Зашиверская погань: раскопки «черных копателей» могут погубить миллионы людей
В середине лета Оймяконский суд признал виновными в незаконных археологических раскопках двух «черных копателей», проводивших раскопки в исчезнувшем городе — Зашиверске в Момском районе. Чем же привлёк их город-призрак, который погубил вирус оспы, и почему, по мнению экспертов, подобные экспедиции могут быть опасны для миллионов людей — читайте в материале YakutiaDaily.
Зашиверск на реке Индигирке в 1639 году основали русские казаки. Острог стал форпостом освоения русскими первопроходцами земель, расположенных вдоль Индигирки. Казачий посёлок базировался на большом полуострове (около 5 км в длину и 1,5 км в ширину) напротив левого притока Индигирки — реки Колядин.
Новый населённый пункт совершенно не нравился местным воинственным тунгусам (ещё бы — казачьи ясачные экспедиции были ничем не прикрытым грабежом и разбоем), и товарищи тунгусы, время от времени собираясь вместе, шли разбираться с пришлыми.
Чтобы успешно от них отбиваться, зашиверцы в 1676 году построили себе в центре города деревянную крепость — единственное укрепление на Индигирке с постоянным гарнизоном, который отвечал за порядок и взимание ясака на внушительной по размерам территории от Яны до Колымы.
Заполярная ярмарка
Зашиверск, стоящий на перекрёстке водных и сухопутных путей из Якутска на Колыму, постепенно рос и превращался из военного в мирный провинциальный городок тех времён с церковью, ярмаркой у городской ратуши, казначейством и прочими радостями.
Причём был довольно известным в среде охотников всего Заполярья и купцов всей Восточной Сибири. Последние съезжались сюда на ежегодную ярмарку за такими ликвидными товарами своего времени, как пушнина, бивни мамонтов и моржей, привозя на обмен посуду, ткани, украшения, продукты и табак и прочее.
В 1783 году Зашиверск был утверждён уездным городом Зашиверского уезда. Местной администрации подчинялось всё население, проживающее по берегам крупных якутских рек Яны, Индигирки, Алазеи и Колымы.
Зашиверск стал основным местом сбора ясака в Якутии. Городу прочили большое будущее, здесь уже жило около 500 человек, но период расцвета закончился вместе с выбитой охотниками пушниной.
Последние жители города…
Люди начали разъезжаться в более сытные города. А после пришла черная оспа. Леденящие душу народные легенды рассказывают, как на ярмарку одним из купцов был привезен большой сундук с товарами, который был найден брошенным. Местный шаман заявил, что в сундуке находится проклятие и его нужно немедленно утопить в проруби. Однако священник из-за жадности этому воспротивился и благословил товары из сундука. Жители Зашиверска расхватали эти товары. Вскоре город охватила эпидемия черной оспы. Вымерло почти всё население городка, и только два-три десятка выживших переехали в другие места. С тех пор в округе для обозначения черной оспы применялось выражение «зашиверская погань».
Город перенёс не одну, а как минимум две эпидемии и оспы, и кори, а после пришёл в запустение и был брошен.
Здесь проездом были полярный исследователь Ф. П. Врангель, который застал в угасающем Зашиверске всего пять жилых домов. Шотландский путешественник Джон Кокрен записал: «…Кровь застыла в моих жилах, когда я увидел, наконец, это место. Я… нигде не видел такой бесконечно печальной картины…»
В конце 1920 года участники экспедиции Наркомвода СССР застали на месте Зашиверска двух людей, якутов по национальности, живших в амбаре. Это были рыбак Митрей Слепцов и его младшая сестра Евдокия Фёдоровна Слепцова. Спустя несколько лет Слепцов умер, его сестра перебралась в местность под названием Тёгюрё́к. Слепцова говорила: «Мы были последними жителями города».
Загадка экспедиции…
Зашиверск — очень привлекательное место для археологов, но, как люди всё же благоразумные, они сюда особо не стремятся. И действительно, зачем, когда есть не менее интересные и куда более безопасные объекты для научных изысканий. К тому же здесь в 1969—1971 годах уже работала большая археологическая экспедиция Сибирского отделения Академии наук СССР. Но в этом факте есть одна загадка — два года работ на таком громадном объекте, как брошенный город, это для археологов –ничто. Почему изыскания были свёрнуты так быстро?
В научной среде ходят слухи, что во время раскопок некоторые из участников заразились спорами оспы и умерли…
«Зашиверская погань»
Немного о чёрной оспе. Чёрная оспа родом из Азии. Ни одна другая болезнь не нанесла такого ущерба виду Homo sapiens, как натуральная оспа. Только в 20-ом веке она унесла около 300 миллионов человеческих жизней – больше, чем все войны, вместе взятые …
Есть два подвида этого вируса, смертельного для человека, его лёгкая форма смертельна для 20 % заразившихся. Тяжелая форма, так называемая «чёрная оспа», убивает до 90%. И даже в нашем веке после изобретения антибиотиков и многих других препаратов она уносила на тот свет более 40 процентов заболевших.
С 1982 года человечество объявило победу над вирусом и больше не прививается от натуральной оспы.
Вирусы оспы очень выносливы и могут храниться долгое время. Известны случаи, когда люди заражались от одежды умершего спустя несколько лет после его смерти. Да и, собственно, никто не знает, насколько долго вирулентные формы могут храниться в вечной мерзлоте…
По словам известного краеведа Александра Дьяконова, имеющего опыт археологических раскопок казачьих поселений того периода, вечная мерзлота преподносит порой забавные шутки. К примеру, вытащенная из раскопа портянка, оттаяв на солнце, начинала источать настолько крепкий казачий дух, что находиться возле неё было невозможно как минимум в радиусе пяти метров.
В ходе раскопок один из молодых археологов-практикантов попал под строгий карантин.
Перед этим он нашёл гребешок из мамонтовой кости, помыл его в воде и причесался. Несчастный густо завшивел посреди тайги буквально через сутки… А вирусы, как известно, куда более живучи, чем банальная гнида…
Ящик Пандоры
С отдельными подробностями поимки в Зашиверске «черных копателей» с нами поделился председатель Якутского республиканского отделения Всероссийского общества памятников Руслан Васильев. По его информации, пойманные за руку расхитители старины были даже не местными, а приехавшими из центральных районов республики искателями мамонтовой фауны, которые между делом решили пошерстить и в городе-призраке. Судя по тому, что они были вооружены металлоискателем, который совершенно бесполезен для обнаружения бивней, к Зашиверску они готовились со знанием дела.
На месте их заметили инспекторы природоохраны и начали задавать им неудобные вопросы. Копатели над ними просто посмеялись и послали их заниматься своими делами Инспекторы, в свою очередь, разозлились и обратились в Департамент РС(Я) по охране объектов культурного наследия с вопросом, а что можно сделать? Там подробно проконсультировали, и в следующий раз природоохрана уже приехала с полицией и составила по всем правилам акт, который и закончился судом.
Своё мнение о «черных копателях» выразил и кандидат исторических наук Виктор Дьяконов: «Проблема, которую они представляют, давно назрела. К примеру, под Якутском фактически уже не осталось памятников старины, где бы не отметились представители подпольного бизнеса. Везде их следы. Беда в том, что они вырывают артефакты старины из общего контекста исторических реконструкций, к которым и стремится археологическая наука. Также любой археолог имеет понимание, как безопасно работать при проведении тех или иных раскопок. «Чёрные» же археологи действительно могут по своей глупости и алчности открыть ящик Пандоры, способный погубить миллионы людей».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: