать эвенкийские песни.
— Очень надеюсь, что буду человеком, пропагандирующим культуру своего эвенкийского народа. Кто будет продвигать наш эвенкийский народ, развивать культуру и быт, если не мы — молодежь? Мы уже это делаем, обучаясь, развиваясь, – считает она.
Валентина мечтает создать что-то интересное для детей начального школьного возраста, чтобы помогать им в изучении родных языков. По ее мнению, это может быть настольная игра или книга.
Влюбленная в профессию
Пятикурсница Диана Мартынова родом из того же Хатыстыра, что и Валя. Она тоже будущий учитель эвенкийского языка и литературы, начальных классов.
— С детства мечтала стать учительницей начальных классов, как моя первая учительница Мария Николаевна Шилова. В школьные годы активно участвовала и занимала призовые места в различных конференциях, олимпиадах в сфере сохранения языка и культуры КМНС — это все заслуга моей учительницы Сарданы Романовны Степановой, именно она помогла мне понять важность сохранения и возрождении языков КМНС. Сардана Романовна — учитель с большой буквы и человек с большим сердцем. И так совпало, что как раз есть такое направление на кафедре северной филологии, где можно получить педагогическое образование с двумя профилями подготовки. После окончания школы сразу же подала документы сюда, — вспоминает девушка.
В свободное время Диана занимается спортом, читает книги и увлекается плетением из бисера, вышивает национальные украшения. Студентка считает, что сейчас исчезают не только языки КМНС, но декоративно-прикладное искусство, которое отражает многовековой путь духовного и художественного развития народов.
— Верю в то, что буду работать по выбранной специальности, ведь я в нее влюблена, и работа не будет для меня ни физическим, ни моральным грузом. Понимаю, что всего в жизни надо добиваться самостоятельно, поэтому знаю, что будущее зависит только от меня и моих стараний. Благодарю судьбу за то, что рядом со мной оказались именно те люди, которые уже сейчас помогают, поддерживают. Кем бы я ни была, где бы я ни была, буду работать во благо сохранения языка и культуры моего народа, — признается она.
«Мой путь только начался»
Юлия Степанова о конкурсе для представителей коренных малочисленных народов узнала из новостей и решила принять в нем участие.
— Все прекрасно сошлось, деканат мне сильно помог в оформлении заявки. Я думала, что по всей России будет много достойнейших студентов из числа КМНС, и поэтому сильно не верила в свою удачу. Новость о получении стипендии была крайне неожиданной, узнала об этом от Нины Глебовны Вейсаловой — вице-президента Ассоциации КМНС ДВ РФ после презентации нашего проектного офиса AYANA, который занимается сохранением и возрождением эвенкийского языка. Это произошло во время Тунгусского конгресса на Байкале. Зал аплодировал, а для меня было честью принимать поздравления от моих сородичей – эвенков, — вспоминает Юлия.
Юле с детства было интересно изучать культуру, быт, искусство своего народа, петь народные песни. Она выросла в такой среде, где уважительно и трепетно относятся к сохранению культуры и языка народа. Затем в студенческие годы девушка стала активистом Ассоциации КМНС РС(Я). Вместе с другими ребятами организовывала разные площадки для молодежи КМНС, участвовала во всероссийских форумах, конференциях.
— Для меня самым главным плюсом является то, что могу внести собственный вклад в развитие моего народа. Ведь когда я свободно заговорю на своем родном языке, это уже будет одним большим плюсом — на одного человека увеличится число владеющих. Опытом и знаниями могу поделиться со своими сверстниками, что уже поможет в продвижении языка. Думаю так. А стипендия явилась первым финансовым поощрением моей деятельности, здорово что стали оказывать внимание активным студентам. Было бы еще лучше, если бы увеличили квоты, ведь по всей России столько много талантливых и инициативных студентов из числа КМНС, — считает она.
По ее словам, сегодня остро стоит проблема сохранения эвенкийского языка. К примеру, в ее родном поселке родным языком владеет меньше 1 % от всего населения.
— Данную проблему я осознала, когда училась на 2-м курсе в университете. И задумалась, почему бы мне самой не изучать язык. Решила создать блог в социальной сети и вместе с подписчиками изучать эвенкийский язык. Так я стала, можно сказать, языковым активистом. Но сейчас у меня мало времени, поэтому уроки выкладываю редко. Кроме языка, основным направлением моей деятельности является наука. Тема моей научно-исследовательской работы связана со взаимоотношениями КМНС и промышленных компаний. В Южной Якутии, откуда я родом, на протяжении века стремительно развивается добывающая промышленность, что в свою очередь наносит урон традиционному образу жизни коренного населения. В этом плане моя цель — сделать комплексное исследование данного процесса. Моя роль в развитии народа еще не определена, я еще не сделала чего-то реально значимого для всего народа. Мой путь только начинается.
И, наверное, это даже хорошо, что с молодого возраста я стала вовлекаться в проблемные вопросы моего народа. Ведь чем раньше ты осознаешь проблему, тем больше у тебя времени для действия.
Еще нет определенных идей как использовать стипендию, поэтому просто коплю. Возможно, понадобится, когда буду поступать в аспирантуру.
This post was published on 17.12.2022 17:26