Закон Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2023 года 2629 – З № 1169-VI «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)»

Закон Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2023 года 2629 – З № 1169-VI «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)»

Читайте нас

Принят Государственным Собранием
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2023 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) определяет понятия и принципы административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), регулирует вопросы административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) и порядок его изменения.
Статья 2. Правовая основа административно-территориального устройства
Правовую основу административно-территориального устройства составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия).
Статья 3 Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия) – территориальная организация Республики Саха (Якутия), представляющая собой систему имеющихся в Республике Саха (Якутия) административно-территориальных единиц;
2) административно-территориальная единица – часть территории Республики Саха (Якутия) в установленных границах с одним или несколькими населенными пунктами, служащая территориальной основой для осуществления функций государственного управления;
3) граница административно-территориальной единицы – закрепленная в установленном законодательством порядке линия, определяющая пределы территории административно-территориальной единицы и отделяющая ее территорию от территорий других административно-территориальных единиц;
4) населенный пункт – часть территории Республики Саха (Якутия), имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы, служащая местом проживания людей и имеющая географическое название;
5) улус (район) – административно-территориальная единица в пределах установленной границы, имеющая географическое название, объединяющая в своих исторически сложившихся границах территориально и экономически связанные между собой административно-территориальные единицы;
6) город республиканского значения – административно-территориальная единица в пределах установленной границы, имеющая географическое название и статус столицы Республики Саха (Якутия), объединяющая в своих границах подчиненные ей территории;
7) наслег (сельский округ) – административно-территориальная единица в пределах установленной границы, имеющая географическое название, в состав которой входят один или несколько населенных пунктов с подчиненными территориями;
8) город республиканского подчинения – населенный пункт в пределах установленной границы, имеющий географическое название, с численностью населения не менее 9 тысяч человек, являющийся административным центром, имеющий крупное промышленное и транспортное значение, объединяющий в своих границах подчиненные территории. В исключительных случаях к категории города республиканского подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 9 тысяч человек, имеющие значительные перспективы социально-экономического развития и роста численности населения;
9) город улусного (районного) подчинения – населенный пункт в пределах установленной границы, имеющий географическое название, с развитой социально-экономической инфраструктурой городского типа, объединяющий в своих границах подчиненные территории. Статус города улусного (районного) подчинения может быть обусловлен исторически;
10) поселок городского типа – населенный пункт в пределах установленной границы, имеющий географическое название, с численностью населения до 15 тысяч человек, которое занято в основном в отраслях промышленности, энергетики, транспорта и связи;
11) село – населенный пункт, имеющий географическое название и сосредоточенную застройку в пределах установленной границы для постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности людей, население которого занято в основном в сельскохозяйственной деятельности;
12) национальное административно-территориальное образование – административно-территориальная единица в пределах установленной границы, имеющая географическое название, объединяющая в своих границах подчиненные ей территории, в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, имеющая национальный статус в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия);
13) административный центр – населенный пункт в составе административно-территориальной единицы, который в установленном порядке определен в качестве места нахождения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления;
14) образование административно-территориальной единицы – создание новой административно-территориальной единицы с наделением ее соответствующим правовым статусом, предусмотренным настоящим Законом;
15) преобразование административно-территориальной единицы – объединение, разделение административно-территориальных единиц, изменение категории или объекта классификации административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия);
16) объединение административно-территориальных единиц – слияние или присоединение административно-территориальных единиц, при котором одна или несколько административно-территориальных единиц присоединяются к другой административно-территориальной единице, в результате чего упраздняются присоединяющиеся административно-территориальные единицы;
17) разделение административно-территориальной единицы – образование двух или более административно-территориальных единиц за счет разделения всей территории административно-территориальной единицы, которое влечет ее упразднение;
18) упразднение административно-территориальной единицы – прекращение существования (ликвидация) административно-территориальной единицы, влекущее ее исключение из учетных данных объектов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия);
19) закрывающийся населенный пункт – населенный пункт, находящийся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в отношении которого рассматривается вопрос о закрытии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
20) Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия) – систематизированный перечень административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия).
Статья 4. Принципы административно-территориального устройства
Административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия) основывается на следующих принципах:
1) обеспечение территориальной целостности Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и учета ее административно-территориального деления;
2) обеспечение экономических и организационных условий для осуществления функций государственного управления;
3) учет исторически сложившейся системы расселения жителей и традиционного ведения хозяйства в Республике Саха (Якутия);
4) учет природно-географических условий;
5) учет интересов и мнения населения, проживающего на соответствующей территории.
Статья 5. Полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) по вопросам
административно-территориального устройства
К полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам административно-территориального устройства относятся:
1) законодательное регулирование по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия);
2) установление административно-территориального устройства и порядка его изменения;
3) принятие решений об изменении административно-территориального устройства;
4) решение иных вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия)
по вопросам административно-территориального устройства
К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам административно-территориального устройства относятся:
1) выдвижение инициативы об изменении административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия);
2) образование уполномоченного органа по вопросам административно-территориального устройства и утверждение положения о нем;
3) утверждение и ведение Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия);
4) утверждение и издание официального справочника административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия);
5) решение иных вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
по вопросам административно-территориального устройства
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства относятся:
1) внесение предложений об изменении административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) на рассмотрение органу, уполномоченному Правительством Республики Саха (Якутия);
2) выявление и учет мнения населения соответствующей территории по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия).

Глава II. Основы административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия)

Статья 8. Объекты классификации административно-территориального
устройства Республики Саха (Якутия)
1. Объектами классификации административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) являются улус (район), город республиканского значения, наслег (сельский округ), город, поселок городского типа, село.
Перечень улусов (районов) и города республиканского значения устанавливается Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия).
2. Населенные пункты подразделяются на следующие категории:
1) городские населенные пункты;
2) сельские населенные пункты.
Город, поселок городского типа относятся к городским населенным пунктам.
Село относится к сельскому населенному пункту.
3. В состав улуса (района), города республиканского значения входят наслег (сельский округ), городские и сельские населенные пункты.
В состав наслега (сельского округа) входят сельские населенные пункты.
4. Города подразделяются на следующие подкатегории:
1) города республиканского подчинения;
2) города улусного (районного) подчинения.
5. Отнесение городов к одной из подкатегорий, указанных в части 4 настоящей статьи, производится постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
6. Одиночные дома и иные жилые объекты, имеющие служебное назначение и (или) временный характер и непостоянный состав населения (вахтовые поселки, сайылыки, метеостанции и так далее), не являющиеся самостоятельными населенными пунктами, относятся к населенным пунктам, с которыми они связаны в территориальном и административном отношении.
7. Административно-территориальная единица может быть наделена статусом «национальное административно-территориальное образование» в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 9. Виды изменений административно-территориального устройства
1. Административно-территориальное устройство может изменяться в следующих случаях:
1) образование административно-территориальной единицы;
2) преобразование административно-территориальной единицы;
3) упразднение административно-территориальной единицы;
4) перенос административного центра административно-территориальной единицы;
5) присвоение наименования административно-территориальной единице и ее переименование.
2. Присвоение наименования административно-территориальным единицам и их переименование осуществляются в установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) порядке.
3. Написание наименований административно-территориальных единиц производится на государственных языках Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством о языках.
4. Изменение административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) отражается в Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия).
5. При образовании, преобразовании, упразднении административно-территориальных единиц одновременно осуществляется установление и (или) изменение границ административно-территориальных единиц.
6. Порядок изменения административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) и перечень необходимых документов устанавливаются постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
7. Особенности упразднения населенного пункта устанавливаются статьей 10 настоящего Закона.
Статья 10. Упразднение населенного пункта
1. Упразднение населенного пункта осуществляется в результате объединения (разделения) населенных пунктов. Населенный пункт также может быть упразднен при отсутствии (свыше трех лет) в нем зарегистрированного в установленном порядке населения.
2. Упразднение населенного пункта допускается с согласия жителей, постоянно или преимущественно проживающих на территории населенного пункта, выраженного представительным органом местного самоуправления, при наличии одного из следующих условий:
1) прекращение деятельности одной или нескольких организаций, располагающихся в данном населенном пункте и составляющих основу инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, в связи с экономической нерентабельностью или признанием по решению суда несостоятельными (банкротами);
2) невозможность или экономическая нецелесообразность создания новых производств либо восстановления или перепрофилирования прекративших деятельность организаций, составляющих основу инфраструктуры и жизнеобеспечения населения;
3) отсутствие круглогодичного автотранспортного, водного сообщения, наличие естественных преград для передвижения любого вида наземного транспорта и отсутствие оборудованных посадочных площадок для воздушного транспорта, а также значительная отдаленность местности от административного центра улуса (района);
4) закрытие населенного пункта.
Статья 11. Закрытие населенного пункта и признание его закрывающимся
1. Закрытие населенного пункта не является упразднением населенного пункта.
2. Населенный пункт до его упразднения признается закрытым при наличии распоряжения Правительства Российской Федерации о согласовании предложения Республики Саха (Якутия) о закрытии населенного пункта Республики Саха (Якутия).
3. Решение о признании населенного пункта закрывающимся и предложение о его закрытии оформляется распоряжением Главы Республики Саха (Якутия). Предложение о закрытии населенного пункта направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Предложение о закрытии населенного пункта должно содержать следующие сведения об обстоятельствах, в связи с которыми предлагается закрытие населенного пункта:
природно-климатическая или техногенная катастрофа, в результате которой населенный пункт непригоден для проживания;
закрытие или ликвидация на территории населенного пункта объектов, предназначенных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, отсутствие возможности трудоустройства высвобождаемых работников таких объектов;
закрытие или ликвидация на территории населенного пункта единственной градообразующей организации при отсутствии возможности диверсификации экономики.
5. Порядок внесения предложения о закрытии населенного пункта устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).
6. Гражданам Российской Федерации, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, предоставляются жилищные субсидии (единовременные социальные выплаты) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» за счет средств федерального бюджета.
Статья 12. Границы административно-территориальной единицы
1. Границы административно-территориальной единицы не должны пересекать границы иных административно-территориальных единиц.
2. Границы административно-территориальной единицы могут не совпадать с границами муниципальных образований.
3. Установление и (или) изменение границ административно-территориальных единиц осуществляется при образовании, преобразовании, упразднении административно-территориальных единиц.
4. Границы административно-территориальной единицы вместе с их описанием устанавливаются постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Статья 13. Картографическое обеспечение
административно-территориального устройства
1. Картографическое обеспечение административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) является составной частью организации административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) и включает в себя картографические материалы, предназначенные для определения положения и направления границ объектов административно-территориального устройства.
2. Картографическое обеспечение выполняет исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный на осуществление координации работы по подготовке картографических и топографических материалов для государственных нужд Республики Саха (Якутия).
3. Положение о порядке картографического обеспечения административно-территориального устройства устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Статья 14. Учет объектов административно-территориального устройства
1. Учет объектов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) осуществляется в форме Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия).
2. Учету и регистрации подлежат все объекты административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), а также изменения в административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия).
3. Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия) и порядок его ведения утверждаются постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
4. Ведение Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия) осуществляется органом, уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) по вопросам административно-территориального устройства.
5. В Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия) указываются официальные наименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов на государственных языках Республики Саха (Якутия).
6. На основании Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Саха (Якутия) органом, уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) по вопросам административно-территориального устройства, не реже одного раза в десять лет издается официальный справочник административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия).

Глава III. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия)

Статья 15. Общий порядок принятия решений
по административно-территориальному устройству
1. Решение вопросов об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия) осуществляется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия).
2. Предложения органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства рассматриваются органом, уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) по вопросам административно-территориального устройства.
Статья 16. Выявление мнения населения при изменении
административно-территориального устройства
1. По вопросам предполагаемых изменений административно-территориального устройства, предусмотренных настоящим Законом, в обязательном порядке выявляется мнение населения той территории, которой непосредственно касаются эти изменения. Изменения административно-территориального устройства осуществляются с согласия населения указанной территории, выраженного решением представительного органа муниципального образования.
2. Порядок выявления мнения населения при изменении административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Финансирование мероприятий, связанных с выявлением мнения населения, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления или жителей муниципального образования;
2) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Статья 17. Ограничения в решении вопросов
административно-территориального устройства
1. На период между днем назначения выборов, референдума и днем официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума изменения административно-территориального устройства на территории, входящей в избирательный округ, округ референдума, где проходят соответствующие выборы, референдум, не допускаются.
2. Решения об изменениях административно-территориального устройства могут быть приостановлены Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в связи с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения, а также в случаях, установленных частью 1 настоящей статьи.
Статья 18. Разрешение разногласий по вопросам
административно-территориального устройства
1. Разногласия по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) могут быть урегулированы по инициативе одной из заинтересованных сторон путем переговоров между сторонами с участием органа, уполномоченного Правительством Республики Саха (Якутия) по вопросам административно-территориального устройства.
2. Порядок урегулирования разногласий по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Решение, принятое в порядке, указанном в части 2 настоящей статьи, учитывается при принятии решения Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) об изменении административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия).
Статья 19. Информирование федеральных органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления и населения об изменениях
административно-территориального устройства
1. Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает доведение до сведения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сферах статистики, геодезии и картографии, государственного геодезического надзора, а также органов местного самоуправления и населения информации об изменениях
административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия).
2. Порядок информирования федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и населения об изменениях административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

Глава IV. Заключительные положения

Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Статья 21. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Республики Саха (Якутия) от 6 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)»;
2) Закон Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2002 73-З № 497-II «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)»;
3) Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2004 года 196-З № 395-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)»;
4) Закон Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 года 1426-З № 407-V «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Закона Республики Саха (Якутия) «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)».

Глава Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
г. Якутск

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
31 мая
  • Ощущается: 4°Влажность: 81% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: