Фото автора.
В небольших малокомплектных школах, расположенных в сельской местности, и в отдаленных северных районах Якутии остро не хватает учителей. Проблема эта актуальна не только для нашей республики, но и для всего Дальнего Востока.
Для её решения в 2020 году была запущена президентская программа «Земский учитель». По ее условиям, учителя, решившие переехать и работать в селах, поселках и малых городах Дальнего Востока с населением до 50 тысяч человек, получают от государства единовременную компенсационную выплату в размере 2 млн рублей и обязаны отработать пять лет в выбранной школе.
Сейчас Минобрнауки республики подводит итоги первых пяти лет действия программы. Так, по словам министра образования и науки республики Нюргуны Соколовой, федеральная программа «Земский учитель» в Якутии прижилась.
«За первые пять лет нет текучести кадров, нет негативных отзывов от наших коллег. В этом учебном году в селах республики начнут работу еще 11 земских учителей», – сообщила она во время встречи с первыми участниками федеральной программы.
Сегодня в 35 районах Якутии работает 81 земский учитель, из них 48 педагогов прибыли в республику из других субъектов РФ – Тывы, Алтая, Бурятии, Башкортостана, Калмыкии, Хабаровского, Алтайского, Ставропольского краев, Амурской, Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Ростовской, Сахалинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа.
Миссия выполнена
Мы поговорили с земскими учителями Якутии, для которых нынешний 2024-2025 учебный год является уже завершающим. Так, учитель математики и информатики Эрика Эртине приехала работать в Якутию из Республики Тыва. Трудится в СОШ №1 города Алдана с 1 сентября 2020 года.
– В первый год я работала учителем математики, мне сразу дали три пятых класса. Надо отметить, что средняя школа №1 города Алдана является одной из самых больших по количеству обучающихся в Алданском районе – у нас учится более 800 школьников. В пятых классах, где я вела математику, было по 30 учеников. По сравнению с малокомплектными школами, конечно, нагрузка была очень большой. Позже мне дали и седьмой класс, который я выпустила в 2023 году. Мои девятиклассники все успешно сдали ОГЭ. В том же 2023 году я подтвердила высшую категорию, – говорит Эрика Руслановна.
В 2022 году в Алдане в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в школе был создан Центр «Точка роста» – Эрика Эртине стала заведующей кабинетом информатики и вот уже три года преподает школьникам информатику. О результатах работы земского учителя говорят факты: все, кто сдавал ОГЭ и ЕГЭ по информатике, сдали их успешно.
– За эти пять лет мои учащиеся принимали участие в различных мероприятиях, конкурсах, проектах как районного, так и регионального уровня. В последние три года девятиклассники успешно сдавали ОГЭ: в первый год – 56, во второй – 62, в третий год 68 учащихся выбрали ОГЭ по информатике. ЕГЭ по этому предмету в первые два года выбирали по четыре учащихся, а в этом году уже 10 выпускников. Считаю, что, проработав 5 лет в Алдане, я выполнила свою миссию земского учителя, – отметила Эрика Руслановна.
В Жиганск – из Тывы
В отличие от Эрики Эртине, её землячка, тоже участница программы «Земский учитель-2020» Салбакмаа Тамдын поехала работать в далекий Жиганский район. Надо отметить, что Салбакмаа Севээновна имеет 30-летний педагогический стаж – работала в школе Тандинского района Республики Тыва.
– Когда я услышала о запуске программы «Земский учитель», сразу решила принять в ней участие. И вот уже пятый год работаю в Жиганской средней школе учителем математики. Благодарна судьбе, что она меня забросила в этот поистине прекрасный, живописный район Якутии – я увидела север Севера.
Меня очень тепло встретили, окружили вниманием. Здесь я познакомилась со многими учителями, представителями коренных малочисленных народов Севера. Как известно, в Жиганском национальном эвенкийском районе живут эвенки, работая, живя и общаясь с ними, я всегда чувствовала их поддержку, поэтому все эти пять лет мне работалось очень комфортно.
Я вела математику вначале в 5-м инженерном классе, а позже 6 и 8 классах. В течение пяти лет мои ученики занимали призовые места в олимпиадах, научно-практических конференциях муниципального и регионального уровней. В прошлом году из 12 выпускников школы 8 ребят сдали математику на «хорошо» и «отлично», качество составило 66%, – отмечает земский учитель.
«Хочу остаться!»
Дальше всех уехала работать учитель химии и биологии Насима Рахимова – на пять лет местом ее жительства стало маленькое село Эйик Оленекского эвенкийского национального района. Насима Файзылхановна родом из Республики Башкортостан, педагогический стаж – более 30 лет. О программе «Земский учитель» узнала случайно, подала документы.
– Я давно мечтала посмотреть Дальний Восток, природу этого далекого края, я же по специальности – биолог, и мечта моя осуществилась! До «Земского учителя» работала в маленькой сельской школе в Кармаскалинском районе Башкортостана. Когда приехала в Якутию, удивилась расстояниям. Из Якутска до Нюрбы – на машине, потом с Нюрбы летели до села на вертолете. По приезде удивлялась тому, что местные жители в теплое время ездят на квадроциклах, зимой – на «Буранах», но меня покорили первозданная природа, лиственничный лес. В селе Эйик живет всего 350 человек, в школе было 70 школьников. Вначале были трудности, потому что все дети говорили на якутском. А сейчас я уже стала понимать, о чем они говорят, поэтому разрешаю детям отвечать на уроке на родном языке. Сейчас в школе учится 52 ребенка. Я преподаю биологию с 5 по 11 классы, также являюсь классным руководителем 11 класса. Кроме этого, работаю и как социальный педагог, – рассказывает земский учитель.
У Насимы Файзылхановны – трое взрослых детей, у всех свои семьи, поэтому мама уезжала в далекую Якутию со спокойной душой.
– Когда подавала документы, дети до конца не верили, что я могу уехать так далеко. В школе, где работала, тоже скептически отнеслись. Поэтому все так удивились, когда меня взяли! В первый год, конечно, было тяжело без интернета, но потом ничего, все купила – и телевизор, и спутниковую антенну. А в прошлом году провели оптоволокно, поэтому интернет стал хорошим. Кроме этого, в школе капитальный ремонт сделали. А еще в Якутии осуществились мои давние мечты – я увидела северное сияние и белые ночи. Поэтому я еще хочу остаться работать! – улыбается Насима Файзылхановна.
Куда потратили 2 миллиона?
Мы поинтересовались и тем, на что потратили земские учителя полученные от государства 2 млн рублей. Оказывается, большинство исполнили свою мечту! Так, Эрика Эртине приобрела земельный участок на родине – в городе Кызыле.
«У меня своего жилья не было, поэтому благодаря участию в программе «Земский учитель» я осуществила свою заветную мечту. Как вернусь на родину, начну строительство собственного дома», – поделилась планами Эрика Руслановна.
А Салбакмаа Тамдын потратила средства на улучшение жилищных условий – на покупку квартиры. Насима Рахимова же решила помочь детям – дала им средства на первоначальный взнос на ипотеку.
Земские учителя рады, что помогли Якутии в решении кадрового вопроса. Теперь потребность в учителях основных предметов в малокомплектных сельских и арктических школах за пять лет почти закрыта. Учителя из других регионов России смогли не только поработать в суровых северных условиях, но и познакомились с Якутией, увидели, как живут северные народы, и осуществили свою мечту.
В целом, первые пять лет действия программы «Земский учитель» в Якутии показали ее востребованность и эффективность. Радует то, что в республику приехали учителя, которые хотят и дальше продолжать работать. Об этом и говорили во время встречи с министром образования и науки земские учителя, работающие сейчас в арктических районах. А не это ли главный результат действия программы, когда профессионалы желают остаться работать в Арктике – сеять разумное, доброе, вечное?
This post was published on 06.04.2025 12:00
В республике продолжается рост числа предприятий малого и среднего бизнеса. По данным на 2025 год,…
Сегодня стоит прислушиваться к интуиции и внутренним ощущениям. Любые важные решения лучше принимать после небольшой…
Государственный комитет по ценовой политике Якутии заинтересовался обоснованностью тарифов на паромной переправе через реку Вилюй…
Сегодня, 14 октября, 16 спасателей Службы спасения Якутии начали поиски мужчины, пропавшего в районе Вилюйского…
Туристский поток за 8 месяцев 2025 года согласно оперативным данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС)…
На линии Якутск – Нижний Бестях продолжается регулярное движение паромов через реку Лену, несмотря на…