Жители Якутии стали чаще жаловаться на коллекторов

Жители Якутии стали чаще жаловаться на коллекторов

12:17
26 сентября 2021
Читайте нас на

Понятие «коллектор» прочно ассоциируется у населения с назойливыми звонками по телефону с требованием вернуть долг, с надписями на дверях квартир: «Здесь живёт должник», а то и с прямыми угрозами причинения вреда здоровью. Между тем деятельность коллекторов жёстко регламентируется федеральным законодательством, которое, по большому счёту, держит их в ежовых рукавицах.

О надзоре за деятельностью коллекторов рассказала читателям «Якутии» исполняющая обязанности начальника отдела правового обеспечения, ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП по РС(Я) Клавдия Иванова.

Новые штрафы для коллекторов

– Клавдия Иннокентьевна, какими полномочиями обладает служба судебных приставов в этой сфере?

– Служба является уполномоченным органом по ведению государственного реестра и контролю за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

В наши полномочия входят: ведение государственного реестра, рассмотрение жалоб о фактах нарушений юридическим лицом требований закона, осуществление проверок деятельности коллекторских организаций, включённых в государственный реестр, а также вынесение предписаний по результатам проверок. С начала 2021 года в Управление поступило 133 заявления о противоправных действиях кредиторов и лиц, действующих в их интересах. Отмечу, что за аналогичный период 2020 года поступило 79 таких заявлений.

– С июня этого года произошли изменения в законодательстве, регулирующем надзор за коллекторами. Расскажите об этом.

– Действительно, вступил в силу Федеральный закон № 205-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Он направлен на усиление защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности.

Так, увеличены размеры штрафов за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности для должностных и юридических лиц. Например, совершение кредитором действий, направленных на возврат просроченной задолженности и при этом нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов физлиц, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 200 000 рублей; на юридических – от 50 000 до 500 000 рублей. Кредитные организации включаются в число субъектов ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.

Также новым законом предусматривается передача полномочий по рассмотрению дел об административном правонарушении в области защиты прав и законных интересов граждан – должностным лицам ФССП России.

Кроме того, с июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Его также называют контрольно-надзорным кодексом. Он закрепляет систему проведения контрольных мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также позволяет снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.

… И повышенные требования

– Какие условия необходимы для осуществления коллекторской деятельности?

– Требования сейчас повышенные. Прежде всего, необходимо пройти процедуру внесения сведений в государственный реестр. Деятельностью может заниматься исключительно хозяйственное общество, включённое в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, с суммой чистых активов не менее 10 миллионов рублей, застраховавшее убытки от своей деятельности на сумму от 10 миллионов рублей. У юридического лица должен быть свой сайт в Интернете и специальное программное обеспечение. Учредители организации должны быть с чистой юридической историей, то есть не судимые, не привлекавшиеся к уголовной ответственности. Аналогичные требования и к работникам таких организаций.

На сегодня в едином государственном реестре зарегистрировано свыше 800 коллекторских организаций, в том числе две из Якутии. Это ООО «Кондор Плюс» и ООО «Агентство по реструктуризации долгов».

 – Какие проблемы возникают в работе с коллекторами?

– Основной проблемой является то, что люди недостаточно осведомлены о своих правах. Например, не знают, что могут написать кредитору заявление о том, что не согласны на прямое общение с ним. Такое заявление может быть составлено не ранее, чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Письмо должно быть направлено через нотариуса или заказным письмом с уведомлением о вручении либо путём вручения под расписку.

Также граждане в своих обращениях не дают полной информации, где и когда оформляли договоры займов. Порой оформляют займы через различные сайты, указывают в качестве кредитора: «Деньги в руки», «Росденьги», «Народные деньги», «Отличные наличные» и т.д. Однако это всего лишь бренд, фирменное название, под ним может работать совершенно другое юридическое лицо.  А выяснить реальное наименование юрлица можно только при наличии у заявителя договора либо кредитной истории. Бывает, что сами заявители не часто идут на контакт с УФССП, не отвечают на письма и звонки.

Куда пожаловаться?

– Как часто коллектор имеет право звонить должнику?

– Не более одного раза в сутки, двух раз в неделю или восьми раз в месяц. Причем только с абонентского номера, выделенного кредитору или коллектору оператором связи на основании договора. Информацию о номере телефона скрывать запрещено. Ограничено общение и по времени: в рабочие дни с 8 до 22 часов, в выходные и нерабочие праздничные дни с 9 до 20 часов по местному времени. Также существуют ограничения и по переписке с должником посредством смс или голосовых сообщений: не более двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и шестнадцати раз в месяц.

– Куда можно обратиться с жалобой на противоправные действия коллекторов?

– В Управление ФССП по Республике Саха (Якутия) посредством электронного сервиса на официальном сайте ведомства в разделе «Интернет-приемная». Также можно опустить обращение в ящик для приёма корреспонденции по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, 25, 6 этаж.

Для более оперативного рассмотрения вопроса рекомендуем указывать в жалобе конкретные сведения о юридическом лице, с кем заключён договор. Также необходимо прилагать копии договоров, почтовой переписки, распечатку звонков, скриншотов сообщений и записи аудиозвонков.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
30 июня
  • 23°
  • Ощущается: 23°Влажность: 60% Скорость ветра: 4 м/с