«Зимняя дорога»: как снимался студенческий фильм-реконструкция по роману Леонида Юзефовича

«Зимняя дорога»: как снимался студенческий фильм-реконструкция по роману Леонида Юзефовича

Читайте нас

24 мая, в День славянской письменности и культуры, в Культурном центре СВФУ «Сергеляхские огни» состоится премьера студенческого фильма-реконструкции по роману Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», посвящённого 100-летию Якутской АССР.

«Сюжет об осаждённой крепости»

О том, как всё происходило и что осталось за кадром, расскажет автор сценария и один из руководителей проекта, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы ФЛФ СВФУ Лена Иннокентьевна Румянцева:

– Трейлер мы показали 27 апреля, в день столетия автономии, и он вызвал интерес, люди теперь ждут фильма.

А началось всё с того, что осенью прошлого года Леонид Юзефович посетил республику, и у нас на филологическом факультете состоялась встреча с ним, где декан Галина Егоровна Жондорова выступила с идеей продолжить диалог с Юзефовичем и организовать литературную экспедицию.

В ходе подготовки проекта на кафедре состоялись обсуждения, и было решено, что результатом этой экспедиции должен стать документальный фильм и, поскольку у меня был некоторый материал по роману, опубликована статья совместно с магистранткой, меня и назначили ответственной за сценарий фильма.

Я очень увлеклась этой книгой, постоянно размышляла о том, как этот многостраничный труд преобразовать в сжатый и сконцентрированный сценарий. Но, погрузившись в неё, поняла, что писатель даёт нам хороший ключ – этим ключом стала фраза, сказанная во время встречи: «В основе моей книги лежит сюжет об осаждённой крепости».

Это один из четырёх мировых сюжетов по Борхесу и один из самых древних – вспомним осаду Трои, где есть защитники, есть штурмующие, есть стремление сохранить свою твердыню и есть стремление во что бы то ни стало сровнять её с землей.

По накалу страстей, по драматизму — осада Сасыл-Сысы полностью соответствует этому мировому сюжету. Отбор эпизодов для видеофильма поэтому подчинён логике всех осад, описанных в эпосе: цитадель, осада, ультиматум, отказ принять его, штурм. Таким образом книга Леонида Юзефовича вписывает нашу локальную историю в высокую героико-эпическую традицию мировой литературы.

«Правда первоисточника»

– Писатель в своих многочисленных интервью говорил о том, что ему удалось получить следственное дело Пепеляева, и это позволило ему широко использовать его личные письма, дневники, материалы суда и прочее, сейчас уже недоступное, и благодаря этому в романе нет выдуманных реплик, звучат подлинные слова и мысли самого генерала.

Голос же Ивана Яковлевича Строда в романе зазвучал, потому что автор широко вводит фрагменты из книги воспоминаний Строда «В якутской тайге», названной одним из современных читателей бестселлером своего времени. Конечно, это был литературно обработанный текст, причёсанный, приглаженный, но оставалась правда первоисточника.

В результате мы построили свой сценарий как монологи этих двух героев – Пепеляева и Строда, при том, что лично они в момент осады не встречались, все сводилось к обмену ультиматумами, – но встретились позже, на суде, и говорят, даже пожали друг другу руки.

Студент третьего курса филологического факультета Андрей Высоцкий – человек думающий, одарённый, чувствующий текст – сыграл Пепеляева, а первокурсник Института естественных наук Михаил Соколов – соответственно, Строда.
Михаил – будущий химик, но увлечённый искусством человек, очень артистичный. Кстати, амгинцы, глядя на него, отмечали, что он внешне похож на Строда.

Они оба были очень увлечены этой историей – казалось бы, далекой, столетней давности – и были очень органичны. До такой степени прониклись текстом, что воспроизводили его без суфлёра.

Студент из Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Дьулус Огонеров колоритно сыграл эпизодическую роль местного жителя, появляющегося в усадьбе Карманова, где и происходили все события. Роль Алексея Карманова, гостеприимного хозяина усадьбы, досталась студенту 4 курса ФЛФ Александру-Булату Кынатову.

В исторической усадьбе Карманова

– В кадре также появляется наш консультант – методист музея «Россия – моя история» Саян Барабанский, очень увлечённый человек, чьё научное исследование связано с изучением истории военного костюма периода Гражданской войны. Благодаря его личной коллекции наши герои были экипированы в целом исторически достоверную военную форму.

В некоторых сценах также участвовали и волонтеры из Абаги, предоставившие лошадей. Правда, мы не имели возможности снарядить многолюдную армию, хотя в реальности на небольшом участке там собралось порядка тысячи человек: двести с лишним оборонялись, семьсот – осаждали.

В Сасыл-Сысы, в исторической усадьбе Карманова, мы снимали два дня (режиссёр и оператор ни на секунду даже не присели), а часть сцен – в Якутске, в здании Научной библиотеки университета и частном якутском балагане.

Всё задействованное у нас оборудование принадлежит Медиацентру СВФУ – как оказалось, университет обладает продвинутой технической базой. А режиссёр Ольга Ушницкая, в активе которой – десятки телепередач и документальных фильмов, по счастливому совпадению оказалась нашей магистранткой, что позволило позиционировать нам свою реконструкцию как студенческий проект. Но именно благодаря её профессионализму съёмочный процесс был организован качественно, отсняты хорошие кадры, построены мизансцены, словесный текст получил яркую визуализацию, поэтому «картинка» получилась говорящая, отражающая и наше видение и, хочется надеяться, видение писателя.

«Особая атмосфера»

– Мне очень понравилось, как работала наша молодёжь. Я, если честно, удивлена, что при таком небольшом коллективе так всё удачно сложилось. Даже то, что нам не удалось выехать в Амгу в марте, как изначально планировалось – тоже удача. Всё-таки мартовские холода не способствовали бы многочасовой съёмке под открытым небом.

Кстати, сейчас усадьба Карманова закрыта на реконструкцию и откроется только через год, к 100-летию осады Сасыл-Сысы. Когда мы там были, она уже начиналась, но работы приостановили на два дня, чтобы мы могли отснять свой материал.

Как говорится, если задумано благое дело, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось.
Интересно, что Юзефович неоднократно говорит об особой атмосфере этого места: там витал мистический морок, овладевший и осаждёнными, и осаждающими. Несколько недель Пепеляев и Строд были словно прикованы друг к другу.

А ведь были и другие варианты: Пепеляев собирался идти на Якутск, а небольшая по сравнению с его дружиной горстка красноармейцев смогла столько времени удерживать его на месте, в результате чего он был вынужден повернуть обратно. Это было кульминационным событием не только Гражданской войны в Якутии, но и Гражданской войны в целом. Последняя большая осада, последний штурм, последнее противостояние такого масштаба.

Ещё тогда это событие получило название «ледовой осады» и вошло в советскую историографию. А сейчас благодаря Леониду Юзефовичу в этой истории появились новые подробности, новая глубина. Мудрый человек, он избежал прямолинейного оценивания событий. Каждый погибший в этом противостоянии достоин памяти и сочувствия.

Хочется верить, что наша интерпретация сподвигнет тех, кто ещё не прочёл «Зимнюю дорогу», сделать это.
Фото: Медиацентр СВФУ.

+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -14°
  • Ощущается: -21°Влажность: 47% Скорость ветра: 6 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: