Балет «Ситим»: взгляд из зала на новую постановку Национального театра танца Якутии

Балет «Ситим»: взгляд из зала на новую постановку Национального театра танца Якутии

16:13
03 июля 2023
Фото: Театр танца Якутии
Читайте нас

В начале июня на сцене Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона прошло удивительное и неожиданное представление Национального театра танца им. С. Зверева-Кыыл Уола. Пожалуй, никто, кроме артистов и фанатов Национального театра танца, не ожидал такого потрясающего зрелища.

«Ситим» — связь времён на основе концепции трёх миров эпоса Олонхо, взаимосвязь между людьми и природой, перекличка дня сегодняшнего с далёким прошлым. Этого мы ожидали. Настораживал только состав постановочной группы. Кроме непререкаемого авторитета, крупного знатока якутской народной и традиционной хореографии, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РС(Я), профессора Ангелины Лукиной и главного художника Национального театра танца Екатерины Шапошниковой, все остальные члены постановочной команды были приезжими, что вызывало дополнительный интерес к постановке.

Как нам преподнесут традиционное понятие «ситим» гости? Как самобытная музыка Якутии заиграет в произведении иркутского композитора? Как освоят европейскую лексику артисты Национального театра танца Якутии? Как исполнит оркестр национальных инструментов Театра танца под управлением дирижёра-постановщика Анюты Ивановой авторскую музыку, сложную и оригинальную? С этими вопросами я пришла в театр. Оказалось, все волнения были напрасны, и то, что мы увидели и услышали во время спектакля, доставило огромное удовольствие.

Музыка

Сначала о музыке. Безусловно, импульсом к созданию любого хореографического спектакля служит первооснова — музыкальный материал. В партитуре Яна Круля, думается, и был найден ключ к интерпретации сюжета. Музыка «Ситима» разнообразна по настроениям и мелодическим краскам: она то лирически проникновенна, то ритмически экспрессивна, то захватывающе трагична. Яркое её звучание помогает зрителю ощутить исполненные противоречий эмоциональные состояния героев истории.

Фото: Театр танца Якутии

Традиционный состав инструментов оркестра Национального театра танца претерпел значительные изменения. Впервые мы не услышали баян, флейту, бас-гитару, ударные инструменты, но зато, совершенно неожиданно, появились экзотические для этого оркестра альт-саксофон, виолончель, маримба, которые значительно разнообразили музыкальную драматургию спектакля. Современные музыкальные темы и звучание новых для нас музыкальных инструментов органично вплелись в музыкальную канву спектакля. Порадовало, что постановка не потеряла национальный колорит и родные музыкальные мотивы.

Хореография

Хореография показалась свежей, сложной и неординарной. И в ней присутствовала связь («ситим» с якут. — ред.) — сплав техники классического балета, современного танца и образцов якутского фольклора, создавших неожиданный синтез классической, современной и традиционной культур. Органичная связь музыки и хореографии, которые, соединившись, заставляли танцевальные эпизоды сверкать новыми красками, а образы героев наполняли ещё большей глубиной, яркостью характеров и эмоций. Совершенно неожиданным стал лирический строй спектакля. Якутский менталитет: суровый, сдержанный, строгий, уступил место удивительной чуткости, бережности и нежности отношений между молодыми людьми.
Герои

Фото: Театр танца Якутии

Немного о героях. В спектакле мы увидели все поколения артистов, которые со всей душой откликнулись на работу с хореографами. Благодаря их совместным усилиям спектакль получился ярким, гармоничным, сразу же захватывающим зрителя и не отпускающим его до самого конца. Олицетворением преемственности поколений выступили корифеи театра Афанасий Афанасьев, Дмитрий Артемьев, Владислав Попов — достойный пример традиций верности и преданности любимой профессии! Рядом с маститыми мастерами интересно проявили себя и молодые, только делающие первые шаги на сцене артисты. Следует поблагодарить учащихся Якутской балетной школы им. А. и Н. Посельских, выпускниками которой постоянно наполняется труппа театра.

Первый же выход Предводителя Нижнего мира абаасы Арсан Дуолай (В. Эверстов) сразу заставил вздрогнуть: его гигантские прыжки и стремительные вращения вызвали неподдельный восторг зрителей, а яркий, техничный танец Тимир Дьигис (Э. Жирков) неоднократно взрывался восторженными аплодисментами зала. Тринадцать белокрылых стерхов под водительством Нарын Нюргюстай (О. Ботуева) удивили тонкостью и хрупкостью линий, изящностью движений. Их танцы исполнялись на пальцах, причём студенты и выпускники Якутской балетной школы показали отличную подготовку.

Фото: Театр танца Якутии

Особо хотелось бы отметить исполнителей главных партий. Девушка Комюс (С. Винокурова), утончённая и нежная, отдающая всю свою любовь мужественному и сильному Оксоку (Н. Павлов), рассказали нам историю светлой любви, победившей в борьбе над злом. Николай в своей роли импульсивен и по-юношески порывист, предстаёт чутким и надёжным партнёром в дуэтах, сложных как по хореографической лексике, так и по эмоциональной наполненности.
Хореографические картины, исполнявшиеся артистами кордебалета, отличались слаженностью и отработанностью (ответственные репетиторы — Д. Федотова, Л. Антипина, Ю. Фёдоров).

Постановщики

И несколько слов о постановочной группе. Балетмейстер Олег Марков — экс-премьер Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана и ассистент хореографа Вероника Кулагина — балетный критик, главный редактор журнала «Pro Танец» своей неиссякаемой энергией, умением донести свои мысли до исполнителей смогли зажечь в артистах Театра танца желание изучать новую технику, особенности современной пластики и раскрыть древний сюжет по-новому. Художественная весомость творческих поисков хореографа — в свежести хореографического языка, красоте пластических линий и форм, что ценно уже само по себе.

Главный художник Национального театра танца — Екатерина Шапошникова, применяя современные технологии, нашла оригинальное решение, как сценически выразить концепцию трёх миров на балетной сцене. Костюмы, созданные художником, привлекали внимание зрителя своей выразительностью и образностью. Особенно необычна и смела по решению картина превращения Комюс в Алмаз. Игра тела артистки напоминала красоту и изящество творений Родена.
Благодаря кому зритель получил этот замечательный праздник? Конечно же, главный инициатор — директор Национального театра танца РС(Я) им. С. Зверева-Кыыл Уола Александр Иванович Алексеев. Человек, который сам прошёл школу танцевального искусства, тонко чувствует красоту и глубину танца, не боится рисковать и находит мастеров, помогающих театру вырасти ещё выше, стать ещё профессиональнее.

Фото: Театр танца Якутии

Также нельзя не упомянуть беспредельно преданных своему делу, искусству, театру энтузиастов, как его родоначальник Геннадий Баишев, художественный руководитель Светлана Бессонова, заведующая постановочной частью Лена Аркадьева, заведующая литературной частью Вера Черноградская, педагог-репетитор Долаана Федотова и многие-
многие другие. Спасибо вам!

«Ситим» — связующая нить

Так что же такое «Ситим» в Национальном театре танца РС(Я) им. С. Зверева-Кыыл Уола? Понятие «Ситим» — стало не только привычной для всех нас «серебряной нитью», связавшей прошлое и будущее, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть. Это понятие стало на сцене Национального театра танца ещё одной связующей нитью между традиционной якутской хореографией и высшими образцами классического и современного танца Европы и мира.

Фото: Театр танца Якутии

Премьера Национального театра танца показала, что труппа его в единстве с оркестром масштабна и в ней немало талантов. За последние годы её художественный облик, её возможности и горизонты изменились до неузнаваемости. Мы увидели новый шаг в творчестве театра, когда сюжеты Олонхо и традиционная якутская хореографическая культура предлагаются зрителю в работах современных балетмейстеров, использующих свежие, неожиданные для театра формы и жанры хореографии.

Автор: Туйаара Винокурова, аспирант балетмейстерского факультета РАТИ (ГИТИС)

+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Поделись новостью:
28 апреля
  • -5°
  • Ощущается: -12°Влажность: 58% Скорость ветра: 8 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: