Как спасти наследие предков

Как спасти наследие предков

21:57
01 августа 2023
Волонтёры в Черкехском музее. Фото предоставлено ЯРО ВООПИК РС(Я)
Читайте нас

В начале сентября в Якутске состоится форум Сибири и Дальнего Востока «Лидеры ВООПИК: Восточный вектор», на котором соберутся все ведущие краеведы и историки страны. О том, какая работа проводится в республике по сохранению памятников старины,  что мы можем показать гостям, мы поговорили с председателем ЯРО ВООПИК — Якутского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Русланом Васильевым.

Руслан Васильевич – человек очень интересный, коренной якутянин, в жилах которого течёт кровь представителей аристократических русских и польских родов, вольных казаков и, конечно же, народа саха.

Он уже много лет стоит на защите древней материальной культуры народов Якутии. А в своё время искал и бурил нефть и газ, снимал телевизионные передачи и кино, воспитывал поколения советских пионеров и комсомольцев, наконец, был заместителем министра культуры и предпринимательства.

Последние дни деревянного зодчества

– Руслан Васильевич, сколько у нас вообще охраняемых памятников?

– В настоящее время на территории республики числится 1873 объекта культурного наследия, из которых 815 включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, 1048 памятников являются выявленными объектами культурного наследия, 19 памятников включены в перечень объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и, увы, 14 объектов культурного наследия считаются уже утраченными…

К сожалению, вынужден констатировать, что судьба утраченных сокровищ, наследия предков висит над многим из того, что мы сейчас ещё можем увидеть, потрогать руками.

Якутия изначально строилась из дерева – материалом в наших условиях хрупким. Потому любое сохранившееся деревянное здание старше века – это история, а значит, корни нации, его память, сила и жизнестойкость.

С XVII века сибирские казаки, служилый и промышленный люд шли «встреч солнца», осваивая и присоединяя новые территории к Российскому государству.

Русские люди на новых территориях строили остроги, церкви, избы. Якутские плотники быстро перенимали приемы русских, но не копировали их, а приспосабливали к местным климатическим условиям. Отсюда своеобразие якутских срубных построек, которые сохранились до наших дней.

Самая Северная в мире православная часовня. 19 век. Местность Станчик, близ с. Русское устье. Фото предоставлено ЯРО ВООПиК РС(Я)

Но время неумолимо, и, к сожалению, современная ситуация с сохранением памятников деревянного зодчества неутешительна.

Профессиональные археологи утверждают, что живущие ныне якутяне – последнее поколение, которое еще может лицезреть старинные строения исконного деревянного зодчества народа – восьмистенные амбары, пятистенные и шестистенные избы с земляными крышами, юрты-балаганы там, где они были построены – в аласах, деревнях.

Время и законы природы безжалостны, деревянное зодчество доживает свои последние дни, и для потомков останется то, что было сохранено специально.

И это проблема всей Сибири и Дальнего Востока. Потому и пришло время наконец собраться на общем форуме, на котором нужно обстоятельно и вдумчиво обсудить стоящие перед нами проблемы, поделиться своим опытом и перенять опыт соседей по консервации и реставрации объектов деревянного зодчества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений народов России.

Память предков

– Какие объекты, по вашему мнению, в Якутии представляют наибольшую историческую ценность?

– Сложный вопрос, для меня всё ценно. До слёз жалко тот огромный пласт старины, который просто исчез в 90-е годы ХХ столетия. А сколько было  снесено с лица земли, когда при СССР началась большая застройка Якутска!

Залог. 55 квартал. В советские годы здесь жила Софья Сидорова. Позже располагалось Якутское художественное училище. До революции принадлежал купцу Платонову. Фото предоставлено ЯРО ВООПИК РС(Я)

С точки зрения истории и культуры, на сегодня самая значительная коллекция объектов старины собрана на территории Черкехского историко-мемориального музея. Именно здесь впервые были представлены как памятники культуры якутская юрта-балаган и летнее жилище саха – берестяная ураса, мельница-топчанка, осадный амбар мегинского богача Марковича, который тот построил для защиты своего добра от набегов Василия Манчары, семи- угольная летняя изба «бабаарына» и деревянная ураса «о восьми углах» и юрта-кузница со всеми инструментами – целых 27 объектов памятников федерального значения.

И тут только можно поклониться великому Суоруну Омоллоону, благодаря которому и появился этот музей.

Ведь в 70-е годы прошлого века на том месте не было ничего, только чистое поле, посреди которой стояли останки разбитой Николаевской церкви без макушки, той самой, на строительство которой канонизированный ныне государь Николай Второй пожертвовал тысячу рублей.

А тогда из церкви, намоленного места, был устроен совхозный склад, к тому времени уже заброшенный, по которому бегали ребятишки, и всё могло сгореть в одночасье от случайной шалости или недосмотра.

Народный писатель хотел сохранить всё, что было сделано руками и мастерами якутского народа. Идея собрать это всё     воедино и сохранить родилась у него ещё в 50-х годах прошлого века. 20 лет он ходил с ней, обивая пороги высокого руководства. Первый музей хотел открыть под Якутском. У писателя было имя и кристальная репутация, но тем не менее  его не понимали.

Уже в 70-х годах, когда Дмитрий Кононович понял, что время уходит безвозвратно, он бросил всё, уехал на родину, тогда Алексеевский район, пришел к первому секретарю райкома, выложил перед ним все карты, и тот его поддержал на свой страх и риск.

Писатель кинул клич, на который откликнулись все земляки и интеллигенция Якутии. В Черкёх из районов за шесть месяцев перевезли всё, что надо было спасти. Помогало стройке больше тысячи людей, энтузиасты – как их сегодня называют, волонтёры. Было и такое, что на Суоруна Омоллоона писали доносы и анонимки о том, что он собирает тойонское наследие и начал заниматься национализмом… Музей спасло то, что якутский писатель дал ему имя «политической ссылки».

Сохранить уникальное достояние

– С тех пор прошло немало лет. Насколько хорошо сохранились памятники старины?

– В 2020 году мы в рамках фестиваля «Suorun Omolloon Fest» ездили туда на реставрацию юрты Трощанского. Памятники деревянного зодчества, конечно же, там сохранились куда лучше того, что осталось доживать свой век на исконных местах. Но снег, дождь, солнце и морозы делают своё неумолимое дело. И многое снова требует реставрации уже по новым методам с плотной гидроизоляцией, консервацией старого дерева.

Такая работа, конечно, ведётся, кстати, в том числе и народными средствами. И одними из первых взялись за неё руководитель республики Айсен Николаев и его супруга Людмила Валерьевна. Они в 2019 году на личные средства восстановили уникальный памятник XIX века – перевезенную в Черкёхский музей из Сыланского наслега Чурапчинского района мельницу-топчанку, которая была в очень печальном состоянии и фактически подходила к тому, что могла быть утеряна для потомков навсегда. А сегодня она даже работает, при открытии на этой мельнице смололи в муку мешок амгинского зерна.

В рамках форума мы как раз повезём наших гостей в Черкёх. Уверен, что им будет интересно, но ещё интереснее нам посмотреть на музей глазами гостей, услышать их мнение и практические советы по сохранению нашего наследия.

+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
4 мая
  • Ощущается: 3°Влажность: 60% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: