Виктор Потапов на предложение своего прославленного наставника, народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева после школы поступать в педагогический вуз наотрез отказался, ведь тогда у него было большое желание стать ученым-физиком. А под конец прошлого года он первым из якутян получил звание «Народный учитель Российской Федерации» указом Президента России за большой вклад в развитие образования страны и добросовестную работу.
Виктор Филиппович рассказал «Якутии» о своих наставниках, есть ли секреты в преподавании и все ли в этом мире можно объяснить законами физики.
Родные люди
Родился наш гость в селе Тамалакан Верхневилюйского района, где жил до четырех лет, а затем родители переехали в Кюсюр Булунского улуса, где он и пошел в школу.
– Мама, Ульяна Семеновна, была домохозяйкой, так как со здоровьем было не все в порядке, но в молодости работала в колхозе. Отец, Филипп Наумович, по образованию был учителем начальных классов. В Кюсюре он работал киномехаником, а позже переучился на товароведа. У отца от первого брака была дочь Анфиса, она старше меня на 13 лет, несмотря на разницу в возрасте, мы очень тепло с ней общались. Я всегда с нетерпением ждал ее на каникулы, сестра всегда приезжала с подарками и увлекательными рассказами.
Школу она окончила в Верхневилюйске, в первый год не поступила, а на следующий год стала студенткой геолого-географического факультета Якутского госуниверситета. Анфиса любила читать, у нас было много географической литературы, про великих путешественников. Она часто читала вслух, а я, пятилетний мальчишка, очень любил ее слушать. Поэтому именно она, можно сказать, приучила меня к чтению, это занятие я люблю до сих пор, стараюсь побольше читать, например, одна из последних прочитанных книг – история Якутии.
Где-то в седьмом классе я узнал, что родился совсем в другой семье, родители забрали меня в шестимесячном возрасте. Люди они были пожилые, поэтому своих детей иметь не могли. С родными по крови людьми я позже, конечно, познакомился, общались. Оказалось, у меня есть старшие брат с сестрой. У меня много племянников, с которыми мы поддерживаем связь.
Наставник
– Вы окончили Республиканскую физико-математическую школу, то есть уже тогда любимым предметом была физика, как учились?
– В 1966 году в Верхневилюйской средней школе благодаря стараниям Михаила Андреевича Алексеева были открыты первые профилированные физико-математические классы, куда я и поступил после восьмого класса. Учился в школе я хорошо, был твердым хорошистом. В Кюсюрской школе у меня был замечательный педагог по математике – Семен Саввич Гаврильев. Предмет мне был интересен, а еще больше нравилось то, что Семен Саввич всегда задавал дополнительные задачи, если не могли решить их, все подробно объяснял.
Затем мы с семьей переехали в Саскылах Анабарского улуса, именно оттуда я и поступил в Верхневилюйск. Жил в интернате, в классе нас было 25 ребят из разных уголков республики.
– Там же и произошла, можно сказать, судьбоносная встреча с Михаилом Андреевичем.
– Да, он был нашим классным руководителем, уникальный педагог, влюбленный в свою профессию.
– А как так произошло, что он вам посоветовал пойти в учителя?
– Мы, старшеклассники, под его руководством проводили в школе Недели физики. Делились по двое, кто-то в одиночку, и показывали для учащихся средних классов различные опыты: работали с приборами, мы рассказывали, что и как происходит. Мне кажется, именно тогда Михаил Андреевич заметил, что я увлекаюсь, когда рассказываю и объясняю ребятам. Поэтому в конце десятого класса посоветовал поступить в Педагогический институт. Но я сказал «нет», потому что хотел быть ученым-физиком. И поступил в Ленинградский государственный университет на физический факультет.
Во время студенчества все время держал связь с учителем, переписывались. Много ходил по петербургским книжным магазинам, подыскивал учебники, книги по физике и отправлял Михаилу Андреевичу. Бывало и по 10-20 экземпляров отправлялись в Верхневилюйск до востребования Алексееву. Таким образом, шесть лет учебы в вузе старался снабжать родную школу учебной литературой, думаю, я такой был не один и многие выпускники поступали так же. В школе у нас была замечательная библиотека, так что каждый хотел внести свою лепту, дополнить ее. Но Михаил Алексеевич, конечно, говорил, зачем столько денег тратить, но желание помочь было огромным, чтобы наши младшие товарищи получали лучшее образование.
На родину с пятью рюкзаками
– Как все-таки вы попали в школу? Желание стать учителем появилось сразу после окончания вуза?
– После окончания университета мог поехать работать в институты, связанные с военной промышленностью, но я попросился на малую родину, поэтому распределился в Сибирское отделение Академии наук СССР. Начал свою трудовую деятельность в Институте физтехпроблем, директором которого тогда был Владимир Петрович Ларионов.
Два года занимался изучением газовых гидратов, тогда только начиналось их изучение, уже было понятно, что газ можно добывать и в замороженном виде. Работы было много, еще больше было всевозможных отчетов. Одним словом, немного заскучал. Тогда, наверное, пришло первое осознание, что быть теоретиком немного не мое.
Поэтому во время отпуска позвонил Михаилу Андреевичу и сказал, что хочу в школу. Мой учитель сказал: «Хорошо!», и в 1977 году мы с женой с пятью рюкзаками книг поехали в Верхневилюйск.
Так что в первый учебный год начал работать со своими бывшими учителями, которые с радостью меня приняли в свой коллектив. Михаилу Андреевичу исполнилось тогда 60 лет, а большинство новых коллег были молодые, многим не было и 50-ти. Этому факту я был больше всего удивлен, ведь в школьные годы мы считали их глубокими старцами.
Доброжелательный народ
– Вы помните свой первый урок?
– Конечно, и он был немного провальным для меня. Я пришел в школу преподавать физику и начал объяснять предмет очень сложно. Никаких методических знаний тогда у меня не было, думал, надо тщательнее все объяснить. И не успел за 45 минут дать и половины материала урока. Но ученики доброжелательно отнеслись, видимо, общаться с совсем молодым педагогом им было интересно.
После первой четверти понял, что надо что-то менять. Начал просматривать в школьной библиотеке методические рекомендации, удивился тому, как все подробно в них описано, вплоть до поминутного расписания: приветствие, проверка домашнего задания, повторение пройденного материала и так далее. Долго учился преподавать по такому расписанию. Но вскоре понял, что учить поминутно не мое, и начал менять методику под себя.
Я всегда любил решать задачи. После уроков приходил в свой класс и помогал ученикам разбираться в них. Ребята все были увлеченные, порой сидели до десяти вечера. В это время можно было успеть каждому индивидуально помочь и объяснить.
В таком неформальном общении ученики раскрывались, начинали задавать не очень простые вопросы, на которые я и сам порой не знал ответов. Поэтому в свободное время сам решал множество задач, чтобы доходчиво ответить на их вопросы, шерстил очень много книг. Это сейчас информацию можно получить одним нажатием кнопки, тогда-то все нужно было подолгу искать. То есть мои ученики сподвигли меня на новые открытия для себя.
Повторение – мать учения!
– Так и появилась ваша уникальная методика?
– Я ученик своего учителя, который учил нас по своей уникальной методике – задачи решать поэтапно, попутно все объясняя, раскладывая по полочкам. Еще один уникальный мой педагог – Александр Иванович Семенов, математик, также помогал нам решать трудные задачи, он умел очень хорошо «разлагать» их на составляющие. Нет смысла просто объяснять решение, важно вместе с учеником разобрать его.
Поэтому, когда у меня спрашивают про мою методику преподавания, в голову приходят слова моего наставника Михаила Андреевича Алексеева: «Человечество не придумало лучшей методики, чем повторение». Не просто повторение одного и того же, а умное повторение с постепенным развитием и углублением. Чтобы ребенок мог узнать по старой теме что-то новое.
– Давно уже принято, что мы как-то пытаемся всех разделить: вот технарь, это гуманитарий. Как вы считаете, правильно ли такое разделение и, в свете новых реалий мира, нужно ли отказываться от ЕГЭ в системе образования?
– Знаете, я считаю так, коль уж разделение у нас есть, надо уметь преподавать гуманитарию физику так, чтобы ему было интересно. По большому счету, физика – это гуманитарная наука, раскрывающая процессы, происходящие в природе. Я, например, всем ученикам говорю, даже если вы считаете, что физика вам не пригодится в жизни, профессиональной деятельности, знать основы вы должны. Предположим, у вас появятся дети, в один прекрасный день они подойдут к вам и спросят, а почему все падает на землю, и ответить про силу притяжения – мало, надо объяснить ребенку, почему она появляется.
Сама система ЕГЭ нормальная, но очень многие педагоги натаскивают детей только на его сдачу, оставляя за бортом миллион интересных тем. Так что считаю, что всем школьным предметам надо уделять внимание, настраивать детей на их изучение.
– А какой вы видите школу будущего?
– Очень надеюсь, что останется живое общение учителя и ученика. Уверен, что будущее за индивидуальным подходом к каждому школьнику. Я понимаю, когда в классе до 40 учеников выстроить такую систему очень сложно. Считаю самым оптимальным 14-15 человек в классе, а в идеале занятия должны проходить в небольших группах по пять-шесть детей. Когда мы придем к этому, уверен, будет большой скачок во всех направлениях.
Учитель на замену
– У вас очень много учеников, с выпускниками общаетесь? Наверное, есть и те, кто пошел по вашим стопам.
– Да, очень люблю такие встречи, приятно, что не забывают нас. Никогда не заставлял учеников быть физиками, но, конечно, здорово, когда выбирают. Знаете, в молодости никогда не думал о своей замене. А вот жизнь доказала, что это необходимо. Мне повезло, что я оказался рядом с Михаилом Андреевичем, и ему, в некотором смысле, повезло, все-таки у меня есть кое-какие успехи.
Рядом со мной сейчас много выпускников, которые всегда с радостью соглашаются заменить меня, если надо. Есть и те, кто пошел в науку, и это тоже очень радует, ведь они сейчас также посещают школы, общаются с учениками, и это отличная мотивация для последних. Считаю, что талантливого ученика должен учить ученый, который занимается наукой.
Истина где-то рядом
– В начале нашей беседы вы сказали, что стараетесь побольше читать. Что вы еще читали в последнее время, кроме исторических книг?
– Одна из недавних – книга про якутских шаманов.
– Вы, как физик, верите в сверхъестественные силы? Кстати, начинаются рождественские гадания, многие будут гадать по тарелке. Наверное, тому, что она движется, есть чисто физическое объяснение?
– В мире много необъяснимого, которое человечество стремится объяснить. Но способности человека до конца не изучены, поэтому думаю, вскоре популярность наберет направление науки «биология человека».
Физики пытаются понять мир, есть свои успехи. Но, мне кажется, параллельно должно вестись изучение природы живого, и вот на стыке этих наук мы можем получить истину. Так что в шаманов я верю, а также не исключаю, что есть в этом мире то, чего мы понять пока не можем.
***
Сегодня Виктор Филиппович продолжает сеять вечное и мудрое в Республиканском колледже. С супругой Татьяной Иннокентьевной вырастили пятерых детей. Старшая дочь работает начальником кредитного отдела. Единственный сын выбрал интереснейшую профессию геолога, работает в «АЛРОСА». Средняя дочь Саргылана – кандидат физических наук, преподаватель в Институте математики СВФУ. Две младшие дочки связали свои профессии с иностранными языками: английским и китайским.
В дружной семье Потаповых подрастают внуки. На вопрос: а какой вы дедушка? Виктор Филиппович рассмеялся: «Это сейчас немножко хорошим стал, когда появилось свободное время».
This post was published on 15.01.2023 14:54