Жатайская судоверфь готова к началу работы

В Жатае полным ходом идёт запуск судоверфи в работу. Если раньше в этом пригородном посёлке могли делать только судоремонты, то теперь производственные мощности судоверфи имеют возможность обрабатывать до 10 тысяч тонн металлоконструкций в год и строить до 10 единиц судов различных типов и назначений водоизмещением до 1600 тонн. Одновременно с этим предприятие в течение года способно модернизировать до 6 судов и утилизировать два списанных.

Цеха огромной верфи. Фото автора.

130 судов за 15 лет

По предварительной программе планируется построить около 130 речных судов на горизонте 15 лет. Уже подписано соглашение с Сунтарским улусом о строительстве баржи с аппарелью длиной 19,2 метров, шириной 6 метров, осадкой 0,6 метра. Она будет эксплуатироваться на реке Вилюй для сельхознужд. С ЛОРПом прорабатывается вопрос строительства несамоходной трюмной баржи.

Напомним — первую сваю в фундамент верфи забили в 2019 году. Длина её производственных цехов составляет 130 метров, здесь могут строиться суда до 120 метров в длину (у теплохода «Демьян Бедный», например, этот показатель около 200 м). Отсюда суда поступят на слип, а затем их спустят в жатайский затон на реке Лена.

На судоверфи уже работают новые станки. Фото автора.

Жатайскую судоферфь строят в рамках Комплексного инвестиционного проекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей». Федеральные средства на строительство составляют примерно 50 %, половина – республиканские деньги. Не секрет, что российский речной флот до сих пор держится на советском наследии, которое приходит в негодность и лет через двадцать может встать полностью на прикол. И такие судоверфи, как Жатайская, жизненно необходимы. На Дальнем Востоке, кроме неё есть только одна – дальневосточная «Звезда».

Ещё одним перспективным направлением деятельности судоверфи является создание средних автодорожных разборных мостов (САРМ). Первый из таких мостов установят в Чурапчинском улусе, откуда родом директор судоверфи Влад Пермяков. В случае успешных испытаний планируется серийное производство подобных конструкций, что позволит значительно сократить зависимость Якутии от внешних поставщиков.

Комментарий даёт директор Жатайской судоверфи Влад Пермяков. Фото автора.

Готовность верфи на сегодня составляет порядка 90 %. Работает сейчас 70 рабочих и 10 единиц техники. При полной загрузке – строительства 10 судов одновременно – на предприятии могут работать до 600 человек.

Произведены сборка и монтаж 7 кранов. Установлены машины плазменной и газовой резки листового проката, а также гибочный станок. «Плазма», как её просто называют рабочие, может резать до 80 мм толщиной железо и до 45 мм сталь хорошего качества. В компьютер машины вводится программа и она сможет вырезать любую деталь. В судоверфь может обращаться любой, кто имеет дело с металлом. Верфь заработает на этом деньги, а клиент будет с вырезанной деталью. Здесь также варят листовое железо – листы 8х2 метра.

«Плазма» может резать железо до 80 мм и вырезать любую фигуру из металла. Фото автора.

От резервуаров до катеров

Площадь огромных цехов составляет 24 тысячи квадратных метров. Все объекты верфи будут сданы к концу этого года. Здесь будут строиться суда класса «река-море», крупные грузовые суда для перевозки грузов в отдалённые районы (северный завоз никто не отменял), а также баржебуксирные и нефтеналивные составы, паромы, понтонные и разборные мосты, дебаркадеры. В республике 10 тысяч рек, по которым 900 судов осуществляют грузопассажироперевозки. Однако их средний возраст 40 лет и надо постоянно обновлять речной флот.

На Жатайской судоверфи могут делать резервуары различных типов, яхты, катера, суда для рыболовецкого флота, специальные суда для старательских артелей с «клыками» и другими приспособлениями, спецтехнику для сельскохозяйственных нужд. Здесь могут производить серийные блоки для пролётов Ленского моста. Производственных помещений много и места для работы с металлом, ремонтом хватит для всех. Судоверфь – это бизнес, надо выходить на самоокупаемость, нет смысла топить огромные цеха без работы.

Из цеха на стапели, оттуда в затон и на реку. Фото автора.

Строится жилой дом для работников верфи и общежитие в Жатае на 200 мест. Подписываются соглашения с профильными учебными заведениями. Проходят стажировку студенты Балтийского и Карельского вузов и ссузов по судостроению. Ввод судоверфи даст средства в бюджет Жатая, новые рабочие места. К тому же здесь строится огромная школа «Точка роста». У посёлка хорошее будущее.

+1
11
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
2
+1
0

This post was published on 16.07.2025 14:00

Share
Published by
Игорь Платонов

Recent Posts

  • ТРАНСПОРТ

Паромная переправа «Якутск – Нижний Бестях» будет действовать до конца октября

Минтранс Якутии проинформировал о работе основных паромных переправ республики в период межсезонья. Прежде всего, переправа…

14.10.2025
  • СВО

Участник программы «Якутия – Земля героев» познакомился с работой главного архитектора Якутска

В рамках стажировки в мэрии города Якутска участник кадровой программы «Якутия – Земля героев», ветеран…

14.10.2025
  • ЭКОНОМИКА

Правительству Якутии поручено обеспечить сбалансированность бюджета и финансирование приоритетных направлений

В понедельник глава Якутии глава республики провёл очередное заседание президиума оперативного штаба по обеспечению экономического…

14.10.2025
  • НОВОСТИ
  • СПОРТ

Сборные России и Беларуси проведут сборы в Алдане

Титулованные российские лыжники и биатлонисты олимпийской сборной проведут традиционные осенние сборы на лыжной базе в…

14.10.2025
  • НОВОСТИ
  • СПОРТ

Семь якутских дзюдоистов примут участие в чемпионате России

16 октября в Екатеринбурге во Дворце дзюдо стартует чемпионат России по дзюдо. В нём примут…

14.10.2025
  • ПРОИСШЕСТВИЯ

В Ленском районе спасатели выручили рыбаков

В воскресенье в ЕДДС Ленского района поступило сообщение о пропаже троих местных жителей. Выяснилось, что ленчане…

14.10.2025