Репортаж: как живет «школа Гарри Поттера» в Нерюнгри

Репортаж: как живет «школа Гарри Поттера» в Нерюнгри

09:00
15 марта 2024
Фото автора
Читайте нас

Экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля в Нерюнгринском районе была открыта в 1999 году. Это единственное учебное заведение, где изучают языки и культуру всех пяти коренных малочисленных народов Севера нашей республики. Сами воспитанники школы-интерната называют любимую школу «маленькая страна», «наш Гарвард», «школа Гарри Поттера».

На родном языке

В «Арктике» обучаются дети коренных малочисленных народов Севера, в основном, из арктических районов нашей республики, но кроме них здесь также учатся ребята из Бурятии, Иркутской, Читинской, Амурской областей, Хабаровского, Красноярского краев, Чукотского автономного округа.  Это единственная в России школа, где изучают эвенский, эвенкийский, чукотский, юкагирский, долганский языки.

В этой школе учатся только старшеклассники — с 8-го по 11-й классы.  Так как дети живут в интернате весь учебный год, в нём организовано самоуправление: ученики разделены на четыре общины, которые весь год соревнуются между собой, получая баллы за хорошую учебу, дисциплину, успехи в спорте.

Почему «Школа Гарри Поттера», возможно, спросите вы? А все просто. Стоит она обособленно, в красивом лесу, что придает ей некую сказочность и таинственность.

Во дворе работают мальчики. Фото автора.

Педагогический состав

Коллектив школы устойчивый, почти 70% учителей работают с первых дней ее открытия. Здесь трудятся около 30 человек.

— Языковой среды, как таковой, у ребят нет, поэтому мы испытываем сложности, — говорит директор школы Мария Николаевна Руфова. — Эвенкийский язык преподают Клавдия Иннокентьевна Макарова, учитель с большим опытом, и молодой педагог Вера Вячеславовна Абрамова с Амурской области. Нас очень радует, что преподавателями родного языка становятся наши выпускники. Так, Орлова-Очирова Надежда Максимовна  — наша золотая медалистка, родом из Томпонского района, преподает эвенский язык. Это одна из главных целей нашей школы – воспитывать национальную интеллигенцию. Большая проблема с юкагирским языком, на нём сейчас говорят только шесть человек. Нам очень повезло, что одна из них преподает юкагирский у нас – это талантливый молодой педагог Анна Николаевна Татаева. Также школа гордится своим педагогом по физкультуре Алексеевым Валентином Геннадьевичем, который также является тренером по северному многоборью, воспитал не одного мастера спорта, в том числе России.

«Старый город»

Школа находится в микрорайоне, который нерюнгринцы называют «Старый город». Территория школы – небольшой городок, который ранее принадлежал санаторию «Горняк». Условия проживания у детей отличные – пятиэтажное, благоустроенное общежитие, в комнатах живут по двое. А вот со зданием школы повезло меньше – она находится в приспособленном деревянном строении, довольно старом, в нем холодно.

— Но у нас есть хорошая новость. В 2026-м году будет построено новое здание школы, — делится новостью Мария Валерьевна Егорова, заместитель директора по воспитательной части. — Мы вошли в инвестиционную программу и сейчас готовим проектно-сметную документацию. В новой школе на 120 мест будет и спортзал, который сейчас закрыт из-за ветхости.

В большом дворе растут сосны. Есть обрядовое место, где проводят национальный праздник «Бакалдын». Природа здесь живописная – даже ручные белки водятся, которые едят с рук. Накануне Международного женского дна мальчики слепили из снега сердце — сюрприз для прекрасной половины.

Школа размещена в приспособленном здании. Фото автора.

Одна семья

В школу-интернат в первую очередь принимают детей, нуждающихся в помощи государства, в том числе детей из многодетных и малообеспеченных семей. Всего сейчас учатся 125 человек. Каждый этаж в общежитии посвящен национальной общине. Например, на втором этаже можно многое узнать об эвенской культуре. В коридоре висят портреты эвенских писателей, видных общественных, культурных деятелей. В общине по два главы — мальчик и девочка. Для удобства община условно делится на семьи, членами которой являются учащиеся разных классов. Так удобно осуществлять самоуправление – старшие отвечают за младших.

— Я учусь здесь с восьмого класса, — рассказывает Эдуард Чердонов, ученик 10-го класса. – Мне здесь нравится, нашел много новых друзей, учителя хорошие. Я из села Тяня Олекминского района, по национальности эвенк. В родном селе изучал эвенкийский язык с 1-го класса и здесь продолжил обучение. Также танцую в нашем ансамбле «Ляридо», как раз сейчас изучаем традиционный круговой танец. Учусь хорошо, занимаюсь боксом, скоро поеду на соревнования в Горный район. После окончания школы хочу получить профессию, связанную с нефтяной промышленностью.

Эдуард Чердонов, ученик школы «Арктика». Фото автора.

Воспитание родной культурой

На каждом этаже – свой воспитатель. У каждого из них своя община, культуру которой изучают живущие на этаже ребята. Здесь много внимания уделяют изучению собственного рода. Так, мне показали висящие на стенах работы детей. Уникальный проект называется «Я люблю, я горжусь». Школьники рассказывают о своих родных, которые работают в оленеводческих стадах, о том, кем были их дедушки и бабушки. Многое можно узнать об их семьях и семейных традициях.

Также интересен проект, в котором дети изучают свой родной район, начиная с его географического положения, площади, заканчивая знаменитыми людьми.

— Дети говорят, что это очень помогает им потом в дальнейшей учебе, — говорит воспитатель 4-го этажа Ирида Семеновна Мальцева. – Мы проводим различные мероприятия, такие, как конкурсы фотографий к 9 мая, изучаем деятельность Ассоциации КМНС народов Севера, биографии её лидеров.

В комнатах у ребят уютно по-домашнему. Тут и  мягкие игрушки, и фотографии родных. В коридоре вкусно пахнет выпечкой. Интересуюсь – кто готовит, если столовая стоит отдельно и там работают повара. Выяснилось, что это мальчики колдуют на кухне, решили угостить  девочек в связи с праздником. Ребята то и дело подходят, спрашивают, можно ли выехать в город. Воспитатели также пояснили – они готовят подарки. К слову, на спортивные секции дети выезжают в Нерюнгри, в спортивный комплекс, их возят на собственном транспорте школы.

В интернате. Фото автора.

Свой музей

В здании общежития есть небольшой этнографический музей. Экспонаты  — предметы быта оленеводов, собранные преимущественно у эвенков Иенгры.  Руководит музеем Надежда Дмитриевна Марфусалова. Тут можно увидеть портреты первого директора Виктории Петровны Марфусаловой и научного руководителя школы Венеры Петровны Марфусаловой, благодаря инициативе которых и открылась эта школа. Они стояли у истоков «Арктики», и каждый ученик знает их имена.

В музее проводят музейные уроки. Фото автора.

— Мы добиваемся, чтобы нашей школе присвоили имя Анны Николаевны Мыреевой, — говорит Мария Валерьевна. – Это первый ученый из эвенков, филолог. Все наши учебники – её авторства. Это наша основная проблема – нехватка учебников по родным языкам малочисленных народов. В 2017-м году нашу школу окончила Иванова Туяна, которая очень хорошо освоила родной язык за время учебы, она учится сейчас на журналиста. Туяна практически уже сейчас занимается сохранением языка. Мы очень рады этому факту.

А вот и современная история – в музее есть уголок, посвященный погибшим участникам СВО из Южной Якутии. На стене установлены портреты Серика Примханова из Томпонского района, выпускника «Арктики», Петра Корнилова из села Хатыстыр Алданского района, Станислава Кронгауза из Иенгры.

Современная, горька страница истории в музее. Фото автора.

Заместитель директора по воспитательной работе Мария Егорова учится в аспирантуре, пишет научную работу «Круговые танцы эвенков в культурной среде современной Якутии. Сущность и функции». Внедряет практику в школе – здесь проходят конкурсы запевал круговых танцев и т.д.

— Я заметила такую тенденцию, что запевалы постепенно потом становятся неформальными лидерами, — отмечает педагог. — Наши выпускники любят приезжать к нам в гости, очень радуются, когда видят свои фотографии, свои работы на стенах. А еще одна девочка сказала про своего воспитателя: «Есть такое понятие, как многоженство, а у нас есть многомамство. Потому что наши воспитатели для нас все равно, как мамы».

В интернате уютно, как дома. Фото автора.
+1
6
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
27 апреля
  • -0°
  • Ощущается: -6°Влажность: 40% Скорость ветра: 8 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: