Юрий Макаров: «Без кризисов не бывает творчества»

Юрий Макаров: «Без кризисов не бывает творчества»

Интервью с директором и худруком Нюрбинского театра
10:09
13 декабря 2020
Читайте нас

В этом году премия Алампа была вручена директору и художественному руководителю Нюрбинского государственного передвижного драматического театра Юрию Макарову.

В свой театр он пришёл сначала актёром, через два года, в 1989-м, был назначен режиссёром, ещё через два года – главным режиссёром, а в 1992 году его признали открытием фестиваля национальных театров в Абакане.

Потом пошло по нарастающей – участие в международных фестивалях на Украине, в Польше, Франции – и коммерческие гастроли на родине Мольера.

А чем сейчас живут Нюрбинский театр и его режиссёр?

Онлайн-премьеры к юбилею

– В этом году у нас юбилей – 80 лет II Нюрбинскому государственному колхозному театру, из которого мы выросли. Должны были в сентябре отметить, но пандемия помешала. А так мы открыли свой 55-й сезон.

– Чем порадовали зрителей?

– 7 ноября к 75-летию Варвары Потаповой мы представили на инстаграм-странице нашего театра онлайн-композицию по её поэзии под названием «Я – не цветок», поставленную режиссёром Маргаритой Васильевой. В день Олонхо на ютуб-канале показали отрывок из олонхо Семёна Алексеева-Уус Уола Уустарабыс «Джэбирэлджин Бэргэн» в исполнении одного из лучших в республике запевал осуохая Прокопия Фёдорова, а Маргарита Васильева и артист Нюргун Михайлов помогли ему «собрать» всё воедино.

И вот совсем недавняя премьера – 5 декабря опять же на ютуб-канале прошла онлайн-премьера моноспектакля «Мария – солдат Победы». За основу авторы пьесы Софья Баранова и Ангелла Попова взяли судьбу Марии Афанасьевны Слепцовой, уроженки Намского района, которая в качестве повара ремонтно-восстановительной бригады дошла до Берлина, где расписалась на рейхстаге. Главную роль сыграла землячка Марии Афанасьевны, молодая артистка Анисья Колесова, а режиссёр – мой сын Алгыс Макаров.


Вообще, у нас работают целыми семьями – Никитины, Конощуки, Михайловы-первые и Михайловы-вторые.

Внучка народной артистки РС(Я) Валентины Николаевой учится сейчас в Щепкинском училище.

А так большая часть нашего театра – молодёжь, и не только артисты, но и художники, и техперсонал. Выпускники АГИКИ, Республиканского колледжа культуры и искусств, ребята из разных улусов, как повелось издавна.

«Репертуар у нас разнообразный»

– До пандемии два-три раза в год обязательно ездили на гастроли по улусам, в близлежащие наслеги выезжали, конечно, и чаще.

По плану у нас должно быть пять-шесть премьер в год, в этом году, конечно, все планы нарушены, но в последнем квартале мы, как видите, ускорились.

19 декабря состоится премьера моего нового спектакля «Рассказ заблудившегося мальчика», посвященного 125-летию Николая Денисовича Неустроева.

Ну и новогоднюю программу готовим.

В дальнейших планах – две постановки: спектакль к 125-летию Максима Кировича Аммосова и «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера.

– Ой! Нужно время, чтобы эту новость «переварить». Подробности будут? Я про вторую постановку.

– Пока нет. Рано. Но репертуар у нас разнообразный. Наряду с якутской и русской классикой ставим зарубежную и современную драматургию: «Марба» Кюндэ, «Мальчик и озеро» Ойунского, «Что случилось в зоопарке» Эдварда Олби, «Рисунок моего ребёнка» Виктории и Алексея Макаровых, «Ворота Расёмон» по произведениям Рюноскэ Акутагавы и Николая Неустроева, «Палата N6» Чехова, «Хлопок одной ладони» Семёна Ермолаева-Сиэн Екера и Виктора Франкла, «Соната призраков» Августа Стриндберга. Все они – о человеке и времени, в котором он живёт, о наших попытках заглянуть за горизонт.

А для самых маленьких зрителей – сказки: «Петушок-хвастунишка», «Новые друзья Дим Димыча», «Про Машу и Медведя». Эту публику ни в коем случае нельзя упускать из виду. В конце концов, я и сам с выбором профессии определился ещё в школе.

Сказки для младших

– Юрий Алексеевич, расскажите! С самого начала хотела спросить, как вы пришли в Нюрбинский театр и вообще – в театр?

– Родители мои – непременные участники художественной самодеятельности. Мама пела, отец участвовал в сценках, читал стихи. И сами от этого радость получали, и людям ее дарили, хотя жизнь у них была не из лёгких.

Мой отец, Алексей Алексеевич, сызмала хлебнул, что называется, сполна: мало того, что детство пришлось на военные годы, так он ещё оказался в числе переселенных на Север чурапчинцев. Но ему повезло – не умер от голода и холода, вернулся на родину, стал механизатором.

А мама, Ульяна Дмитриевна, работала поваром в Хатылынской участковой больнице.

Я появился на свет, когда ей было 17 лет, а всего она родила 13 детей, но трое умерли во младенчестве. Так что росли мы вдесятером – восемь мальчишек и две девочки. Я – старший, отвечал за всех. Хорошо помню: когда братья начинали шалить, я рассаживал их вокруг себя и начинал читать им вслух якутские сказки. Сразу притихали!

– Вот, значит, с каких пор вы стали руководить коллективами.

– Кроме шуток – в школе был сначала председателем совета дружины, потом – секретарем комитета комсомола.

– А в свободное от общественной работы время чем занимались? И было ли у вас вообще свободное время?

– Книги любил, читал всё, что в руки попадёт. И спортом увлекался, как любой сельский парень в то время. А ещё у нас был драмкружок, и в седьмом классе я поставил там «Дубровского». Ещё и Троекурова сыграл. С этой постановкой наша школа впервые приняла участие в районном смотре. Думаю, что желание стать артистом тогда и появилось.

«Пробравшись через пожарный люк»

– В 1980-м, получив аттестат, я узнал о наборе в Щепкинское училище и поехал в Якутск с чемоданчиком в клеточку – поступать.

Пройдя два тура, полетели в Москву, где сдали последний экзамен.


Поступило нас 25 человек. Лена Сергеева-Румянцева, Лиза Потапова, Надежда Ушницкая, Дмитрий Михайлов сейчас в Саха театре, а Никита Аржаков, Геннадий Багынанов и Петр Скрябин стали режиссерами. Ещё один из моих однокурсников, Владимир Адамов, долгие годы был директором Нюрбинского театра.

– А чем запомнились студенческие годы?

– Спектаклями. Я старался не пропускать премьер, особенно Марка Захарова, Юрия Любимова. Один из спектаклей на Таганке смотрел, пробравшись через пожарный люк.

– Летали, наверное, как на крыльях. Или творческие кризисы тоже бывали?

– Без кризисов не бывает творчества.

На третьем курсе я бросил учебу. Домой, в Хатылы, возвращаться не стал, нашел пристанище в Майе, устроился в клуб кочегаром. Год проработал там. В тот же год поставил в Майинском народном театре спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын».

А потом из Москвы приехали мой учитель Дмитрий Георгиевич Козунов и однокурсник Вася Слепцов и уговорили вернуться. Благодаря им и закончил учёбу – без троек, кстати.

В дипломном нашем спектакле я отвечал за освещение, но в душе уже знал, что стану режиссёром.

«Общими усилиями»

– С 1987 года здесь, в Нюрбе.

В газетной статье всего, понятно, не расскажешь, но главное событие у нас впереди – в конце следующего года мы должны справить новоселье. Всё это время у театра не было собственного здания.

В 2002 году на открытии фестиваля «Сата» мы положили на месте строительства будущего здания театра камень сата, провели обряд, а в этом году, открывая фестиваль, хранительница нашего театра, как мы её называем, народная артистка республики Валентина Николаева вспомнила об этом.

– Да, успели вы его провести! Потом-то сразу все закрылось. Как тут не поверить в силу талисмана фестиваля – магического камня!

– Создавал я его с помощью своих друзей по Щепкинскому училищу: Андрея Стручкова, Геннадия Багынанова, Василия Слепцова, Петра Скрябина, Владимира Адамова – нашего тогдашнего директора. И конечно, никакого фестиваля бы не было, если бы не поддержка Татьяны Дмитриевой и Зинаиды Михайловой из Союза театральных деятелей РС(Я), журналиста Анастасии Амбросьевой, драматурга Семёна Ермолаева. А первым директором Республиканского театрального фестиваля «Сата» была Надежда Павлова.

Общими усилиями в марте 1993 года мы открыли свой фестиваль, целью которого было развитие национальных театра и кино, поиски нового в искусстве и объединение творческой молодёжи.

Уже 11 фестивалей прошло, а цель по-прежнему неизменна. Мы работаем на это и будем работать дальше.

«Встречайте аплодисментами»

– То, что у театра наконец-то появится собственное современное здание, будет способствовать этому.

Кстати, открытие нынешнего, XI, фестиваля «Сата» мы, предвосхищая это событие, провели на месте его будущего фундамента.


– Зарядили на будущее.

– Участвовали в этом театральные критики из Москвы Антон Хитров и Елена Смородинова, артисты Саха театра, ТЮЗа, Театра коренных малочисленных народов Севера, Нерюнгринского театра кукол, Мирнинского театра и жители Нюрбы.

– Да, когда ещё доведётся встретиться таким составом!

– Ждём республиканского фестиваля «Желанный берег», надеемся, что он состоится в положенное время. Должны были в сентябре принять участие в фестивале дальневосточных театров в Хабаровске, но его перенесли на «после пандемии».

Хотя и во время неё работа, как я уже говорил, не останавливалась совсем.

Мы готовили премьеры, проводили читки на платформе Zoom, участвовали в различных акциях, семинарах – где онлайн, а где и вживую: я, например, в марте этого года побывал на круглом столе театров малых городов в рамках всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска».

Ещё одно наше достижение – артистка Сардаана Михайлова за роль в «Палате N6» получила на фестивале «Сата» приз «За лучшую женскую роль второго плана».

Заслуженная артистка РС(Я) Майя Слепцова со сказками и рассказами на якутском языке приумножила количество своих подписчиков на ютуб-канале «Эбээ Маайа» – их у неё уже более трёх тысяч.

Заслуженная артистка РС(Я) Александра Кривогорницына ведёт на Нюрбинском радио передачу «Встречайте аплодисментами». То есть связь со зрителями мы держим постоянно. А как иначе? Театр без зрителя – не театр.

А в завершение хочу всех поздравить с наступающим Новым годом. Здоровья всем и счастья. До новых встреч!

Фото предоставлено героем материала.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
20 апреля
  • Ощущается: 7°Влажность: 40% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: