Что таят в себе старые здания…
Как часто, проходя мимо обветшавшего деревянного дома, вы задумывались о том, для чего его строили, какая у него история, нужно ли его сохранять и почему? Сегодня ответственный секретарь Якутского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Дьяконов специально для «Якутии» рассказывает о наиболее интересных объектах, сохранившихся на территории нашей республики. Не все из них входят в реестр объектов истории, но это, считает Александр, всего лишь вопрос времени.
Абагинская Николаевская церковь в Амгинском улусе
Это невзрачное здание, сегодня больше похожее на склад, — Абагинская церковь, заложенная в 1882-м и построенная в 1887 году на средства прихожан — якутов трех наслегов Батурусского улуса — на месте часовни. Освящена в 1887 году епископом Якутским и Вилюйским Маковым.
Здание церкви деревянное, с колокольней над папертью и оградой. Храм —однопрестольный, обеспеченный церковной утварью. При церкви действовала небольшая библиотека церковнонравственной литературы.
Причт Абагинской церкви был утвержден в 1883 году в составе священника и псаломщика, получавших государственное жалование, ружное содержание и проживавших в домах, построенных прихожанами.
В пользование причта было выделено 33 десятины земли плохого качества. Межевых планов на землю составлено не было.
Прихожанами церкви в 1911 году являлись 2 244 человека — жители 1-го и 2-го Скороульского, Женкунского, Бетюнского наслегов и Бадаранского рода Батурусского улуса.
В 1920 году Абагинская церковь была закрыта, со здания сняты купола. Затем оно было передано правлению колхоза «Красный боец» в качестве склада. В последующем здание было перенесено на территорию Абагинской сельхозшколы и переоборудовано под гараж.
Сегодня силами местных краеведов ведется подготовка документации для включения церкви в Реестр объектов истории и культуры народов РФ.
Алданская Воскресенская церковь в Томпонском улусе
В старом здании до сих пор угадываются черты храма, несмотря на то, что Алданская Воскресенская деревянная однопрестольная церковь была построена аж в 1853 году. Строительство велось на средства прихожан-якутов 3-го Баягантайского и Сасыльского наслегов. Полвека спустя были произведены некоторые ремонтные работы, но здание церкви нуждалось в капитальном ремонте, и с 1905 года было начато строительство нового храма.
Службу нес один состав причта, который получал государственное жалование и ружное содержание. В 1871 году в пользование причта были выделены 33 десятины пахотной и сенокосной земли. Церковная усадебная земля церкви ежегодно увеличивалась за счет расчистки леса, но документально не была закреплена за церковью. Причту Алданской церкви принадлежали два дома для проживания священника. Псаломщик жил в старой, построенной в начале XIX века юрте, так как новый дом для него не был утеплен.
При храме имелась небольшая библиотека духовно-нравственной литературы.
К 1909 году в приходе Алданской церкви проживало 2 835 прихожан — жители 3-го Баягантайского, Сасыльского, Оймяконо-Борогонского наслегов и кочующие оленеводы Годниканского и Мямяльского родов. На данное время ведется подготовка документации для включения церкви в Реестр объектов истории и культуры народов РФ.
АЛСИБовский аэропорт «Учур»
В селе Чагда Алданского улуса сохранилось здание аэропорта, введенного в действие в 1944 году для перегона военных самолетов АЛСИБа по линии Якутск—Учур—Алдан—Хабаровск для укрепления восточной границы СССР.
По имеющимся сведениям, здание аэропорта было выстроено в 1942—1944 годах, но летное поле было расчищено и засыпано еще до начала войны, в конце 30-х годов прошлого века.
В годы войны в Учуре были построены дома для летного состава, ангары для самолетов, складские помещения, гаражи и другое.
До наших дней сохранились историческое деревянное здание аэропорта и несколько жилых домов летного состава. После окончания войны Учурский аэропорт, как и другие военные аэродромы, использовался гражданской авиацией.
Здание официально имеет статус «Объект с признаками ОКН», то есть находится под охраной государства.
Мастерская Ольгинского приюта в Якутске
«Ольгинский приют трудолюбия» в Якутске, названный в честь великой княгини Ольги Николаевны, начал свою работу в сентябре 1908 года на ул. Казарменной (ныне ул. Орджоникидзе).
Функционировал приют как трудовая школа для подростков, где они могли бы получить рабочую профессию: слесарно-кузнечную, столярно-токарную, сапожную, портняжную, переплетную. Финансировался приют из разных источников: значительную часть поступлений составляли ассигнования Центрального попечительства о трудовой помощи. Кроме этого, средства шли от продажи изделий самих приютовцев и от процентов за хранение капитала в Русско-Азиатском банке.
В 50-х годах прошлого века здание бывшей мастерской приюта было разобрано и перенесено на ул. Лонгинова. По мнению краеведов, оно представляет интерес как один из редких образцов учебного заведения дореволюционного периода.
Магазин семьи Кушнаревых в с.Павловск Мегино-Кангаласского улуса
Семья крестьян-старообрядцев Кушнаревых была сослана в Якутию за исповедание Старой Веры. Глава семьи — Апексим Михайлович Кушнарев — родился в 1837 году уже здесь, в старообрядческом селе Павловск Якутского округа.
Апексим Михайлович впоследствии стал купцом 1-й гильдии, занимался мелкой торговлей, собрал стартовый капитал и стал поставлять на золотые прииски скот, мясо, масло и рыбу. Торговал продуктами, галантерейными, бакалейными, кожевенными, скобяными товарами. Владел магазинами в Москве, Иркутске, Томске, Охотске, Аяне, Олёкминске, Витиме.
В с. Павловск семье Кушнаревых принадлежали несколько жилых домов и магазин. По ул. Строда под номером 45 сохранился старинный дом, принадлежавший Кушнаревым. Дом одноэтажный, деревянный, в плане прямоугольной формы, фундамент на деревянных лежках. Сложен из круглых бревен с углами «в лапу».
На сегодня в селе сохранилось более десяти строений конца XIX — начала XX веков, имеющих архитектурно-историческую ценность.
Дом Молчанова в с. Кильдямцы ГО «Город Якутск»
Хорошо сохранившееся здание — образчик русского срубного дома. Относится к типу дома-пятистенки, традиционного для сибирского региона. Высокий, почти квадратный в плане сруб с углами «в лапу». Вальмовая, стропильной конструкции крыша с досчатым покрытием в два теса. Уличный фасад расчленен тремя окнами.
Все окна прямоугольной формы, с двухстворчатыми филенчатыми ставнями и выразительными по декору наличниками, изготовленными в стиле классицизма. В дворовой части к дому примыкает прируб входа.
Представляет архитектурно-историческую ценность как усадебный комплекс пригорода Якутска.
Дом купца Семена Барашкова в Покровске Хангаласского улуса
Этот дом был перенесен из села Качикатцы при строительстве селекционной станции и ОПХ «Покровское» Якутского НИИСХ.
Ранее он принадлежал известному купцу, человеку с прогрессивными взглядами Семену Петровичу Барашкову.
За короткое время Барашков успел внести в жизнь Качикатцев много нового: в 1914 году построил электростанцию во дворе своего дома и подключил пилораму, мельницу и др. Построил больницу и церковно-приходскую школу. Именно у него жил и работал в 1910—12 годах домашним учителем его близкий друг Алексей Кулаковский. Поэт здесь написал свои известные произведения: «Сон шамана», «Дары реки» и знаменитое «Письмо якутской интеллигенции».
В данное время силами местных членов ВООПИиК идет сбор архивных материалов для паспортизации исторического объекта.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: