Юбилейная декада «Желанные берега Андрея Борисова» открылась выставкой Геннадия Сотникова
Хоть юбилейная декада «Желанные берега Андрея Борисова» начнется 27 ноября, Национальный художественный музей уже представил выставку «Геннадий Сотников. Сценография. Графика. Живопись».
«Наш театр состоялся благодаря Сотникову, да и культура республики, наверное, тоже», – сказал на открытии Андрей Борисов. Друг, соратник, брат.
А сам художник говорил: «Я за русской культурой приезжаю в Саха театр».
Сотникова Борисову «сосватали», когда он приступал к работе над своим дипломным спектаклем, ещё не зная, что «Желанный берег» откроет целую эпоху – и сам станет эпохой.
Не ведая, кто такой Сотников, он отметил про себя: «Фамилия по-якутски звучит». А вскоре перед ним предстал и ее обладатель – с торчащей из-под мышки «Роман-газетой», где была опубликована повесть Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Предстал со словами: «Как это ставить? Это ж балет».
Но в скором времени уже летел в Якутск для работы над «балетом».
Здесь ждали столичного денди, а приехала полная противоположность: кого-то поразили разномастные шнурки на его ботинках, кого-то – видавшая виды шапчонка, одно ухо которой торчало кверху. А под этой несуразной ушанкой поблескивали очки, не скрывавшие умного и наблюдательного взгляда.
В деревянной общаге, где жили одним колхозом молодые артисты Якутского драмтеатра, ночи напролет обсуждали и спорили, рождая общее дитя. Консервные банки-пепельницы уже не вмещали окурки, а стелющийся по комнате дым был ничем не хуже Великого Тумана, опустившегося на затихшее после шторма море.
Днём же братья-создатели (демиурги!), снедаемые идеей «оживления» своей лодки, совершали вылазки на детские площадки, обследуя качели и даже – к вящему удивлению случайных свидетелей – качаясь на них. Все было не то.
Но методом проб и ошибок пришла идея о канатной «системе», и свидетельством тому – соответствующий эскиз Сотникова с лаконичной надписью «повесить!»
…На самом взлете их общего спектакля, во время гастролей в Грузии (где народная артистка СССР Верико Анджапаридзе сказала: «Это самый высокий спектакль из тех, что я видела») один из тросов не выдержал веса взмывшей ввысь лодки… На помощь кинулись все, кто оказался рядом – работники грузинского театра, якутские артисты и русский художник. Все вместе и удержали. Зрители не заметили ничего.
В последний его приезд на 25-летие «Желанного берега» эта лодка, взяв «разбег», внезапно «приземлилась» на сцену, словно ткнувшись носом в песок. И замерли сердца… К чему бы это? А то был знак беды.
«Собраться бы ещё у Натальиной кастрюли», – поделился он как-то своей мечтой с Ефимом Степановым (мужем той самой Натальи), сыгравшим сначала Кириска, потом – Органа. Не сбылось.
Но идут в его родном театре их с Андреем спектакли, а значит, он продолжает в них жить. И в своих работах – сценографии, графике, живописи.
Выставка продлится до 15 января в зале «Графика Якутии» на 2-м этаже основного здания НХМ (Кирова, 9). Вход через внутренний двор.
Фото предоставлено НХМ РС(Я).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: