Проблемы развития транспортной инфраструктуры Севера и Арктики от Северного морского пути до авиации рассмотрели на панельной дискуссии II Международного Северного форума. Глава республики Айсен Николаев выступил на мероприятии спикером и с самого начала задал вектор всему общению.
Отрадно, что в дискуссии приняли участие эксперты из самых разных уголков мира, дав при этом свои экспертные заключения по разным аспектам развития транспортной инфраструктуры, экологической, социальной, экономической и геополитической.
В вступительном слове Ил Дархан рассказал о том, какой путь в развитии северной и арктической территории Якутии выбран на сегодняшний день.
Огромная территория – счастье и проблема республики
Говоря об уникальном потенциале республики, Айсен Николаев напомнил, что здесь пролегает кратчайший путь из стран Азиатского-Тихоокеанского региона к Северному морскому пути, в воздушном пространстве над Якутией проходят кроссполярные авиалинии, соединяющие континенты.
Тем не менее за многие годы здесь накопилось немало транспортных проблем, которые напрямую отражаются на качестве жизни якутян.
– Как и все северные территории мира, арктическую зону Якутии отличает крайняя низкая плотность населения. Всего лишь 68 тысяч человек живет на гигантской территории в миллион 600 тысяч квадратных километров.
Населённые пункты одного муниципального района могут находиться на расстоянии в сотни, а иногда и тысячи километров, не связанные между собой устойчивым транспортным сообщением. До большинства районных центров Арктики из столицы республики можно добраться только самолётом или автозимником в самое холодное время года.
Доля транспортных издержек для любых видов продукции у нас доходит до 70-80 процентов общей стоимости продукта. Такая ситуация в той или иной степени характерна для большинства приполярных и северных территорий мира.
Перед нами стоит общая задача переломить сложившуюся многими веками проблему низкой транспортной связанности, чтобы выйти на новый уровень развития Арктики. Я думаю, что поиск лучших решений на основе обмена опытом и реализации совместных проектов – залог успеха в решении проблем пространственного развития циркумполярных территорий мира, – сказал глава республики.
Пути преодоления инфраструктурного дефицита
Айсен Николаев поделился с участниками форума теми достижениями, с которыми республика встречает новое десятилетие. В этом году у нас принята Стратегия развития арктической зоны республики до 2035 года. По словам лидера региона, главный приоритет при этом – создание устойчивого транспортного каркаса якутской Арктики, встроенного в единую транспортную систему России.
– В числе задач – опережающее развитие речного и морского комплекса, включая модернизацию арктический портов в зоне притяжения Северного морского пути. У нас сегодня в рамках нацпроекта РФ по развитию транспорта вблизи Якутска строится высокотехнологичная Жатайская судоверфь мощностью до 10 речных судов.
Безальтернативным в Арктике является воздушный транспорт. Без авиации невозможно сегодня сохранить жизнедеятельность человека на Севере. При поддержке федерального правительства у нас есть сдвиги в решении проблем северной авиации, которая без преувеличения является транспортом жизни. В республике идет масштабная реконструкция аэропортов, прорабатываются проекты по скорейшему обновлению воздушного парка.
Для повышения мобильности жителей северных территорий мы также прорабатываем вопросы развития частной малой авиации, развития частной малой авиации, развития самоходной техники, адаптированных к арктическим условиям, – отметил Ил Дархан.
Мост как связующая артерия
На этой неделе стало известно, что строительство моста через реку Лена у Якутска вошло в нацпрограмму развития Дальнего Востока. Во время своего выступления Айсен Сергеевич остановился и на этом вопросе.
– Ключевым проектом для снятия инфраструктурных ограничений, роста экономики, качества жизни на всем Северо-Востоке континента является строительства Ленского моста в районе города Якутск. Мы все очень рады, что в национальную программу развития Дальнего Востока, которая утверждена правительством РФ и подписана председателем правительства Михаилом Мишустиным, строительство Ленского моста вошла как одна из задач.
Этот мост через одну из величайших рек планеты соединит колоссальные пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, а это более четверти всей территории России. Мост обеспечит круглогодичный доступ к месторождениям мирового масштаба, с повышением транспортной доступности в республике с 20 до 80 процентов, кратное сокращение логистических издержек.
Таким образом, территория республики становится одним из плацдармов развития транспортной системы Востока Евразии, создания северного широтного хода страны, – сказал глава.
Подытоживая рассказ о новых подходах в решении проблем инфраструктурного дефицита и транспортной доступности, Айсен Николаев подчеркнул, что самое главное при проведении этой большой работы – эффект должны почувствовать все жители Арктики. Основная цель – повышение качества жизни, улучшение среды проживания, а также рост доходов от традиционной отрасли.
Инновации и современные технологии в Арктике
Не обошёл в своем выступлении спикер вопросы телекоммуникационной инфраструктуры и экологического благополучия региона. Так, он отметил, что республиканскими партнёрами уже осуществляется проект строительства оптоволоконных линий связи в арктической зоне Якутии.
– Уверен, что Арктика должна стать местом разработки, испытаний и внедрения инноваций и самых современных технологий в транспорте. Именно здесь происходят наиболее динамичные изменения, продиктованные такими всеобщими процессами, как изменение климата, глобализации. Именно эти процессы всё в большей степени влияют на самочувствие всей планеты.
Сегодня транспорт потребляет 30 процентов мировой энергетики, вырабатывает четверть всего углекислого газа и значительную часть вредных выбросов. Поэтому сейчас для применения в Арктике востребованы разработки новых видов транспорта, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. Востребованы разработки также разных видов техники с беспилотным управлением для работы в труднодоступных местах, далеких от человеческого присутствия, – считает Ил Дархан.
Все эти вопросы не самой отдаленной перспективы, подчеркнул Айсен Николаев, потому что уже сейчас потребность в таких видах техники, транспорта очевидна и высока.
***
Пленарное заседание показало, что все, кто сопричастен к решению накопившихся вопросов и проблем в арктической зоне, мыслят в одном направлении, трепетно относятся к Арктике и заинтересованы в её гармоничном развитии.
Предложения, выработанные участниками заседания, будут включены в итоговую резолюцию II Международного Северного форума по устойчивому развитию для дальнейшей работы, которая будет направлена в адрес членов международной организации «Северный Форум».
This post was published on 04.10.2020 14:21