О том, как строится работа пограничного ветеринарного контроля
Как строится работа пограничного ветеринарного контроля. Вся завозимая в республику продукция в обязательном порядке проходит пограничный ветеринарный контроль. Делается это для того, чтобы на прилавках магазинов и рынков продавались безопасные для здоровья и жизни людей продукты питания. Работают на этом невидимом фронте сотрудники Управления Россельхознадзора по Якутии.
Как ведется работа отдела государственного пограничного ветеринарного контроля на госгранице РФ и транспорте, газете «Якутия» рассказала его начальник Тамара Уарова.
– Тамара Владимировна, что входит в задачу вашего отдела?
– Основная – это обеспечить эпизоотическое благополучие территории республики, защитить население от болезней общих для животных и человека, обеспечить безопасность продуктов животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении. Проще говоря, мы следим за тем, чтобы в Якутию не была завезена зараженная какой-либо болезнью продукция.
– Насколько известно, вы не только контролируете завозную продукцию, но и содействуете продвижению местных сельхозтоваров на внешнем рынке?
– Да, одним из приоритетных направлений нашей деятельности является содействие по продвижению продукции якутских сельхозтоваропроизводителей на рынки зарубежных стран.
Совместно с ветеринарной службой республики проводятся обследования предприятий, желающих экспортировать свою продукцию в зарубежные страны, и по их результатам заявитель включается в единый Реестр экспортеров. Например, в настоящее время право экспорта продукции животного происхождения получили 34 предприятия республики. Это, в основном, те предприятия, которые занимаются сбором палеонтологического материала (бивни мамонта) и заготовкой пушно-мехового сырья.
– Что и откуда везется в республику?
– Практически еженедельно подконтрольный Госветнадзору груз прибывает в Якутию железнодорожным и автомобильным транспортом из других регионов страны. Например, с начала года к нам прибыло 11 440 тонн мяса и мясопродуктов, 871 тонна молока и молочных продуктов, 267 тонн рыбы и морепродуктов, 15 тонн сырья животного происхождения, готовая продукция, корма и кормовые добавки, а также 130 голов сельхозживотных.
– Ввозятся ли продукты из-за границы?
– Да, но идут они к нам через границы Москвы и Санкт-Петербурга. Так, на прилавках магазинов якутяне могут найти импортное мясо из Парагвая, Аргентины, Бразилии, Индии и даже Австралии и Новой Зеландии. Например, в прошлом году в республику было завезено мясо кенгуру и буйвола. Так что любители экзотических блюд спокойно могут попробовать экзотические продукты, не выезжая за пределы Якутии.
– Как часто и какого характера выявляются нарушения? Были ли попытки провезти в республику откровенный контрафакт?
– Такого, к счастью, не было. В основном выявляем нарушение правил перевозки, то есть продукция перевозится с нарушением оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов либо и вовсе без них.
Из последних можно отметить случай, когда пытались провезти мясо птицы под видом макарон и риса. Сделано это было в целях экономии, чтобы меньше заплатить за вагон. Главное, конечно, что у мяса были все сопроводительные документы, то есть поставщики пошли на хитрость, чтобы сэкономить.
– Наверное, с внедрением информационной системы «Меркурий» ваша работа стала более эффективной?
– Действительно, эта система была создана для того, чтобы отслеживать продукцию животного происхождения на всех этапах ее перемещения по территории страны. Теперь все ветеринарные сопроводительные документы оформляются в электронном виде.
Кстати, в скором времени работа в этой системе будет еще эффективнее. «Меркурий» оснастят автоматическим аналитическим модулем для выявления нарушений в производстве, транспортировке и реализации животноводческой продукции. Ранее подобные нарушения фиксировали в «ручном режиме». Теперь система «Меркурий» будет автоматически выявлять предприятия-фантомы.
– О последних поподробнее. Зафиксированы ли таковые в Якутии?
– Предприятия-фантомы – это те, кто не производит самостоятельно продукцию, но перефасовывает продукт других предприятий, выдавая его за товар более высокого качества.
Например, на склад поступает белково-жировой продукт, а потом «выходит» оттуда в виде сыра или масла, но не маргарина или растительного продукта, как это должно быть на самом деле.
С начала года у нас выявлено пять предприятий-фантомов в мясной и молочной отрасли. Нарушения при оформлении ветеринарных сертификатов допустили 131 уполномоченное лицо (специалисты, занимающиеся оформлением всех сопроводительных документов) и 60 ветеринарных врачей Управлений ветеринарии районов.
– Как это удалось определить?
– При изучении данных «в ручном режиме» понятно, что определенная площадка ничего не производила. Например, невозможно из одного литра молока произвести 20 тонн масла и 20 тонн сыра.
По отмеченным нестыковкам данных дополнительно проводятся документарные и выездные проверки. И в 99,9 % случаев нарушения, выявленные на основе анализа данных «Меркурия», во время физических проверок подтверждаются. Так что система работает точно уже сейчас. Задача – перевести эти процессы в автоматический режим.
– Когда внедрялась система «Меркурий», участники молочного рынка очень сильно сопротивлялись. Чего они боялись?
– Подключение предприятий, производящих животноводческую продукцию, за исключением молочной, к системе «Меркурий» началось с 1 июля 2018 года. А с 1 июля 2019 года оно стало обязательным для всей животноводческой продукции, за исключением некоторых видов молочной продукции. Теперь электронные ветсертификаты оформляются на сгущенное и несгущенное молоко и сливки, с сахаром и без него, сливочное масло и другие жиры, а также сыр. С 1 ноября 2019 года электронные ветсертификаты стали обязательными для питьевого пастеризованного, ультрапастеризованного или стерилизованного молока в потребительской упаковке, йогуртов, кефира, творога и мороженого. На этом включение молочной продукции в «Меркурии» было завершено.
Поскольку электронные ветеринарные сертификаты должны оформляться на продукцию животного происхождения, часть молочных продуктов, содержание животных жиров в которых менее половины, в системе «Меркурий» не учитывается. Например, по имитациям разновидностей сыров стоит высчитывать состав в каждом конкретном случае, так как, помимо жиров, в продукте присутствуют белки и углеводы животного происхождения.
Например, для имитации сыров, в составе которых массовая доля белка и углеводов в сумме больше, чем массовая доля жира, даже при полной замене молочного жира на растительный необходимо оформлять ветсертификаты. А вот для имитации сыров, в составе которых отношение суммы массовых долей белка и углеводов к массовой доле жира меньше 0,8, при полной замене молочного жира на растительный, электронные ветсертификаты оформлять необязательно.
Но «Меркурий» все равно отслеживает появление фальсификата на молочном рынке по производственным балансам. Масло и сыр должны производиться из молока, значит, в системе в любом случае должно отразиться достаточное количество сырья для выпуска конечного продукта.
В целом, стоит отметить, что после введения «Меркурия» рынок молочной продукции стал очищаться от фальсификата. Сейчас благодаря ему добросовестные производители не испытывают конкуренции со стороны предприятий-фантомов. Все вынуждены работать в равных условиях.
This post was published on 04.07.2020 11:00
По информации Гидрометцентра ФГБУ "Якутское УГМС", в Якутске с 21 часа 1 января и до…
В новогоднюю ночь в роддомах Якутии увидели свет пять мальчиков и три девочки. Об этом…
Наступили продолжительные новогодние каникулы, и многие якутяне, любители подледного лова, потянулись на водоемы порыбачить. Между тем…
По предварительным итогам 2025 года, аэропорт Якутск обслужил около одного миллиона 40 тысяч пассажиров. Об…
Премия Китайской академии документального кино (China Academy Awards of Documentary Film, CAADF, которую ещё называют…
В Городской дорожно-транспортной службе ОА Якутска объяснили условия безналичной оплаты проезда на внутригородских маршрутных автобусах.…