Закон Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2024 года 2741 – З № 157-VII

Закон Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2024 года 2741 – З № 157-VII

О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах»
Читайте нас

Принят Государственным Собранием
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
24 апреля 2024 года

Статья 1
Внести в Закон Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 года З № 29-II «О недрах» следующие изменения:
1) в части 1 статьи 5:
а) в пункте «а» слова «созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод,» исключить;
б) пункт «в» дополнить словами «, размещения в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод»;
2) статью 5.1 дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Пользователями недр, осуществляющими региональное геологическое изучение недр за счет собственных и (или) привлеченных средств пользователей недр, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт осуществления геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, не менее чем пять лет и в отношении которых в течение двух лет, предшествовавших дате подачи заявки на получение права пользования недрами, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии с пунктами 1–4, 6 и 7 части 2 статьи 19 настоящего Закона.»;
3) в статье 6:
а) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для регионального геологического изучения недр и геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно осуществлять пользование недрами несколько пользователей недр. Их отношения определяются соглашением, заключенным в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.»;
б) дополнить частью 10 следующего содержания:
«10. Предоставление права пользования недрами по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым пункта 1 и абзацем тринадцатым пункта 4 части 1 статьи 101 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», допускается в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых при осуществлении пользователем недр геологического изучения недр на участке недр, в границах которого ранее в результате пользования недрами иными лицами образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с государственного баланса запасов полезных ископаемых.»;
4) в пункте 1 статьи 10 слова «а для иностранного лица – в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика,» исключить;
5) пункт 4 части 5 статьи 10.1 дополнить словами «, а также установление пользователями недр наличия в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, полезных ископаемых, не указанных в лицензии на пользование недрами»;
6) статью 12 изложить в следующей редакции:
«Статья 12. Основания для отказа в приеме заявки на участие в аукционе на право
пользования участками недр, отказа в приеме заявки на получение
права пользования недрами без проведения аукциона, отказа
в предоставлении права пользования недрами
1. Отказ в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр может последовать в следующих случаях:
1) заявка на участие в аукционе на право пользования участками недр подана с нарушением установленных требований, в том числе ее содержание не соответствует условиям аукциона;
2) заявитель представил недостоверные сведения о себе;
3) заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;
4) при предоставлении заявителю права пользования недрами не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями аукциона, для предоставления права пользования участком недр;
6) сведения о заявителе содержатся в реестре недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр.
2. Право пользования недрами по результатам аукциона не предоставляется в случае неуплаты победителем аукциона или иными лицами, которым предоставляется право пользования недрами и оформляется лицензия на пользование недрами в соответствии с частями 7 и 11 статьи 16 настоящего Закона, указанного в соответствующем протоколе окончательного размера разового платежа за пользование недрами, а в случаях, установленных частью 12 статьи 40 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», – неуплаты первой части указанного в соответствующем протоколе окончательного размера разового платежа за пользование недрами.
3. Отказ в приеме заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на получение права пользования недрами без проведения аукциона подана с нарушением установленных требований;
2) заявитель представил недостоверные сведения о себе.
4. Отказ в предоставлении права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;
2) при предоставлении заявителю права пользования недрами не будут соблюдены антимонопольные требования;
3) сведения о заявителе содержатся в реестре недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр.»;
7) в статье 16:
а) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Установление специальных требований к участникам аукциона на право пользования участками недр, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.»;
б) в части 8 слова «или иностранного гражданина» исключить;
в) в части 10 первое предложение дополнить словами «, а в отношении участков недр местного значения не менее чем за 10 дней до дня проведения указанного аукциона»;
8) дополнить статьей 16.1 следующего содержания:
«Статья 16.1. Возникновение права пользования недрами без проведения аукциона
1. Право пользования недрами без проведения аукциона возникает на основании решения органа, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 11 настоящего Закона, принимаемого по результатам рассмотрения заявки на получение права пользования недрами.
2. Заявка, предусмотренная частью 1 настоящей статьи, подается лицом, отвечающим требованиям, предъявляемым к пользователю недр. Такая заявка должна соответствовать одному из порядков предоставления права пользования участками недр, предусмотренных абзацем четырнадцатым статьи 11 настоящего Закона.
3. Предоставление права пользования недрами без проведения аукциона оформляется в виде решения органа, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, которое должно содержать сведения о заявителе, дате подачи заявки, а также наименование (при наличии) участка недр, испрашиваемого для предоставления в пользование.
4. Выдача лицензии на пользование недрами по результатам рассмотрения заявки, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, допускается после уплаты разового платежа за пользование недрами в случаях, предусмотренных статьей 39.1 настоящего Закона.»;
9) статью 17.1 изложить в следующей редакции:
«Статья 17.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых
и подземных вод при разведке и добыче иных видов полезных
ископаемых, разработке технологий геологического изучения,
разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добыча
полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой
месторождений углеводородного сырья, размещение в пластах горных
пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для
собственных производственных и технологических нужд, а также
подземных вод после извлечения из них полезных компонентов
1. Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
2. Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
3. Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
4. Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу калийных и магниевых солей или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу калийных и магниевых солей, а также их первичную переработку в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» участков недр, имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород образующиеся у них воды в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
5. Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу подземных вод или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых размещать в пластах горных пород в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр, подземные воды после извлечения из них полезных компонентов.
6. Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» участков недр имеют право на основании проектной документации, предусмотренной статьей 232 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для размещения углекислого газа (за исключением подземных сооружений для захоронения отходов производства и потребления I–V классов опасности), в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
7. Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, имеют право на основании утвержденного технического проекта осуществлять в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» участков недр добычу полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, включая добычу полезных ископаемых из попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.»;
10) часть 1 статьи 18 дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
«7.1) передача пользователем недр, являющимся юридическим лицом, права пользования участком недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения), предоставленным в пользование для целей геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, для продолжения геологического изучения недр юридическому лицу, которое является пользователем недр и в отношении которого в течение двух лет, предшествовавших передаче права пользования участком недр, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии с пунктами 1–4, 6 и 7 части 2 статьи 19 настоящего Закона, осуществляется при условии, что такому юридическому лицу в отношении участка недр, право пользования которым передается, предоставлена и (или) передана утвержденная проектная документация на осуществление геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также предоставлена и (или) передана геологическая информация о недрах, полученная в процессе пользования участком недр;»;
11) в статье 20:
а) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. В случаях, предусмотренных пунктами 2–4, 6 и 7 части 2 статьи 19 настоящего Закона, федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган, а в отношении участков недр местного значения уполномоченный орган исполнительный власти Республики Саха (Якутия) направляет пользователю недр (его представителю) письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и необходимости их устранения в срок от трех до двенадцати месяцев с даты доставки данного уведомления пользователю недр (его представителю). Информация о направлении письменного уведомления размещается в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренном статьей 27 настоящего Закона. Письменное уведомление считается доставленным со дня его поступления пользователю недр (его представителю) или по истечении тридцати дней с даты его размещения в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренном статьей 27 настоящего Закона. Письменное уведомление считается доставленным также в тех случаях, если оно поступило пользователю недр (его представителю), которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от указанного пользователя недр (его представителя), не было ему вручено либо указанный пользователь недр (его представитель) не ознакомился с ним. В случае, если пользователь недр не устранил нарушения в сроки, указанные в письменном уведомлении, право пользования недрами прекращается с даты принятия уполномоченным органом, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, решения о досрочном прекращении права пользования недрами.»;
б) часть 10 после слова «прекращено» дополнить словами «(за исключением досрочного прекращения права пользования недрами в случаях, предусмотренных пунктами 5, 8, 9 и 10 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»)»;
12) в статье 21:
а) пункт «д» части 1 изложить в следующей редакции:
«д) ограничивать строительство объектов капитального строительства на земельных участках в границах участка недр, предоставленного ему в пользование в виде горного отвода, в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;»;
б) пункт «н» части 2 после слов «технологических нужд» дополнить словами «, подземных вод после извлечения из них полезных компонентов»;
в) дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:
«6. Если пользователями недр установлено наличие в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, не указанных в лицензии на пользование недрами полезных ископаемых, такие пользователи недр (за исключением пользователей недр на участках недр местного значения) имеют право по своей инициативе обратиться в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган с заявкой о внесении изменений в лицензию на пользование недрами.
7. Обязанности, указанные в пунктах «а», «г», «е» – «з» части 2 настоящей статьи, распространяются на лиц, осуществляющих пользование недрами в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».»;
13) подпункт «л» части 1 статьи 22 изложить в следующей редакции:
«л) предупреждение строительства объектов капитального строительства в границах земельных участков, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых, в отсутствие согласования, предусмотренного частью 5 статьи 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», и соблюдение установленного порядка использования этих земельных участков в иных целях;»;
14) часть 7 статьи 22.1 дополнить предложением следующего содержания: «Порядок подготовки, согласования и утверждения проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
15) дополнить статьей 22.2 следующего содержания:
«Статья 22.2. Проектная документация на осуществление регионального
геологического изучения недр, государственного мониторинга
состояния недр, геологического изучения недр, включая поиски
и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического
изучения и оценки пригодности участков недр для строительства
и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, разведки месторождений полезных
ископаемых
1. Региональное геологическое изучение недр, государственный мониторинг состояния недр, геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разведка месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией.
2. Проектная документация на осуществление регионального геологического изучения недр, государственного мониторинга состояния недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых до ее утверждения подлежит экспертизе, которую организует федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган и проводит государственное казенное учреждение, находящееся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
3. Требования к составу и содержанию проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, государственного мониторинга состояния недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на осуществление геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр.
4. Порядок проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, государственного мониторинга состояния недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размер платы за ее проведение устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;
16) статью 24 изложить в следующей редакции:
«Статья 24. Особенности строительства объектов капитального строительства
в границах земельных участков, необходимых для разведки
и добычи полезных ископаемых
1. Для обеспечения строительства объектов капитального строительства за границами населенных пунктов в границах земельных участков, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку, утверждение и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» специальных карт (схем) с использованием единой электронной картографической основы, создаваемой в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. На специальных картах (схемах) в отношении земель, земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, отображаются месторождения полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также границы участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода.
2. Информация о месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также о границах участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода, в отношении земель, земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, необходимая для подготовки предусмотренных частью 1 настоящей статьи специальных карт (схем), представляется уполномоченному Правительством Российской Федерации на утверждение указанных специальных карт (схем) федеральному органу исполнительной власти уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в электронной форме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
3. Порядок предоставления и состав информации, содержащейся в специальных картах (схемах), устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Если в соответствии со специальными картами (схемами), предусмотренными частью 1 настоящей статьи, земельный участок не расположен в границах месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) в границах участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещены указанные специальные карты (схемы), с использованием единого фонда геологической информации о недрах формируется электронный документ, подтверждающий отсутствие в границах земельного участка месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода, на дату обращения к указанным специальным картам (схемам). Если в соответствии со специальными картами (схемами), предусмотренными частью 1 настоящей статьи, земельный участок расположен в границах месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) в границах участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещены указанные специальные карты (схемы), с использованием единого фонда геологической информации о недрах формируется электронный документ, содержащий информацию о наличии в границах земельного участка месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода, на дату обращения к указанным специальным картам (схемам).
5. Если в соответствии со специальными картами (схемами), предусмотренными частью 1 настоящей статьи, земельный участок расположен в границах месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) в границах участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода, строительство объектов капитального строительства в границах такого земельного участка допускается после согласования с комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении земельных участков, расположенных в границах месторождений общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) в границах участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода, – с комиссией, создаваемой уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) за исключением случаев, указанных в части 7 настоящей статьи.
6. Подача заявки на выдачу решения о согласовании строительства объектов капитального строительства, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, и выдача указанного решения либо решения об отказе в таком согласовании осуществляются непосредственно, почтовым отправлением, с использованием электронной почты либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
7. Согласование строительства объектов капитального строительства, предусмотренное частью 5 настоящей статьи, не требуется в случаях:
1) строительства пользователем недр объектов капитального строительства на земельных участках, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых, предусмотренных утвержденными техническими проектами, установленными статьей 22.1 настоящего Закона;
2) постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс в порядке, установленном статьей 30 настоящего Закона, после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства либо после завершения строительства объекта капитального строительства, для строительства которого не требовалось получение разрешения на его строительство.
8. Согласование строительства объектов капитального строительства, предусмотренное частью 5 настоящей статьи, не допускается в случаях, если строительство и эксплуатация таких объектов будут препятствовать извлечению из недр запасов полезных ископаемых (за исключением линейных объектов, на строительство которых получено согласие пользователя недр), приведут к снижению качества полезных ископаемых и (или) повлекут за собой загрязнение недр.
9. Строительство объектов капитального строительства, предусмотренное частью 5 настоящей статьи, на земельных участках, расположенных в границах участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода, подлежит согласованию с учетом следующей информации, подготовленной пользователем недр с учетом геологической информации о недрах, проектной документации на осуществление разведки месторождений полезных ископаемых, технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр:
1) о наличии (об отсутствии) ограничений для осуществления разведки и добычи полезных ископаемых, которые могут возникнуть в результате осуществления строительства объектов капитального строительства в границах земельных участков, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых;
2) о перспективах разработки месторождения, об ожидаемых потерях и (или) объеме запасов полезных ископаемых, в отношении которых невозможно осуществление разведки и добычи в связи с планируемым строительством объектов капитального строительства (при планируемом строительстве объектов капитального строительства в границах участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода).
10. Порядок согласования строительства объектов капитального строительства, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, в границах земельных участков, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых, основания для отказа в таком согласовании устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;
17) часть 5 статьи 25 дополнить словами «, форма и содержание, а также порядок подписания которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»;
18) часть 1 статьи 26:
а) после слов «условиях их разработки,» дополнить словами «о местах их залегания, об»;
б) после слов «предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» видов пользования недрами» дополнить словами «, при проведении государственного мониторинга состояния недр и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование»;
19) в статье 26.1:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Единый фонд геологической информации о недрах является федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах, фонде геологической информации Республики Саха (Якутия), органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти Республики Саха (Якутия), организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти, иных коммерческих организациях и некоммерческих организациях, первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах, представленные на электронных носителях и имеющиеся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах, а также специальные карты (схемы), указанные в части 1 статьи 24 настоящего Закона.»;
б) часть 4 после слов «осуществления управления государственным фондом недр» дополнить словами «, государственного геологического изучения недр»;
20) статью 28 изложить в следующей редакции:
«Статья 28. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
и подземных вод, геологической информации о предоставляемых
в пользование участках недр
1. Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
2. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
3. Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
4. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
5. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
6. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, а в отношении общераспространенных полезных ископаемых – по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющего полномочия в сфере регулирования отношений недропользования.
7. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.
8. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) платы за проведение органами государственной власти Республики Саха (Якутия) указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
10. Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.»;
21) дополнить статьей 28.1 следующего содержания:
«Статья 28.1. Оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых
и апробация ее результатов
1. Оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых проводится при осуществлении регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, предусмотренной статьей 22.2 настоящего Закона.
2. Оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых проводится:
1) пользователями недр, осуществляющими региональное геологическое изучение недр, геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств, – в случае, если это предусмотрено проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, предусмотренной статьей 22.2 настоящего Закона;
2) пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и являющимися исполнителями по государственным контрактам, – в случае, если это предусмотрено государственным контрактом;
3) пользователями недр, осуществляющими государственное геологическое изучение недр за счет средств федерального бюджета и являющимися государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, – в случае, если это предусмотрено решением федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 101 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
3. Результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых включаются в геологические отчеты, представляемые в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.
4. В целях обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы и организации обеспечения лицензирования пользования недрами в порядке, предусмотренном федеральным органом управления государственным фондом недр, результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых подлежат проверке достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и их соответствия классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых – апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
5. Апробацию результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (далее – апробация) (за исключением общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения) организует федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган и проводит комиссия, создаваемая федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом. Не допускается проведение апробации физическими или юридическими лицами, участвовавшими в подготовке представленных на апробацию документов и материалов по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
6. По итогам апробации составляется заключение о достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и об их соответствии классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых (положительное заключение) или о недостоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и (или) об их несоответствии классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых (отрицательное заключение).
7. Постановка прогнозных ресурсов полезных ископаемых на государственный учет в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых осуществляется на основании положительного заключения апробации, подлежащего включению в реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах единого фонда геологической информации о недрах. Отрицательное заключение апробации подлежит включению в указанный реестр без учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых.»;
22) часть 2 статьи 29 дополнить словами «, характеризующие количество и качество прогнозных ресурсов полезных ископаемых в них»;
23) абзац 5 части 3 статьи 34 признать утратившим силу;
24) статью 35 изложить в следующей редакции:
«Статья 35. Государственное геологическое изучение недр
1. В Республике Саха (Якутия) осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входят:
1) геологическое картирование территории Республики Саха (Якутия);
2) поиск и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами;
3) государственный мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов;
4) сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы;
5) другие виды геологического изучения недр.
2. Государственное геологическое изучение недр (включая региональное геологическое изучение недр, создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, научно-техническое обеспечение геолого-разведочных работ, тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр, сбор, обработку, хранение, использование и предоставление в пользование геологической информации о недрах, государственный мониторинг состояния недр) осуществляется государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов, на основании государственного задания.
3. По результатам регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, и разведки полезных ископаемых содержащиеся в недрах полезные ископаемые классифицируются как прогнозные ресурсы полезных ископаемых или запасы полезных ископаемых в зависимости от степени изученности в соответствии с классификациями запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, предусмотренными пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».»;
25) статью 39 изложить в следующей редакции:
«Статья 39. Регулярные платежи за пользование недрами
1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставленное пользователю недр право пользования недрами для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых (за исключением осуществления государственного геологического изучения недр), для разведки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации хранилищ углеводородного сырья.
2. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ при пользовании недрами в соответствии с утвержденными техническими проектами строительства и эксплуатации подземных сооружений и проектной документацией на осуществление геологического изучения недр, включая поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых, которые предусмотрены настоящим Законом.
3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами устанавливаются в зависимости от климатических и ландшафтно-географических условий, размеров участков недр, видов полезных ископаемых, продолжительности пользования недрами, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок установления размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
4. Регулярные платежи за пользование недрами устанавливаются в соответствии с видами пользования недрами и взимаются:
1) по ставкам, установленным за предоставленное пользователю недр право пользования недрами для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, за площадь участка недр, за исключением площади горного отвода в уточненных границах, указанных в документах, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводном акте и графических приложениях), площади участка недр, за которую в установленном порядке осуществляется уплата регулярных платежей за пользование недрами по ставкам, установленным за предоставленное пользователю недр право пользования недрами для разведки месторождений полезных ископаемых, и площади участка недр, в границах которой в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, предусмотренным настоящим Законом, осуществляется добыча полезных ископаемых, – за один квадратный километр площади участка недр в год;
2) по ставкам, установленным за предоставленное пользователю недр право пользования недрами для разведки месторождений полезных ископаемых, за площадь участка недр, на которой осуществляется разведка месторождений полезных ископаемых, за исключением площади горного отвода в уточненных границах, указанных в документах, удостоверяющих уточненные границы горных отводов (горноотводном акте и графических приложениях), и площади участка недр, в границах которой в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, предусмотренным настоящим Законом, осуществляется добыча полезных ископаемых, – за один квадратный километр площади участка недр в год;
3) по ставкам, установленным за предоставленное пользователю недр право пользования недрами для строительства и эксплуатации хранилищ углеводородного сырья, – за одну тонну хранимых нефти и газового конденсата и за 1000 кубических метров хранимых природного газа и гелия.
5. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами местного значения устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в пределах, установленных статьей 43 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».»;
26) в статье 39.1:
а) дополнить новой частью 2 следующего содержания:
«2. Минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается в соответствии с частями 3–7 статьи 40 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».»;
б) часть 2 считать частью 3 и изложить ее в следующей редакции:
«3. Уплата разового платежа за пользование недрами производится в порядке, установленном частью 9 статьи 40, частью 15 статьи 131 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» или лицензией на пользование недрами.
Окончательный размер разового платежа за пользование недрами устанавливается по результатам аукциона или в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Закона. Разовый платеж за пользование недрами на участке недр, который предоставляется в пользование без проведения аукциона на право пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемого на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участка недр, устанавливается лицензией на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При изменении границ участка недр, предоставленного в пользование, а также при внесении в лицензию на пользование недрами изменений в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых или добычи полезных ископаемых из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, пользователем недр уплачивается разовый платеж за пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.»;
в) части 3 и 4 считать соответственно частями 4 и 5.
Статья 2
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Пункт 1, подпункт «б» пункта 3, пункт 4, подпункты «а» и «б» пункта 7, пункт 9, подпункт «б» пункта 11, подпункт «б» пункта 12, подпункт «б» пункта 18, подпункт «а» пункта 26 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Саха (Якутия)
А. НИКОЛАЕВ
г. Якутск

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
23 октября
  • -16°
  • Ощущается: -23°Влажность: 85% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: