X

Жатайской судоверфи – быть!

DCIM105MEDIADJI_0011.JPG

Блок судокорпусных и вспомогательных производств, цеха различного назначения, гидротехнические сооружения, достроечная набережная, слип, грузовой причал. Это далеко не полный перечень объектов будущей Жатайской судоверфи, начало строительства которой положено 26 апреля 2019 года забивкой первой символической сваи.

Приоритетным для перевозки жизнеобеспечивающих грузов в Якутии остается внутренний водный транспорт. Только в процессе северного завоза задействовано порядка 800 судов. При плановой эксплуатации в 25 лет их средний возраст 38-40 лет, а общий износ флота составляет свыше 70%.

Поэтому одной из основных для Якутии задач является обновление грузового флота. В этом плане большие надежды возлагаются на строящуюся Жатайскую судоверфь. Общая сумма финансирования первого этапа – 5 миллиардов 700 миллионов рублей. На сегодняшний день стройготовность первой очереди объекта 47%.

Расширяться и расширяться

– Во времена СССР на территории Ленского бассейна насчитывалось семь судостроительных и судоремонтных заводов, – рассказал директор АО «Жатайская судоверфь» Петр Накул. – По итогам лихих 90-х остался один – Жатайский. Последнее судно, которое завод пытался достроить, стоит на стапелях еще с 1992 года. По прогнозам, потребность судоходных компаний Ленского бассейна к 2036 году составит более трехсот судов. Поэтому правительством республики было принято решение о возведении современной судоверфи, способной выпускать до десяти новых судов в год. На эту проектную мощность планируется выйти к 2027 году.

Сама стройка разделена на два этапа. Первый этап – главный корпус верфи, а также расширение слипов, в процессе которых добавятся две полосы. По стройке мы деньгами обеспечены. Что касается приобретения оборудования, то мы пока занимаемся привлечением средств. Этот сегмент состоит из трех составляющих: федеральные, республиканские и заемные средства. Займы АО «ЖСВ» будет брать под гарантии правительства республики. В свою очередь в обеспечение займов мы выпустим акции и передадим их республике. Сейчас идет подготовка конкурсных процедур. Формируем технические задания, запрашиваем коммерческие предложения. Стараемся успеть. Необходимо поставить и запустить оборудование в оставшиеся до завершения строительства сроки.  Наиболее длительные сроки – по крановому оборудованию. По условиям конкурсных процедур, все поставляемое оборудование должно быть новым и выпущено не позднее 2022 года.

Второй этап: возведение достроечной набережной и ее административного здания, котельной, покрасочного цеха, а также здания производств судового оборудования. За этим последует третья очередь. В общем, мы планируем расширяться и расширяться. Верфь задумана и спроектирована как современное конкурентоспособное производство полного цикла. С управлением жизненным циклом судна от конструкторского проекта до утилизации. В перспективе на нашей площадке будет создан современный участок утилизации судов.

Стройку верфи планировалось завершить в 2021 году. Однако в 2020-м грянула пандемия, и мы столкнулись с рядом жестких ограничений. Так, на стройплощадке вместо 250 человек работало 15. Нарушение этого норматива предусматривало штрафные санкции.

Кроме того, в связи с нашими климатическими условиями некоторые виды работ необходимо проводить при определенной температуре. Возьмем котлован глубиной 4,5 метра объемом в сто тысяч кубометров. Он выкопан под всем судостроительным корпусом, площадь которого составляет 24 тысячи квадратных метров. Здесь для сохранения вечномерзлотных грунтов пришлось уложить 18,5 км трубопровода, утеплять и послойно все засыпать. На этот процесс ушло много ресурсов и времени, но без него никуда, иначе тяжелые суда могли бы провалиться прямо посреди цеха.

Наконец, произошло удорожание металла, что также сказалось на скорости возведения первой очереди объекта.

Перечисленные выше факторы и затормозили стройку на год. В итоге срок завершения строительства перенесен на окончание 2023 года. Жатайской судоверфи – быть!

Экскурсия по эллингу и не только

Идем на экскурсию по строящимся объектам. По словам первого заместителя директора АО «Жатайская судоверфь» Валерия Типографа, сегодня полным ходом идут основные строительные работы на блоке корпусных конструкций верфи, в том числе в главном сборочном цехе – эллинге. Запущено тепло и смонтированы вентсистемы в административных помещениях, где будет работать инженерно-технический персонал. Здесь же ведутся монтаж электропроводки и внутренняя отделка. Всего на стройке задействовано более 180 человек.

– На эллинге будет происходить окончательная сборка судовых корпусов, – пояснил Валерий Евгеньевич. – До этого момента процесс создания судна начинается с раскроя листового металла. Затем на участке объемных секций различные прессы будут делать из раскроенного металла секции будущих судов – нос, корму, капитанскую рубку и т.д.

Далее эти секции будут перевозиться на специальном трейлере на эллинг и посредством сварки собираться в корпуса. Здесь же в собранные корпуса устанавливаются силовые установки и различное оборудование. В летний период, чтобы не задерживать процесс сборки на эллинге, оснащение готового корпуса судна можно осуществлять на достроечной набережной, то есть уже на плаву. Эта набережная будет иметь свое административно-бытовое здание, как и все участки производства.

Неотъемлемая часть верфи – слип, по которому готовое судно выкатывается из эллинга и далее к реке.

В следующем году мы планируем заложить первое судно. Скорее всего, это будет баржа класса «река-море» длиной 114 метров и шириной 17 метров.

Отметим, что судоверфь располагается на территории опережающего развития «Якутия». Это будет ощутимо влиять на себестоимость судов. Дело в том, что импортные комплектующие из-за рубежа не будут облагаться таможенной пошлиной, а входной НДС будет составлять ноль рублей. Плюс ко всему ТОР «Якутия» выделила нам преференции в размере 500 миллионов рублей на подключение к сетям газо-, водо- и энергоснабжения, а также к канализации.

Кадры: местные и приезжие

До момента сдачи Жатайской судоверфи в эксплуатацию необходимо подготовить и принять на работу дополнительные кадры – специалистов в сфере судостроительства. Как решается этот вопрос?

– На сегодня основной костяк персонала верфи – специалисты по капитальному строительству объектов, а судостроителей пока только пять человек, – сообщил Петр Накул. – По окончании стройки специалисты по капстроительству будут отвечать за жизнедеятельность верфи. Что касается расширения штатов судостроителей, то в 2023 году начнется процесс их приема на работу.

Сейчас у нас налажены деловые отношения с Жатайским техникумом. На его базе открыты две группы по направлениям «кораблестроение» и «робототехника». Имеется договоренность о прохождении курсантами практики на верфи. Также нам выделяются квоты на целевое обучение будущих судостроителей в федеральных вузах. Можно не сомневаться, что все эти выпускники пополнят наши ряды.

Однако молодого специалиста с дипломом необходимо еще долгое время обучать на производстве. А у нас нет на это времени. Чтобы запустить верфь, нам необходимо привлекать готовых специалистов из-за пределов республики. В Якутии их попросту нет. Например, конструктор-судостроитель – дефицитная в России специальность.

В этом нам поможет федеральная программа мобильности кадров, ведь каждому приезжему необходимо оплатить переезд, предоставить жилье, выплачивать достойную зарплату, предоставить места в детском саду и т.д. На данный момент у нас создан кадровый резерв. До конца этого года мы примем на работу технического директора судостроения, руководителя по качеству и главного судостроителя. Это будет костяк, вокруг которого будет наращиваться штат мастеров. В зависимости от того, какой у нас будет фонд заработной платы, мы сможем привлечь до 70 специалистов.

По словам Петра Дмитриевича, в перспективе в цехах и конструкторских бюро верфи станут работать порядка шестисот специалистов в области судостроения.

А в завершении отметим, что прямо напротив судоверфи, через дорогу улицы Северная, предусмотрено строительство жилого дома на 102 квартиры, а также общежития на 200 мест. Планируемый срок их сдачи в эксплуатацию – 2023 год. А значит приезжим специалистам будет где жить!

Справка

Стоимость первой очереди строительства АО «Жатайская судоверфь» составляет 5,75 млрд руб. Правительство России выделило на строительство 4,1 млрд рублей. Правительство республики – 750 млн рублей за счет средств АО «Корпорация развития РС(Я)». Еще 894,5 млн рублей – привлеченные средства.

Фото автора и АО «Жатайская судоверфь».

+1
2
+1
0
+1
2
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 20.11.2022 10:00

Related Post