X

«Железные дороги Якутии» ждут в Мохэ и Магадане

Чем встречает свое 30-летие железнодорожная компания республики

Локомотивное депо в Алдане. Здесь ремонтируют колеса, локомотивы. Фото автора

Под стук колёс поезда мы въехали в заснеженный Алдан, где сугробы по обочинам дорог были огромны и ярко светило солнце. А через день пошёл снег и «мело, мело по всей земле, во все пределы» так, что окна машины заметало за полчаса. Пассажирский поезд АК «Железные дороги Якутии» впервые выехал с Нижнего Бестяха в 2019 году, а в этом году пассажиропоток составил уже 420 тысяч человек!

Лыжи, «ватрушки», сноуборд

Но в основном «ЖДЯ» зарабатывает, конечно, на грузовых перевозках. В 2024 году компания перевезла 8,5 миллионов тонн грузов. Это и уголь, и руда «Полиметалла», и северный завоз. Каждый год количество грузов и пассажиров растёт неуклонно на 8-10 процентов. В 2025 году будут завозить материалы для строящегося через Лену моста.

А в Алдане 20 декабря было всего 14 градусов мороза. В городе работает мощная лыжно-биатлонная база, куда приезжают тренироваться сборные России. Берёшь на прокат лыжи и катаешься по лесу, по Радиогоре в своё удовольствие. Или можно махнуть на горнолыжную базу, где есть подъёмники и для детских «ватрушек», и для сноубордистов.

Кроме этого в городе построен крытый каток от «Газпрома». Так что в длинные новогодние каникулы можно махнуть всей семьёй в Алдан, чтобы покататься. Сел в поезд в 5 вечера, проснулся уже утром на городском перроне, вдоволь полетал с горок, насладился пушистым снегом и зимним воздухом. Вечером сел в вагон и утром ты уже в Нижнем Бестяхе. Красота!

Дом, где всё включено

«Железные дороги Якутии» в Алдане и Томмоте построил по программе ветхого и аварийного жилья через субподрядчиков десятки домов, которые выделяются пёстрой расцветкой шашечками. Первым был в Алдане построен 11 лет назад пятиэтажный дом, где компания разместила для своих 1500 работников клинико-диагностический центр, который в народе запросто зовут медцентр. Он взял на себя чуть ли не половину районной нагрузки на медучреждения. И здесь очень быстро можно пройти различные медкомиссии – благо современная аппаратура дозволяет. Главный врач Сергей Ванвейтан сказал: «Компания заботится о работниках по всей железной дороге от Нижнего Бестяха до Нерюнгри». И его слова не разошлись делом – на утро он уже уехал в Якутск, где стало плохо сотруднику АК «ЖДЯ».

Первый пассажир прибыл в Нижний Бестях в 2019 году. Фото автора.

Кроме этого железнодорожники выделяют в построенных домах квартиры для своих работников, для молодых специалистов. То есть приехал ты с рюкзачком и заселился в жилище, где есть всё: диван, шкаф, стиральная машина, газовая влита, стол, кухня, вплоть до вилок и ложек.

В Нижнем Бестяхе за железнодорожным вокзалом построили шесть домов для сотрудников и детский сад для их детей. В следующем году отдел капитального строительства «Железные дороги Якутии» начнёт воздвигать в Томмоте целый жилой квартал со школой и детсадом. Компания во главе с гендиректором Василием Шимохиным не просто зарабатывает деньги, но и берёт на себя и социалку: жильё, медицину, спорт, культуру, отдых и досуг. Кстати, на их попечении есть и кафе, и ресторан белорусской кухни «Олешня». Нигде не вкушал таких вкусных блюд. И пиво своё варят.

Новый год мчится в Алдан. Фото автора.

30 лет компании

Кроме этого из старых помещений компания ввела в строй дом культуры, спорткомплекс «Локомотив», где кроме футбола играют десять команд во флорбол. В холле дома культуры под бронебойным стеклом с подсветкой лежат шпалы с годами истории компании: 1992 год – в Алдан пришёл первый поезд, в 1995 году вышел Указ президента РС(Я) Михаила Николаева о создании АК «Железные дороги Якутии», 2005 год – начато строительство ж/д Томмот – Кердём – Якутск. А сейчас вы можете доехать от Нижнего Бестяха до Благовещенска, Владивостока, Иркутска и далее и до Москвы.

Мы посетили локомотивное депо, которое тянется чуть ли не на километр, где чинят колёса пяти видов (отдельно пассажирские, грузовые, локомотивные), электродвигатели и прочую технику. Инженер локдепо и по совместительству КМС по жиму лёжа Александр Чупров с увлечением рассказал: «Наши умельцы умеют ремонтировать такие вещи американских локомотивов, что их вызывают к себе со всей России, вплоть до Норильска. В следующем году депо расширяется. Всего в компании работают 69 локомотивов, из них 12 маневровые».

Маневровый локомотив В Алдане. Фото автора.

Начальник капстроительства компании Николай Катаев, сам родом из Павловска ввёл нас в курс дела: «Уже началось строительство ветки и далее мостового перехода через Амур от Джалинды (Россия) до Мохэ (КНР). Раньше она действовала, надо восстановить, чтобы возить в Китай уголь. Транссиб и БАМ полностью загружены. И линия до Мохэ может частично разгрузить два этих потока, выдавая до 3 миллионов тонн грузов в год».

Ну и «Железным дорогам Якутии» работы прибавится. Вырастут доходы, нужно вырастить новые кадры, увеличить количество работников ещё на 500 человек. А впереди новая цель – Магадан. Это уже озвучено, и трасса пройдет до Хандыги и Оймякона и дальше. То есть это решит вопросы и северного завоза, и доставки стройматериалов, и пассажиропотока до Магадана.

Так что выпускники, дерзайте! Можете поступать в железнодорожный техникум в Нижнем Бестяхе и Хабаровский институт путей сообщения. Машинисты получают от 220 до 250 тысяч рублей, их помощники от 180 тысяч, проводники от 80 тысяч, дежурные по станции от 70 тысяч.

До Алдана плацкарт стоит 1661 рубль

Кстати, о цифрах. Сколько стоят билеты до Алдана? В общем вагоне – 879 рублей, а плацкарте 1661 рублей, в купе – 2862 рубля. Железная дорога это не только большие станции, но и полустанки, маленькие разъезды, где стоянки длятся от одной секунды до 15. Например, до Нерюнгри есть станции Кюргелях, Болотный, Томмот, Куранах, Алдан, Косаревский, Селигдар, Большой Нимныр, Таёжная, Огоньер, Хатыми, Чульбасс, Чульман, Нерюнгри-Пассажирская. Это 799 км пути. От Нижнего Бестяха до Благовещенска ехать с 17 часов до 7.44 часов последующего дня, то есть почти двое суток (40 часов 41 минуту). Через Беркакит, Аям, Тынду, Сковородино, Магдагачи, Свободный, Белогорск.

С началом работы пассажирских перевозок люди, страдающие аэрофобией, вздохнули свободно. Лучше они проедут 71 час и 3360 км до Иркутска на плацкарте стоимостью 6940 рублей или в купе от 10 тысяч. А там дольше можно и до столицы нашей страны добраться за семь дней, повидав почти все российские просторы.

Подстаканники в купе. Фото автора.

Кстати, с 1 марта вы можете пользоваться услугой предоплаченного питания до Благовещенска. Доступны курица, говядина, свинина или рыба. Или посетить вагон-ресторан, работающий с 9 часов утра до 11 вечера. Ваш слуга покорный попробовал утром щи суточные, ибо поезд прибывал в Нижний Бестях в 10 часов 44 минуты. А вечером нас проводница угощала нас чаем из стаканов с фирменными подстаканниками «ЖДЯ». А за окном вновь мело…

+1
3
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
1
+1
1

This post was published on 27.12.2024 09:58

Related Post