Ымыяхтахцы — забытая империя

Ымыяхтахцы — забытая империя

10:52
07 сентября 2025
Скелет воина с пластинчатыми латами, найденный в Чурапчинском улусе. Фото из соцсетей
Читайте нас

В истории Якутии были страницы, когда экспансия и культурная гегемония на её пространствах были связаны не с пришлым населением, а с местным, аборигенным. Один из таких периодов связан с с носителями Ымыяхтахской культуры.

Озеро Ымыяхтах 

Ымыяхтахская культура была выделена Алексеем Павловичем Окладниковым в 1942 году, когда он обнаружил стоянку древних людей у озера Ымыяхтах, на правом берегу реки Лены в 60 км от Якутска. Центром её распространения была Якутия, отдельные стоянки обнаружены на Таймыре. Она охватывала обширные зоны тайги, лесотундры и тундры в Средней и Восточной Сибири. Время существования собственно ымыяхтахский культуры —  2960-1185 лет до нашей эры, а так называемой, пережиточно-ымыяхтахской культуры — 955 г. до н. э. — 335 г. н. э.

Ымыяхтахская культура относилась к позднему неолиту, хотя на позднем этапе её носители спорадически (изредка) употребляли бронзовые изделия. Первые металлические изделия обнаружены в материалах Бугачанского, Иччиляхского и Покровского погребений.

Потомки ранних ымыяхтахцев на Нижней Индигирке и на Таймыре в конце II тыс. до н. э. — первой половине I тыс. н. э. освоили металлургию бронзы, что послужило основанием для отнесения ымыяхтахской культуры к кругу культур бронзового века. Сырьем для производства бронзы, вероятно, служили таймырские месторождения безникелистой меди и индигирские месторождения олова.

Воин из Чурапчи
Погребение представителя ымыяхтахский культуры в местности Кердюген Чурапчинского района свидетельствует о выделении в составе ымыяхтахских общин профессиональных воинов. Заживленные переломы костей рук, ног, компрессионные переломы плечевых, локтевых суставов свидетельствуют об экстремальном образе жизни погребенного мужчины, выходящем за рамки ведения традиционного охотничьего хозяйства. Мужчина был укрыт щитом размером почти в рост человека, состоящим из более 100 костяных прямоугольных пластин. Пластины на щите располагались горизонтально двумя рядами. В ногах погребенного был уложен доспех из более 50 длинных роговых пластин с отверстиями для крепления. Усиленный костяными пластинами щит и наборный панцирь из роговых пластин свидетельствуют о значительном развитии военного дела ымыяхтахцев.

Изготовление технологически сложного воинского снаряжения означает, что поздненеолитические воины-охотники уделяли много времени подготовке к военным действиям, которые очевидно переросли из эпизодических столкновений в систематические. О частоте военных столкновений в ымыяхтахском обществе свидетельствуют застрявшие в костях наконечники стрел из Чочур-Муранского и Диринг-Юряхского могильников, костяные панцирные пластины на стоянках Бурулгино (р. Индигирка) и Улахан-Сегеленнях.

Генетический компонент якутских популяций позднего неолита — бронзового века, обозначаемый Yakutia_LNBA, принадлежащих к Ымыяхтахской культуре, стал исходным в распространении носителей уральских языков. Американский генетик, занимающийся популяционной генетикой Дэвид Райх, сотрудник кафедры эволюционной биологии человека Гарвардского университета Тянь Чэнь Цзэн и доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета Алексей Алексеевич Тишкин установили, что присутствие гена Yakutia_LNBA в различных популяциях Евразии позволяет предположить, что носители этой генетической сигнатуры мигрировали из Якутии и распространили свои гены и языки по всему континенту.

Гаплогруппа Y-хромосомы N, часто встречающаяся у носителей уральских языков связана с генетическим компонентом Yakutia_LNBA. Ученые проанализировали ДНК 16 человек, относящихся к носителям Сейминско-турбинской культуры, и обнаружили у них сочетания генов от Yakutia_LNBA, индо-иранских кочевников и древних евразийских охотников.

Феномен движения
Около 4000 лет назад носители генетического компонента Yakutia_LNBA начали миграцию на запад — через бассейн Лены на Алтай и в Западную Сибирь. Они приняли участие в формировании Сейминско-турбинского феномена, который характеризовался распространением специфических бронзовых изделий в лесной и лесостепной полосах Евразии в период 2150-1600 годов до н.э.

Феномен получил название от двух наиболее известных памятников — Сейминского могильника в низовьях Оки и могильника у села Турбино под Пермью. Следы обитания и передвижения сейминско-турбинского населения обнаружены на тысячекилометровых пространствах Евразии.

В истории народов бронзового века северной половины Евразии нельзя найти другой культурный феномен, способный сравниться по яркости и характеру своего проявления с сейминско-турбинским. Степень его воздействия на историю народов северной Евразии была чрезвычайной. С ним были связаны кардинальные инновации в сфере металлургического и металлообрабатывающего производства на обширнейших территориях. Любопытно, что многие ведущие типы кремниевого инвентаря сейминско-турбинских памятников совместимы с каменными орудиями южно- и восточносибирских культур эпохи неолита и бронзы (Исаково, Серово, Китой, Глазково).

Пластинчатые латы из некрополя Ростовка под Омском, относящегося к Сейминско-турбинскому феномену, весьма сходны с оборонительными доспехами из могил глазковской культуры захоронения Усть-Илге на Лене и у деревни Перевозной на Енисее, которые А. П. Окладников считал образцами древнейших костяных лат в Северной Евразии.

Сейминско-турбинский феномен является транскультурным — его памятники разбросаны по громадной территории, занятой множеством культур с которыми сейминско-турбинские группы входили в контакты. Результаты исследований говорят о чрезвычайно высокой подвижности и динамичности носителей сейминско-турбинского феномена.

Cтремительность их продвижения из Южной Сибири в Восточную Европу обуславливалась явным превосходством их оружия. Формировался феномен в районе Алтая, где произошёл контакт степняков-коневодов и металлургов, с которыми ассоциируются наиболее яркие и характерные черты, выделяющие сейминско-турбинский компонент среди прочих евразийских общностей, и таежных охотников и рыболовов, умевших изготовлять прекрасный каменный и костяной инвентарь. Этими охотниками и рыболовами, отличавшимися высокой подвижностью и развитым военным искусством, и были ымыяхтахцы.

Таким образом, ымыяхтахцы с территорий Якутии оказались связаны с возникновением групп, относящихся к уральской языковой семье. Отдельные черты восточносибирской Ымыяхтахской культуры  поразительно быстро распространились до Скандинавии. То есть они словно катком пронеслись по северной Евразии, а может и оставили в Якутии некий автохтонный субстрат. Не зря же в олонхо и былях остались сведения о «кыргыс уйэтэ» — веке войн.

Оружие ымыяхтахцев. Фото из соцсетей.
+1
9
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
7 сентября
  • 19°
  • Ощущается: 18°Влажность: 39% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: