Защита прав потребителей: от Роспотребнадзора до общественников

Защита прав потребителей: от Роспотребнадзора до общественников

В прошлом году в Управление Роспотребнадзора по республике поступило 3154 письменных обращения граждан.
Читайте нас

В 2020 году в Управление Роспотребнадзора по республике поступило 3154 письменных обращения граждан, в том числе 1299 обращений в сфере защиты прав потребителей. Это составляет 41% от общего количества заявлений.

По данным Управления, всё ещё актуальными остаются нарушения прав потребителей в сфере предоставления услуг – 878 жалоб. Большая часть из них связана с заключением договоров перевозки на воздушных судах, финансовом рынке, в сфере жилищно-коммунальных, туристических услуг, бытового обслуживания. В сфере торговли поступило 421 обращение.

Немало претензий у клиентов на услуги связи к АО «Ростелеком», а также на доставку почты к АО «Почта России».

За выявленные нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей виновные привлечены к административной ответственности, составлено 103 протокола о правонарушениях.

По данным Управления Роспотребнадзора по РС(Я), составлено 30 исков, поданных в суд по фактам нарушений, выявленных по итогам обращений, в том числе один иск в защиту группы лиц.

Кроме того, выдано 87 предостережений хозяйствующим субъектам о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей, проведено 29 предварительных проверок.

В течение 2020 года составлено 98 исковых заявлений и заключений по гражданским делам, из них 29 исковых заявлений в защиту прав потребителей.

Работники Управления проводят просветительскую работу среди населения, в том числе «круглые столы», семинары, лекции.

  Работаем на энтузиазме

Одним из защитников прав потребителей в нашей стране является Союз потребителей РФ, созданный в декабре 1990 года. В настоящее время он объединяет свыше 100 организаций.

У нас также работает Общественный фонд защиты прав потребителей РС(Я) «Союз потребителей Якутии», созданный в 2006 году.

– Чаще всего к нам обращаются с жалобами по коммунальным услугам, сотовой связи, по кредитам в банках. Мы помогаем людям составить исковые претензии, консультируем, как грамотно защитить свои права, а также проводим экспертизу товаров, услуг. Работаем, люди приходят к нам по старой памяти, а мы им помогаем, – рассказывает президент Фонда Александр Иноземцев.

Кроме того, члены общества входят в состав консультативных Советов при Главе Якутии и Роспотребнадзоре, участвуют во всех мероприятиях по защите прав потребителей.

У общественного фонда есть филиал в Ленске, там же выпускается газета «Якутия: защита прав потребителей». По словам Александра Авангардовича, работа в этом направлении продолжается.

– Предлагаем свою помощь муниципалитетам районов, так, мы можем оказать помощь в подготовке кадров, открытии филиалов, – говорит он.

В своё время работа общественного фонда была куда заметней: на местном телевидении выходила собственная просветительская программа, были разработаны программы по подготовке кадров-консультантов, знак качества для предпринимателей и другое. В фонде работали юристы, была своя «Горячая линия», куда в любое время могли обращаться потребители.

– К сожалению, сейчас нет финансовой поддержки от государства, поэтому работников мало, я сам лично консультирую, помогаю, когда к нам поступают жалобы, – поясняет ситуацию Александр Иноземцев.

Знай свои права!

Будьте внимательны в магазине, всегда обращайте внимание на срок годности и условия хранения товаров. Кроме того, обращайте внимание и на упаковку, она должна быть  целой. Есть сомнения по поводу качества продукта, не берите!

– Если вы купили товар, а дома обнаружили, что он испорчен, не теряйте зря время. Лучше вернитесь в магазин и сдайте товар. Чем дольше вы его храните дома, тем больше у продавцов возникнет подозрений, что вы его сами неправильно хранили, – объясняет продавец «Мини- маркета» Надежда О.

Ее поддерживает и торговец фруктами Магомед. То и дело слышны его восклицания:

– Э, слушай, сочный, свежий фрукт! Если он окажется испорченным или неспелым, верните его обратно, я сразу заменю на новый!

К слову, обязательное предъявление кассового чека в случае приобретения товара ненадлежащего качества действующим законодательством не регламентировано. Это значит, что если чек не сохранился, покупатель может воспользоваться свидетельскими показаниями, написать письменные претензии. Если продавец откажется исполнить просьбу, обратитесь в общественный фонд защиты прав потребителей Якутии либо в Роспотребнадзор.

Но помните, что существуют и товары, которые не подлежат обмену и возврату. Постановление Правительства РФ об этом вступило в силу с 1 января 2021 года. Правила должны быть доступны в каждом магазине, а покупатель имеет право ознакомиться с ними.

Итак, какие это товары? Обмену не подлежат товары, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерия, косметика, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года. Например, крупная бытовая техника.

Перед приобретением таких товаров тщательно изучите его технические характеристики и потребительские свойства.

Следует отметить,  что если вы заказываете товар в интернет-магазине, ограничения по возврату товара ненадлежащего качества не действуют. Тут уже можно вернуть любой товар в установленные законом сроки.

Бывают такие случаи, когда ценник отличается. Берешь его за одну цену, а на кассе продавец заявляет другую.

Зконом РФ «О защите прав потребителей» регламентировано обязательное предоставление информации о цене товара. Она размещается на ценниках, а продавец обязан продать товар по указанной цене. В случае ее несоответствия покупатель имеет право обратиться к продавцу для возмещения разницы.

Часто в таких случаях продавцы ссылаются на то, что в зале не успели поменять ценники. Такие нарушения квалифицируются как обман потребителя, и за это предусмотрена административная ответственность.

Помните, у потребителя есть право на просвещение в области своих прав, на безопасность товаров, их качество, информацию об изготовителе, возмещение убытков, вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также судебную защиту.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
26 апреля
  • -7°
  • Ощущается: -13°Влажность: 63% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: