X

Заслуженный учитель РФ Галина Капустина: «Когда уже всё познаешь, хочется нового»

Профессия учителя – одна из самых гуманных в нашем обществе. От личности педагога зависит, какое зерно он посеет в учениках, сумеет ли затронуть их умы и сердца. Сегодня у нас в гостях заслуженный учитель Российской Федерации, Почётный работник образования РФ, кандидат педагогических наук, учитель-словесник Галина Петровна Капустина.

Галина Петровна Капустина работает учителем русского языка и литературы уже более 35 лет. За это время выпустила не одно поколение учеников. У Галины Петровны две выпускницы сдали Единый государственный экзамен на 100 баллов. Многих учащихся она подготовила на 98 и более 90 баллов. По литературе воспитала всероссийского призёра: Люба Черепанова успешно выступила в Белгороде на Всероссийской олимпиаде по литературе. Эта победа приравнивается к 100 баллам ЕГЭ, и по этим результатам девушка поступила в МГУ.

Также среди её учеников много участников, призёров и лауреатов НПК «Шаг в будущее».

Так сложилась судьба

В молодости Галина не собиралась становиться учителем, хотя выросла в учительской семье: и мать, и младшая сестра – учителя начальных классов. В школе девочка любила математику, и ей прочили математическое будущее. Однако после окончания восьмилетней школы Галина поехала дальше учиться в среднюю школу, где просто влюбилась в учительницу литературы. И вот так, через личность учителя, к ней пришла увлечённость предметом.

– Меня стали хвалить, что я хорошо пишу. Это так важно – вовремя похвалить ребёнка, – вспоминает учительница. – Потом мои сочинения как образцовые читали в классе. Меня всё это вдохновляло. И я стала писать стихи, потом рассказы. Я не знала, где печататься, и сама вела для себя такой журнал. Вспоминаю сейчас себя, какая я была, и стараюсь к детям так же относиться. Подростка нельзя обижать, тем более оскорблять, унижать.

После окончания школы пошла поступать на журналистику. Но так получилось, что при одинаковых результатах взяли на учёбу парня, который только что пришёл из армии. Поэтому девушка пошла на филологический факультет Якутского государственного университета.

Благодаря наставникам

В университете Галина встретила человека, который сыграл ключевую роль в становлении её как учителя – Тамару Парфеньевну Самсонову. Студентка ходила к ней в кружок – на методику преподавания русского языка. Профессор заметила на практике способную студентку и настаивала на том, чтобы она проходила практику в школе в Якутске, позвала работать в ЯГУ в аспирантуру.

– Именно Тамара Парфеньевна влюбила меня в преподавательскую деятельность, – вспоминает Галина Петровна. – Мы ездили с этим кружком по разным школам, смотрели уроки, она помогла мне устроиться в 14-ю школу. Я стала классным руководителем в классе, где было 43 ученика. А в старом журнале помещалось только 42. И 43 -й ученик сидел за моим столом, потому что не хватало столов. Ко всем 43 ученикам я ходила по домам, знакомилась с родителями, бытовыми условиями учеников.

Потом Тамара Парфеньевна приводила к ней студентов-кружковцев, и студенты уже учились у неё. Разбирали со студентами уроки, хотя она работала всего первый год.

Когда Галина Петровна вышла замуж, то уехала на родину в Сангары. Тут пригодилось её желание работать в журналистике. Так как ставки учителя не было, то девушка работала в сангарской газете «Ленинец», писала статьи и даже выступала по местному радио, где вела новости.

Затем супруги переехали в Покровск на родину мужа. И опять получилось, что места в школе не оказалось, так что Галина работала в фильмотеке в Доме учителя. Затем её взяли методистом по русскому языку в Дом учителя. Методотделом руководила Людмила Иннокентьевна Тарасова. До сих пор помнит, как ездила по школам, вплоть до Иситя, самого дальнего села в Хангаласском улусе. Ходила на уроки, давала советы.

Однако работа инспектора совсем не нравилась молодой учительнице – она скучала по урокам. Очень хотела работать в школе. Когда одна учительница собралась на пенсию, то предложила Галине Петровне прийти на её место. А начальница Дома учителя не хотела её отпускать, но девушка настояла на своём, написала заявление об увольнении и пошла работать в школу.

Учитель по призванию

И вот началась работа во второй Покровской школе. Кабинет она делила с Гребневой Раисой Исаевной, а в 1994-м году выпустила первый школьный класс.

Спустя четыре года в Покровске открылась гимназия, и с тех пор по сегодняшний день Галина Петровна работает в гимназии. За плечами – 33 года классного руководства и 5 выпусков классов.

К слову, классное руководство всегда имело большое значение для Галины Капустиной. Она считает, что росла профессионально вместе со своими детьми.

– Сначала ещё не знаешь ребёнка, а потом уже потихоньку изучаешь личность школьника, – говорит учитель. – Если ты не живёшь жизнью ребёнка, то тебя ученик не может ни полюбить как учителя, ни уважать. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Со многими своими выпускниками общаюсь, они приходят ко мне, звонят, поздравляют с праздниками.

Первый выпуск сохраняет тёплые дружеские отношения до сих пор. Среди учеников есть и такие, кто пошёл по её стопам, стали учителями русского языка и литературы, например, Виктория Семёновна Готовцева. Она работает в третьей школе, участвовала в конкурсе «Учитель года», дошла до республиканского финала.

Журнал «Фантазёры»

Желание стать журналистом Галина Петровна продолжила воплощать в гимназии – стала выпускать журнал «Фантазёры», куда школьники писали свои произведения. Первый номер вышел в 1996-м году, и нынче в 2021 изданию исполнилось 25 лет. Об этом журнале писали в газете «Якутия», статья называлась «Золотые перья фантазёров».

– Очень много творческих детей, которые не знают, где печатать свои произведения. Я вспоминаю себя в детстве и помогаю детям раскрыться. На страницах журнала собрано творчество самих гимназистов – басни, стихи, рассказы, баллады. Некоторые из этих детей сейчас стали журналистами, например, Арина Яковлева, Света Алексеева.

Рассказ Светы Алексеевой «Редеет облаков летучая гряда» победил в республиканском конкурсе. Наставнику дали за это пушкинскую медаль «Ревнителю просвещения» в честь 200-летия Пушкина.

Арина Яковлева и Наташа Неустроева написали пьесу «Поединок» про дуэль Пушкина с Дантесом и тоже выиграли в конкурсе. Эти две девочки были очень увлечёнными, глядя на них, весь класс стал писать в журнал. Школьное издание участвовало в разных конкурсах, и его юные авторы не раз были награждены поездкой в «Океан», на Байкал.

Другое время – другие ученики

На вопрос, отличаются ли ученики тридцать лет назад и сейчас, Галина Петровна отметила, что у современных детей стала очень плохая память.

– Раньше ребята учили очень большие стихотворения, у меня был класс, который полностью знал наизусть «Мцыри» Лермонтова. Я сказала ребятам: «Кто хочет, выучите «Мцыри» наизусть, пятерку получите». Из 20 человек 8 рассказывали наизусть эту огромную поэму. Сейчас дети уже так не могут.

Также я вижу минус в том, что программа по литературе, к сожалению, не обновляется. На дворе 21-й век, а в учебник не внесено ни одного нового произведения наших современников. Литературу 19-го века учить, конечно, надо – это духовная литература, нравственная. Но и современных авторов тоже надо включать. А что мы видим? Сейчас распространено лёгкое чтиво, рыночная литература – детективы, женские журналы, фэнтези. В принципе, я и не против, дети очень любят книги про Гарри Поттера. Пусть будет фэнтези, главное, произведение должно затрагивать сердца.

Также у современных детей бедный словарный запас – некоторые слова дети не знают совсем. Мышление у них клиповое – всё отрывками, там взяли, тут посмотрели… К сожалению, нет глубокого, серьёзного подхода. Конечно, они всё равно лучше нас – каждое поколение лучше, продвинутее прежнего. Дети сейчас хорошо разбираются в технологиях, но в остальном – больше поверхностного восприятия.

Про ЕГЭ

Когда только начали вводить ЕГЭ, Евгения Михайлова, тогдашний министр образования, приезжала в Покровск. ЕГЭ тогда шёл только в виде эксперимента, и Покровская гимназия одной из первых участвовала в нём.

– Плюсы ЕГЭ я вижу в том, что детей из дальних регионов, сёл принимают в самые лучшие вузы страны, исчезает такое явление, как блат, человеческий фактор. На мой взгляд, только этим и хорош ЕГЭ. А на самом деле важно также и устно послушать речь человека. Многие сегодня ратуют за то, чтобы мы вернулись к старой форме сдачи экзамена, когда тянули билеты. Но единого мнения по этому вопросу пока нет.

У меня математический склад ума – я всегда думаю, как подать материал быстро, но чтобы он хорошо усвоился. Письмо – это знаки, своего рода математика, поэтому язык даётся легко. А литературу я люблю, потому что эмоциональный человек. Вместе это совместилось удачно.

Когда начинаются ЕГЭ, у меня нет абсолютно никаких переживаний – я подготовила, а дальше – плыви уже сам. Это в начале, классе в 5-м, я переживаю, понял ли ребёнок тему. А когда ты готовил его несколько лет, то уже спокоен за него. Я даже не спрашиваю про результаты экзаменов. Потом, конечно, анализирую, где больше ошибались, делаю для себя анализ – надо обратить внимание на то, на это.

Покорять новые вершины

Учительница убеждена, что человек должен постоянно расти, познавать что-то новое. Рассказывает, что раньше увлекалась вязанием. Вязала себе кофточки, юбочки, костюмчики, даже пальто. Потом появилась дача – это стало новым увлечением. Занималась ландшафтным дизайном.

– Когда уже всё познаешь, хочется нового. Поэтому второй год я учусь играть на гитаре.  Езжу специально учиться из Покровска в Якутск, в субботу уезжаю, в воскресенье приезжаю. Учусь в Доме музыканта, который открыл мой ученик Кирилл Третьяков и который любезно пригласил меня позаниматься. Простые песенки из трёх-четырёх аккордов уже пою, сейчас замахиваюсь на романсы. Петь – это тоже мечта детства.

Галина Петровна признаётся, что по натуре такая – чего-то обязательно надо достигнуть. Любимое выражение – «Поднявшись на одну из вершин горы, ты увидишь ещё много других». Добившись чего-то, не надо останавливаться, нужно идти к другим вершинам.

Галина Петровна – это Учитель с большой буквы, который заряжает своей увлечённостью, отдаёт всю свою энергию и помыслы любимому делу, настоящий профессионал.

+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 03.10.2021 13:05

Related Post