yakutia-daily.ru

Знаки судьбы Капитолины Яковлевой

Фото: youtube.com

Сегодня в России День этнографа. Этот праздник не имеет официального статуса. Его отмечают люди, изучающие народы-этносы и другие этнические общности, их происхождение, быт, культурно-исторические и межэтнические отношения, а также материальную и духовную культуру.

Знакомьтесь, Капитолина Яковлева – молодой представитель якутской научной школы, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Всемирная, отечественная история, этнология, археология» исторического факультета СВФУ.
– Меня всегда интересовало то, как до современного мира жила цивилизация. В школьные годы, может, и не мечтала быть историком, но сейчас понимаю, что сделала правильный выбор и нашла себе дело по душе, – говорит Капитолина Максимовна.
Сегодня в центре ее внимания – средневековые якутские женские украшения, причем их изучение используется в научной работе как самостоятельный источник информации, а не как дополнительный аргумент при анализе археологических и антропологических материалов.

Запах детства

Родилась Капитолина в семье медиков. Отец Максим Антонович Баишев по специальности хирург, долгое время работал в сфере организации медицины. Мама Ия Петровна – практикующий акушер-гинеколог, сейчас работает в третьей поликлинике Якутска. Старшая сестра Галина тоже пошла по стопам родителей и стала детским неврологом.


– И ближайшие родственники у меня тоже медицинские работники. Поэтому, конечно, думали, что я выберу медицину. Да, я с большим уважением отношусь к этой благородной профессии и вижу, как они самозабвенно преданы своему делу, но особого интереса медицина во мне не вызывает, – признается единственный историк в дружной семье.
Так как родители всегда верно исполняли данную Гиппократу клятву, их с сестрой детство прошло в больничных стенах. Нет, не потому что часто болели, а потому что молодым медикам зачастую не с кем было оставить детей. Поэтому сейчас для Капитолины запах медикаментов, дезинфицирующих средств – это запах ее детства.

Исторический выбор

В школе №33 города Якутска наша гостья училась хорошо, да так, что окончила ее в 2002 году с серебряной медалью.
– Не могу сказать, что выделяла один школьный предмет из всех, нет, они мне были одинаково интересны. Училась я в политологическом классе под руководством Розалии Иннокентьевны Говоровой.
Ключевую роль в выборе профессии сыграл наш замечательный учитель истории Владислав Алексеевич Голованов. Он всех увлек своим предметом. Только из нашего класса четверо получили историческое образование.

В обнимку со скрипкой

Помимо школьных будней, внеклассных мероприятий, общения с друзьями, олимпиад, Капитолина все детство провела со скрипкой в руках.
– Как правило, в музыкальную школу на класс скрипки берут ребятишек с абсолютным слухом. Вы с детства музыкальная?
– Да, музыку люблю по сей день. В старших классах было тяжеловато. Когда все твои друзья идут гулять, а ты со скрипкой идешь учиться в Детскую школу искусств (ДШИ), было немного обидно.
Но занималась я всегда с охотой. Переступив порог музыкальной школы, попадала в чудесный мир прекрасного. Повседневная суета оставалась где-то далеко, а на душе становилось так легко и светло.
Восемь лет занятий в ДШИ пролетели, как один миг. И как бы тяжело не было Капитолине, глядя, как друзья намного веселее проводят свое свободное время, она решила идти до конца и не бросать начатое дело.

Демократический выбор

Эту черту характера – не бросать начатое, воспитали, конечно, ее родители. А еще с детства мягко подводили к самостоятельному принятию решений и чувству ответственности.
– Во мне никогда не было бунтарского духа, который проявляется в подростковом возрасте. Так как выросла в демократичной семье, у меня всегда была возможность высказать свое мнение. Очень часто за ужином, когда вся семья в сборе, мы беседовали на различные темы, могли и поспорить по какому-нибудь поводу. То есть каждый мог смело высказать свои мысли. И наше с сестрой мнение родители всегда уважали.
Даже помню, когда после окончания «музыкалки» я решила продать свою скрипку, они не возражали. Это была моя первая кругленькая сумма. Честно, не жалела о продаже и с тех пор скрипку в руках не держала. Но чувствую, что и сейчас смогу сыграть по нотам.

Исторический – судьба моя

После школы обладательнице серебряной медали были открыты все дороги. Но Капитолина точно знала, что хочет идти в образование.
– Наш выпуск в 2002 году стал первым, который начал сдавать выпускные экзамены по системе Единого госэкзамена. Все было в новинку и очень удобно – единожды сдав экзамен, его результаты подать в различные учебные заведения и ждать у моря погоды, отдыхать, а не бегать и сдавать все лето вступительные экзамены.
Я подала документы на исторический факультет Педагогического института, в то время еще Якутского госуниверситета. Мне позвонили с истфака, сейчас понимаю, что это была уже сейчас моя коллега Елизавета Валерьевна Саввинова, на тот момент председатель приемной комиссии.
Она очень здорово разрекламировала свой факультет, все разложила по полочкам, и уже тогда задала вектор моего развития в будущем. Когда после разговора положила трубку, поняла, что сделала свой выбор. Сходила в Пединститут, забрала оригиналы своих документов и отнесла на исторический факультет. Думаю, именно этот момент и определил всю мою будущую судьбу, – уверена молодой ученый.

Путь в науку

Сегодня Капитолина Максимовна – кандидат исторических наук, специализирующийся на женских украшениях.
– На втором курсе мой научный руководитель Анатолий Игнатьевич Гоголев предложил на выбор несколько тем, из которых выбрала средневековые женские украшения. Согласитесь, тема для женщин очень близкая.
Первые исследовательские шаги делала на Алтае, потому что изучала именно алтайскую культурную общность. Моим спутником стал папа, который поддержал меня, одной мне было ехать страшновато.
Мы посещали музеи, беседовали со старожилами, сидели в библиотеках. Конечно же, посещали достопримечательности, отдыхали и гуляли, то есть совместили приятное с полезным.
Ну, а понимание, что надо, можно и нужно заниматься наукой, пришло ко мне тогда, когда впервые приняла участие в Российской археолого-этнографической конференции студентов в Красноярске. Именно подобные мероприятия могут разбудить серьезный интерес студентов к исследовательской работе, поиску своей истины. Дело это захватывающее, очень увлекательное, – считает Капитолина Максимовна.
А еще, конечно, студенческие годы запомнились археологическими практиками. Первая серьезная проходила недалеко от поселка Тулагино, где студенты — историки раскапывали стоянку времен неолита. В основном находили изделия из керамики.
– Интересная практика тогда была. И с точки зрения обучения, и с точки зрения студенческой романтики: посиделки возле костра, песни под гитару, страшилки на ночь. Кстати, тогда я нашла бусину от какого-то украшения, как помню, была она ярко — желтого цвета. Может, тоже знак свыше, – улыбается она.

Мы – потомки скифов?

– Капитолина Максимовна, а вы какой теории происхождения якутского народа придерживаетесь?
– Поддерживаю теорию южного происхождения народа саха. Об этом говорят материальная и духовная культура нашего народа и, конечно, сам язык. На примере тех же украшений, есть параллели со многими народами Южной Сибири и в целом тюркско-монгольским миром.
Моя кандидатская работа называлась «Типология украшений Алтайской культурной общности», к которой относятся якуты, буряты, хакасы, тувинцы, алтайцы. Якуты вместе с собой привезли в край Вечной Мерзлоты культуру тюрко-монгольского мира.
Например, если взять проволочные серьги, популярные у якутских средневековых женщин, в виде знака вопроса, то они пришли к нам со времен скифов, первых кочевников.

О чем говорят украшения

Вообще, украшения, существуя с глубокой древности во всех обществах, в качестве одного из этнических индикаторов отражают типологическую общность культур, влияние историко-культурных контактов и связей.
В силу своей обусловленности материальной и духовной деятельностью народа украшения в целом ряде своих элементов: материале и технологии изготовления, художественном оформлении, терминологии, сюжетах и символике и в определяющих их религиозно-мировоззренческих представлениях устойчиво сохраняют ценные сведения источниковедческого значения.
Таким образом, историко-этнографическое изучение традиционных для каждого народа украшений позволяет пролить свет как на проблему генезиса и истории формирования и развития их традиционной культуры, так и на вопросы этногенетических и этнокультурных связей между народами.
Кольцевая серьга выделена у якутов, татар, алтайцев, хакасов, тувинцев, казахов, бурятов и монголов; этот вид украшения был распространен и у тунгусо-маньчжурских народов. Их можно разделить на три основных типа: в виде знака вопроса (якуты, алтайцы, хакасы, тувинцы), восьмеркообразные (тувинцы), в форме кольца (буряты, казахи, монголы).
Серьги подобного типа считаются у изучаемых народов наиболее ранними. Древнейшие аналоги кольцевых и восьмеркообразных серег были распространены на Алтае еще в скифское время.

Сохранить моральные маяки

– Одно время вы занимались еще и изучением трансформации традиционной культуры якутского села. Можно сказать, что наше село отдаляется от своей культуры?
– Да, в 2012 году с коллегами и студентами побывали в экспедиции в вилюйских и заречных районах. Исследовали изменение традиционной культуры, украшения средневековой Якутии. Собирали фотовидеоаудио- материалы, встречались с местным населением.
Важной частью нашей работы было изучение музейных фондов. Отрадно, что наша республика – музейный край. Даже в самой небольшой деревушке есть свой музей, где хранители времени кропотливо по крупицам собирают интересные материалы, увековечивают память своих земляков. Все это бесценно.
Несколько десятилетий вопрос возрождения национального самосознания, самоидентификации личности находится в центре внимания. Очень важно, чтобы сохранялись моральные маяки, которые могли бы блокировать риски и фобии глобального мира.
Я всецело согласна с тем, что, несмотря на всемирную глобализацию, когда целого мира становится мало, очень важно сохранить свою этническую целостность. Важно знать и понимать, откуда ты родом, важно чтить и хранить культуру своего народа, – считает Капитолина Максимовна.
Сохранность культуры молодой ученый отмечает в отдаленных наслегах Якутии. Но и здесь с приходом интернета самосознание начинает меняться.
– Это совсем не означает, что лучше закрыться от всего мира. Наше якутское общество работает в этом направлении, в том числе и с помощью науки. Идет популяризация культуры, причем она не агрессивно навязывается, а просто она есть: с экранов телевизоров, в средствах массовой информации, в социальных сетях. И это очень здорово.

Кандидатская семья

Когда собеседница говорила, что исторический факультет – ее судьба, это не было преувеличением. Именно здесь она поняла, чем хочет заниматься в будущем, и именно здесь встретила свою вторую половинку, с которой уже многие годы идет рука об руку. Они в буквальном смысле смотрят в одну сторону и практически круглые сутки вместе.


– Супруг Айтал Яковлев мой однокурсник, учились мы, правда, в разных группах. Он также доцент исторического факультета, кандидат исторических наук. В 2014 году защитил диссертацию на тему «Городская повседневность жителей Якутска в конце XIX – ХХ века». Очень разносторонний человек.
У нас двое детей, старшей дочери десять лет, младшему недавно исполнился годик. Дочка – студенческий ребенок. Частенько брали ее с собой в экспедиции, поэтому растет очень самостоятельной, основательной девочкой, которой не страшны никакие бытовые трудности.
Муж-коллега – это очень удобно. Ведь вместе мы решаем не только каждодневные семейные вопросы, но и изучаем историю своего народа. Конечно, не обходится без научных дискуссий на кухне. Все равно после них каждый из нас остается при своем мнении. Считаю, что это важно – быть соратником, а не стараться подмять вторую половинку под себя, – уверена молодая мама, ученый Капитолина Яковлева.

Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика