Закон Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2023 года 2647 – З № 1205-VI «О территориях развития местного производства в Республике Саха (Якутия)»
Принят Государственным Собранием
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
8 июня 2023 года
Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет правовой режим территорий развития местного производства в Республике Саха (Якутия), меры поддержки при осуществлении предпринимательской деятельности на территориях развития местного производства в Республике Саха (Якутия), а также устанавливает порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории развития местного производства.
2. Целями настоящего Закона являются:
1) стимулирование предпринимательской деятельности на территориях развития местного производства в Республике Саха (Якутия) для насыщения внутреннего рынка товарами и услугами, произведенными и оказываемыми местными товаропроизводителями;
2) обеспечение ускоренного социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и повышение качества жизни населения, проживающего на данных территориях.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) территория развития местного производства в Республике Саха (Якутия) (далее – территория развития местного производства) – территория одного или нескольких поселений, входящих в состав одного муниципального района, обладающая потенциалом ускоренного социально-экономического развития, на которой действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности;
2) резидент территории развития местного производства (далее – резидент) – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, являющееся налогоплательщиком налога на профессиональный доход (далее – самозанятый), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Саха (Якутия), заключившие в соответствии с настоящим Законом соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности и включенные в реестр резидентов территорий развития местного производства (далее – реестр резидентов);
3) уполномоченный орган – исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий функции по разработке и координации реализации государственной экономической политики Республики Саха (Якутия), государственное регулирование инвестиционной деятельности, реализацию государственной политики в сфере государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, кластерной политики.
Статья 3. Создание территории развития местного производства
1. Территория развития местного производства создается по решению Правительства Республики Саха (Якутия) по согласованию с Инвестиционным комитетом Республики Саха (Якутия) на основании предложений органов местного самоуправления сроком на 20 лет. Срок существования территории развития местного производства может быть продлен по решению Правительства Республики Саха (Якутия).
2. Критериями создания территорий развития местного производства являются:
1) наличие экономического потенциала для обеспечения ускоренного социально-экономического роста поселения;
2) близость территории к центрам переработки и потенциальным рынкам сбыта;
3) наличие объектов транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры, включая объекты систем газоснабжения, водоснабжения и связи, а также иной инфраструктуры.
Статья 4. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия)
Правительство Республики Саха (Якутия):
1) утверждает порядок создания территорий развития местного производства;
2) принимает решение о создании территории развития местного производства по согласованию с Инвестиционным комитетом Республики Саха (Якутия) на основании предложений органов местного самоуправления;
3) устанавливает порядок и критерии оценки инвестиционного проекта, предоставляемого самозанятым, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, намеревающимися приобрести статус резидента;
4) утверждает типовую форму заявки на получение статуса резидента;
5) утверждает типовую форму соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;
6) утверждает форму свидетельства о регистрации самозанятого, индивидуального предпринимателя, юридического лица в качестве резидента;
7) определяет форму и порядок выдачи свидетельства о выполнении резидентом условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;
8) определяет порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для оказания мер государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории развития местного производства;
9) утверждает методику определения значений предельно допустимых отклонений от параметров реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности;
10) устанавливает порядок проведения мониторинга реализации соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в целях оценки эффективности мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской деятельности на территории развития местного производства.
Статья 5. Полномочия уполномоченного органа
1. Уполномоченный орган:
1) обеспечивает рассмотрение предложений органов местного самоуправления о создании территорий развития местного производства в соответствии с установленным Правительством Республики Саха (Якутия) порядком;
2) принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении статуса резидента;
3) утверждает порядок ведения реестра резидентов, состав сведений, содержащихся в указанном реестре, а также порядок предоставления таких сведений;
4) выдает свидетельство о регистрации самозанятого, индивидуального предпринимателя, юридического лица в качестве резидента;
5) подписывает от имени Правительства Республики Саха (Якутия) соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности;
6) ведет реестр резидентов;
7) направляет ежегодно в налоговый орган сведения о транспортных средствах, применяемых резидентами для реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности, до 1 февраля года, следующего за годом, за который предоставляются указанные сведения;
8) проводит мониторинг реализации соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности резидентом;
9) выдает свидетельство о выполнении резидентом условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
2. Уполномоченный орган может передавать полное или частичное исполнение полномочий, определенных частью 1 настоящей статьи, подведомственным учреждениям.
В случае полной или частичной передачи исполнения полномочий, определенных частью 1 настоящей статьи, подведомственным учреждениям уполномоченный орган осуществляет контроль за надлежащим исполнением ими переданных полномочий.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
Республики Саха (Якутия)
Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия):
1) вносят в Правительство Республики Саха (Якутия) предложения о создании территории развития местного производства в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия);
2) имеют право осуществлять софинансирование создания (модернизации) объектов инфраструктуры территорий развития местного производства, расположенных на территории муниципального образования;
3) оказывают резидентам содействие в осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности, в том числе имеют право устанавливать налоговые льготы по местным налогам;
4) осуществляют совместно с уполномоченным органом мониторинг реализации резидентом соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности.
Статья 7. Порядок и основания приобретения и прекращения
статуса резидента
1. Самозанятый, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента и отвечающие установленным настоящим Законом требованиям к резиденту (далее – заявитель), подают в уполномоченный орган заявку на получение статуса резидента (далее – заявка).
Заявка содержит следующие сведения:
1) вид предпринимательской деятельности, который планирует осуществлять заявитель на территории развития местного производства;
2) место нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять заявленную деятельность, и права на него;
3) срок, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности. Срок действия соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности не может превышать срок, на который создана территория развития местного производства.
2. К заявке заявитель прилагает следующие документы:
1) копии учредительных документов (для юридических лиц);
2) бизнес-план инвестиционного проекта;
3) справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (для самозанятых);
4) выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
5) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (в том числе для самозанятых);
6) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости.
3. Заявка и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, могут подаваться заявителем в уполномоченный орган в электронной форме, утвержденной уполномоченным органом.
4. В случае, если заявителем не представлены документы, указанные в пунктах 3–6 части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган получает сведения в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
5. Заявитель должен соответствовать следующим критериям отбора резидентов:
1) самозанятый, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо планируют реализовать новый инвестиционный проект и осуществлять предпринимательскую деятельность на территории развития местного производства.
Инвестиционный проект признается новым, если на дату направления заявки объем капитальных вложений, осуществленных при реализации инвестиционного проекта, не превышает 25 процентов от общего объема капитальных вложений, предусмотренных инвестиционным проектом, без учета расходов на приобретение права пользования участками недр (при наличии);
2) государственная регистрация самозанятого, индивидуального предпринимателя, юридического лица осуществлена на территории Республики Саха (Якутия);
3) общий объем осуществленных и запланированных капитальных вложений не может быть менее 500 тысяч рублей.
При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (модернизацию) и (или) реконструкцию объектов недвижимого имущества и (или) комплексов движимого и недвижимого имущества.
При этом не учитываются:
а) затраты на полученное (приобретенное) имущество, которые ранее включались в объем капитальных вложений другими резидентами;
б) затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений и иные подобные затраты, понесенные до даты включения самозанятого, индивидуального предпринимателя, юридического лица в реестр резидентов.
6. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки и документов рассматривает их, производит оценку инвестиционного проекта и по результатам рассмотрения принимает решение о присвоении статуса резидента или об отказе в его присвоении.
Оценка инвестиционного проекта осуществляется на основании критериев, установленных Правительством Республики Саха (Якутия).
7. Основанием для принятия решения об отказе в присвоении статуса резидента является наличие одного из следующих условий:
1) непредставление документов, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, или несоответствие заявки типовой форме, установленной Правительством Республики Саха (Якутия);
2) заявителем является самозанятый, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена за пределами территории Республики Саха (Якутия);
3) заявитель:
является кредитной организацией, страховой организацией (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, ломбардом;
является участником соглашений о разделе продукции;
является нерезидентом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
осуществляет производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых;
4) несоответствие заявителя критериям отбора резидентов, установленным частью 5 настоящей статьи;
5) несоответствие инвестиционного проекта критериям, установленным Правительством Республики Саха (Якутия);
6) возбуждение в отношении самозанятого, индивидуального предпринимателя, юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и (или) реорганизация либо ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также предоставление заявителю судебной рассрочки в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 26 октября 2002 года
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
7) наличие у самозанятого, индивидуального предпринимателя, юридического лица недоимки по налогам и сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
8) самозанятый, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо имеют статус участника инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также являются резидентами территорий опережающего развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации».
8. Уполномоченный орган указывает в решении об отказе в присвоении статуса резидента мотивированные основания такого отказа и уведомляет об этом заявителя в течение десяти рабочих дней с момента принятия решения.
9. В течение десяти рабочих дней с момента принятия решения о присвоении статуса резидента уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю и в орган местного самоуправления проект соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности.
Заявитель и орган местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа проекта соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности направляют в уполномоченный орган подписанный проект соглашения.
Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения от заявителя и органа местного самоуправления подписанного соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности подписывает его и направляет заявителю и в орган местного самоуправления.
Дата подписания уполномоченным органом соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности является датой заключения указанного соглашения.
10. Уполномоченный орган вносит в реестр резидентов запись о регистрации лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в качестве резидентов в течение пяти рабочих дней со дня заключения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности.
11. Самозанятый, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами со дня внесения соответствующей записи в реестр резидентов.
12. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов выдает свидетельство о регистрации в качестве резидента.
13. Уполномоченный орган сообщает сведения о регистрации самозанятого, индивидуального предпринимателя, юридического лица в качестве резидента в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня регистрации.
14. Статус территории развития местного производства прекращается по решению Правительства Республики Саха (Якутия) по предложению уполномоченного органа в случае, если:
1) это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) по истечении одного года с даты принятия решения о создании территории развития местного производства отсутствуют соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности на такой территории или если все ранее заключенные соглашения расторгнуты.
Статья 8. Соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности
1. Соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности подписывается уполномоченным органом, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления поселения, в границах которого создается территория местного производства, и резидентом и заключается на срок до десяти лет.
2. В течение срока действия соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности резидент обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную таким соглашением, и предусмотреть инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, указанные в соглашении, а уполномоченный орган и орган местного самоуправления обязуются осуществлять полномочия, предусмотренные настоящим Законом, в том числе оказывать резиденту содействие в осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности.
3. В соглашении об осуществлении инвестиционной деятельности устанавливаются значения предельно допустимых отклонений от параметров реализации инвестиционного проекта, предусмотренных соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности. Значения указанных предельно допустимых отклонений определяются в соответствии с методикой определения значений предельно допустимых отклонений от параметров реализации инвестиционного проекта, утверждаемой Правительством Республики Саха (Якутия).
4. В соглашении об осуществлении инвестиционной деятельности предусматриваются обязательства сторон о соблюдении требований о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
5. Деятельность, не предусмотренная соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности, может осуществляться резидентом в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения мер государственной поддержки, предусмотренных настоящим Законом.
6. Резидент не вправе передавать другому лицу свои права и обязанности по соглашению об осуществлении инвестиционной деятельности.
7. Резидент оказывает содействие уполномоченному органу и органу местного самоуправления в мониторинге реализации соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, в том числе обеспечивает беспрепятственный допуск должностных лиц уполномоченного органа и органов местного самоуправления к объектам инфраструктуры территории развития местного производства, принадлежащим этому резиденту, а также предоставляет в письменной форме необходимые для осуществления мониторинга документы и информацию.
Статья 9. Изменение и расторжение соглашения
об осуществлении инвестиционной деятельности
1. В соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности могут вноситься изменения, которые оформляются дополнительным соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности.
2. Расторжение соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности допускается по соглашению сторон или по решению суда. Соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий такого соглашения другой стороной или по иным предусмотренным настоящим Законом основаниям.
3. Существенными нарушениями резидентом условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности являются:
1) неосуществление резидентом деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности, в течение шести месяцев со дня подписания указанного соглашения;
2) отсутствие инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности;
3) превышение значений предельно допустимых отклонений от параметров реализации инвестиционного проекта, предусмотренных соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности.
Статья 10. Последствия прекращения действия соглашения
об осуществлении инвестиционной деятельности
1. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности самозанятый, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо утрачивают статус резидента.
2. В случае утраты статуса резидента уполномоченный орган вносит в реестр резидентов запись о прекращении статуса резидента в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока действия соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, либо со дня подписания сторонами соглашения о расторжении соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, либо со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности.
3. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня внесения в реестр резидентов записи о прекращении статуса резидента направляет в налоговый орган по месту жительства самозанятого, индивидуального предпринимателя или месту нахождения юридического лица уведомление об исключении самозанятого, индивидуального предпринимателя, юридического лица из реестра резидентов.
4. Уполномоченный орган в случае истечения срока действия соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности и выполнения резидентом условий этого соглашения выдает свидетельство о выполнении условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности.
5. Свидетельство о выполнении условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности выдается в форме и порядке, которые определяются Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 11. Предоставление резиденту
льгот по налогам и установление иных мер
государственной поддержки
1. В отношении резидентов Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 года 1231-З № 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах могут устанавливаться льготы по региональным и местным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Резиденту в соответствии с бюджетным законодательством в порядке и на условиях, которые определены Правительством Республики Саха (Якутия), возмещается часть расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
3. Резидент имеет право получать иные меры государственной поддержки в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), муниципальными правовыми актами.
Статья 12. Создание (модернизация) объектов инфраструктуры территории
развития местного производства
По решению Главы Республики Саха (Якутия) или Правительства Республики Саха (Якутия) оказывается государственная поддержка при создании (модернизации) объектов инфраструктуры территории развития местного производства в порядке и на условиях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в виде капитальных вложений в объекты транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры, включая объекты систем газоснабжения, водоснабжения и связи, а также в иную инфраструктуру.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Глава Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
г. Якутск
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: