«Кто, если не мы»: обладатели стипендий Минобрнауки России для КМНС о своих планах

«Кто, если не мы»: обладатели стипендий Минобрнауки России для КМНС о своих планах

Читайте нас

Недавно пятеро якутских студентов СВФУ стали первыми обладателями именных стипендий для коренных малочисленных народов Севера. Кто эти ребята, попавшие в десятку первых?

Университет — мой второй дом

Алексей Шамаев родом из села Тасагар Вилюйского улуса. Он студент кафедры северной филологии СВФУ. Парень с детства мечтал изучать культуру и быт малочисленных народов Севера и точно знал, что будет учиться в СВФУ.

В школьные годы он активно участвовал в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, был активистом, президентом своей школы. Однокурсники также сразу заметили его активность, открытость и  выбрали старостой группы.

— Я эвен, но учу долганский язык. Принять участие в конкурсе на соискание стипендии мне посоветовала куратор Варвара Григорьевна Белолюбская. Благодарен своим преподавателям, что активно поощряли участие в форумах, конференциях. Знаю, университет всегда останется для меня моим вторым домом, — говорит студент.

В свободное время Алексей исполняет фольклорные песни разных народов.

— В будущем я вижу себя как человека, на которого можно положиться, лидера своего народа. Рад, что работаю над сохранением языков КМНС. Каждый народ должен помнить и чтить традиции предков. Планирую работать в университете на северной кафедре, чтобы помочь  учителям, давшим мне знания, и дальше развивать культуру и языки коренных малочисленных народов, — делится планами Алексей.

Помочь сохранить языки

Студент 4-го курса Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Рамиль Горохов из поселка Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса.

Родной эвенский язык он изучал с детства, будучи младшеклассником, а чтобы знать больше и стать профессионалом поступил в СВФУ. В будущем он мечтает стать учителем и обучать языку детей.

— Считаю, моя роль заключается в распространении и обучении эвенскому языку. А еще привить детям любовь к родному языку, помочь в его сохранении. Сейчас мало кто знает свой язык, и это очень досадно, — считает молодой человек.

Рамиль увлекается мини-футболом и любит проводить свободное время со своей семьей.

Кто, если не мы?

Валентина Стручкова – будущий учитель начальных классов и родного эвенкийского языка. Она также студентка Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ.

Ее родное село Хатыстыр в Алданском районе.

— Еще в школьные годы, когда мы сами изучали эвенкийский язык, я себе сказала, что после школы свяжу свою жизнь с эвенкийским языком и своим народом. Потом узнала про наш прекрасный институт, где выпускаются лучшие учителя родных языков и поступила, еще один огромный плюс — это  то, что после окончания института я могу стать и учителем начальных классов и родного языка. Об этом я мечтала с детства, — улыбается девушка.

Валя увлеченный, творческий человек. С детства любит танцевать и в Якутске  продолжила заниматься в эвенкийском танцевальном ансамбле «ГИРКИЛЭН». Она член молодежного совета КМНС, плетет украшения из бисера и любит слушать эвенкийские песни.

— Очень надеюсь, что  буду человеком, пропагандирующим культуру своего эвенкийского народа. Кто будет  продвигать наш эвенкийский народ, развивать культуру и быт, если не мы — молодежь? Мы уже это делаем, обучаясь, развиваясь, – считает она.

Валентина мечтает создать что-то интересное для детей начального школьного возраста, чтобы помогать им в изучении родных языков. По ее мнению, это может быть настольная игра или книга.

Влюбленная в профессию

Пятикурсница Диана Мартынова родом из того же Хатыстыра, что и Валя. Она тоже будущий учитель эвенкийского языка и литературы, начальных классов.

— С детства мечтала стать учительницей начальных классов, как моя первая учительница Мария Николаевна Шилова. В школьные годы активно участвовала и занимала призовые места в различных конференциях, олимпиадах в сфере сохранения языка и культуры КМНС — это все заслуга моей учительницы Сарданы Романовны Степановой, именно она помогла мне понять важность сохранения и возрождении языков КМНС. Сардана Романовна — учитель с большой буквы и человек с большим сердцем. И так совпало, что как раз есть такое направление на кафедре северной филологии, где можно получить педагогическое образование с двумя профилями подготовки. После окончания школы сразу же  подала документы сюда, — вспоминает девушка.

В свободное время Диана  занимается спортом, читает книги и увлекается плетением из бисера, вышивает национальные украшения. Студентка считает, что сейчас исчезают не только языки КМНС, но декоративно-прикладное искусство, которое отражает многовековой путь духовного и художественного развития народов.

— Верю в то, что буду работать по выбранной  специальности, ведь я  в нее влюблена, и работа не будет для меня ни физическим, ни моральным грузом. Понимаю, что всего в жизни надо добиваться самостоятельно, поэтому знаю, что будущее зависит только от меня и моих стараний. Благодарю судьбу за то, что рядом со мной оказались именно те люди, которые уже сейчас помогают, поддерживают. Кем бы я ни была, где бы я ни была, буду работать во благо сохранения языка и культуры моего народа, — признается она.

«Мой путь только начался»

Юлия Степанова о конкурсе  для представителей коренных малочисленных народов узнала из новостей и решила принять в нем участие.

— Все прекрасно сошлось, деканат мне сильно помог в оформлении заявки. Я думала, что по всей России будет много достойнейших студентов из числа КМНС, и поэтому сильно не верила в свою удачу. Новость о получении стипендии была крайне неожиданной,  узнала об этом от Нины Глебовны Вейсаловой — вице-президента Ассоциации КМНС ДВ РФ после презентации нашего проектного офиса AYANA, который занимается сохранением и возрождением эвенкийского языка. Это произошло во время Тунгусского конгресса на Байкале. Зал аплодировал, а для меня было честью принимать поздравления от моих сородичей – эвенков, — вспоминает Юлия.

Юле с детства было интересно изучать культуру, быт, искусство своего народа, петь народные песни. Она  выросла в такой среде, где уважительно и трепетно относятся к сохранению культуры и языка народа. Затем в студенческие годы девушка стала активистом Ассоциации КМНС РС(Я). Вместе с другими ребятами организовывала разные площадки для молодежи КМНС, участвовала во всероссийских форумах, конференциях.

— Для меня самым главным плюсом является то, что могу внести собственный вклад в развитие моего народа. Ведь когда я свободно заговорю на своем родном языке,  это уже будет одним большим плюсом — на одного человека увеличится число владеющих. Опытом и знаниями могу поделиться со своими сверстниками, что уже поможет в продвижении языка. Думаю так. А стипендия явилась первым финансовым поощрением моей деятельности, здорово что стали оказывать внимание активным студентам. Было бы еще  лучше, если бы увеличили квоты, ведь по всей России столько много талантливых и инициативных студентов из числа КМНС, — считает она.

По ее словам, сегодня  остро стоит проблема сохранения эвенкийского языка. К примеру, в ее родном  поселке родным языком владеет меньше 1 % от всего населения.

— Данную проблему я осознала, когда училась на 2-м курсе в университете. И задумалась, почему бы мне самой не изучать язык.  Решила создать блог в социальной сети и вместе с подписчиками изучать эвенкийский язык. Так я стала, можно сказать, языковым активистом. Но сейчас у меня мало времени, поэтому уроки выкладываю редко. Кроме языка, основным направлением моей деятельности является наука. Тема моей научно-исследовательской работы связана со взаимоотношениями КМНС и промышленных компаний. В Южной Якутии, откуда я родом, на протяжении века стремительно развивается добывающая промышленность, что в свою очередь наносит урон традиционному образу жизни коренного населения. В этом плане моя цель — сделать комплексное исследование данного процесса. Моя роль в развитии народа еще не определена, я еще не сделала чего-то реально значимого для всего народа. Мой путь только начинается.

И, наверное, это даже хорошо, что с молодого возраста я стала вовлекаться в проблемные вопросы моего народа. Ведь чем раньше ты осознаешь проблему, тем больше у тебя времени для действия.

Еще нет определенных идей как использовать стипендию, поэтому просто коплю. Возможно, понадобится, когда буду поступать в аспирантуру.

+1
9
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
2
Поделись новостью:
29 марта
  • -11°
  • Ощущается: -18°Влажность: 40% Скорость ветра: 5 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: