Жатайская судоверфь готова к началу работы

В Жатае полным ходом идёт запуск судоверфи в работу. Если раньше в этом пригородном посёлке могли делать только судоремонты, то теперь производственные мощности судоверфи имеют возможность обрабатывать до 10 тысяч тонн металлоконструкций в год и строить до 10 единиц судов различных типов и назначений водоизмещением до 1600 тонн. Одновременно с этим предприятие в течение года способно модернизировать до 6 судов и утилизировать два списанных.

130 судов за 15 лет
По предварительной программе планируется построить около 130 речных судов на горизонте 15 лет. Уже подписано соглашение с Сунтарским улусом о строительстве баржи с аппарелью длиной 19,2 метров, шириной 6 метров, осадкой 0,6 метра. Она будет эксплуатироваться на реке Вилюй для сельхознужд. С ЛОРПом прорабатывается вопрос строительства несамоходной трюмной баржи.
Напомним — первую сваю в фундамент верфи забили в 2019 году. Длина её производственных цехов составляет 130 метров, здесь могут строиться суда до 120 метров в длину (у теплохода «Демьян Бедный», например, этот показатель около 200 м). Отсюда суда поступят на слип, а затем их спустят в жатайский затон на реке Лена.

Жатайскую судоферфь строят в рамках Комплексного инвестиционного проекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей». Федеральные средства на строительство составляют примерно 50 %, половина – республиканские деньги. Не секрет, что российский речной флот до сих пор держится на советском наследии, которое приходит в негодность и лет через двадцать может встать полностью на прикол. И такие судоверфи, как Жатайская, жизненно необходимы. На Дальнем Востоке, кроме неё есть только одна – дальневосточная «Звезда».
Ещё одним перспективным направлением деятельности судоверфи является создание средних автодорожных разборных мостов (САРМ). Первый из таких мостов установят в Чурапчинском улусе, откуда родом директор судоверфи Влад Пермяков. В случае успешных испытаний планируется серийное производство подобных конструкций, что позволит значительно сократить зависимость Якутии от внешних поставщиков.

Готовность верфи на сегодня составляет порядка 90 %. Работает сейчас 70 рабочих и 10 единиц техники. При полной загрузке – строительства 10 судов одновременно – на предприятии могут работать до 600 человек.
Произведены сборка и монтаж 7 кранов. Установлены машины плазменной и газовой резки листового проката, а также гибочный станок. «Плазма», как её просто называют рабочие, может резать до 80 мм толщиной железо и до 45 мм сталь хорошего качества. В компьютер машины вводится программа и она сможет вырезать любую деталь. В судоверфь может обращаться любой, кто имеет дело с металлом. Верфь заработает на этом деньги, а клиент будет с вырезанной деталью. Здесь также варят листовое железо – листы 8х2 метра.

От резервуаров до катеров
Площадь огромных цехов составляет 24 тысячи квадратных метров. Все объекты верфи будут сданы к концу этого года. Здесь будут строиться суда класса «река-море», крупные грузовые суда для перевозки грузов в отдалённые районы (северный завоз никто не отменял), а также баржебуксирные и нефтеналивные составы, паромы, понтонные и разборные мосты, дебаркадеры. В республике 10 тысяч рек, по которым 900 судов осуществляют грузопассажироперевозки. Однако их средний возраст 40 лет и надо постоянно обновлять речной флот.
На Жатайской судоверфи могут делать резервуары различных типов, яхты, катера, суда для рыболовецкого флота, специальные суда для старательских артелей с «клыками» и другими приспособлениями, спецтехнику для сельскохозяйственных нужд. Здесь могут производить серийные блоки для пролётов Ленского моста. Производственных помещений много и места для работы с металлом, ремонтом хватит для всех. Судоверфь – это бизнес, надо выходить на самоокупаемость, нет смысла топить огромные цеха без работы.

Строится жилой дом для работников верфи и общежитие в Жатае на 200 мест. Подписываются соглашения с профильными учебными заведениями. Проходят стажировку студенты Балтийского и Карельского вузов и ссузов по судостроению. Ввод судоверфи даст средства в бюджет Жатая, новые рабочие места. К тому же здесь строится огромная школа «Точка роста». У посёлка хорошее будущее.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: