Явление мирового масштаба: первый железоплавильный завод на вечной мерзлоте

Явление мирового масштаба: первый железоплавильный завод на вечной мерзлоте

10:00
05 ноября 2024
Эскиз Тамгинского завода, выполненный в 1737 г. подъячим Федором Сургуцким.
Читайте нас

Сегодня данный исторический факт вызывает большое удивление: в 1735 – 1756 годах недалеко от села Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса на берегу речки Тамга (ныне – Тамма) действовал Тамгинский железоплавильный завод. По существу, это было первое в мире металлургическое предприятие на вечной мерзлоте.

Якутск – главная база экспедиции

С какой же целью в далекой сельской глубинке Якутии был построен завод? Известный якутский ученый, кандидат исторических наук Петр Софронеев в своих трудах отмечает, что первые сведения о Тамгинском железоделательном заводе встречаются в официальных документах 30-х годов XVIII столетия. Согласно этим данным, завод был основан по указу правительственного Сената и государственной Берг-коллегии. Его создание было напрямую связано с организацией Второй Камчатской экспедиции (1733–1743). По словам ученого, Якутск тогда являлся главной базой экспедиции для исследования северо-восточной части Сибири и обеспечения связей с Америкой. Доставка в Якутск из Тобольска необходимых для Второй Камчатской экспедиции железных изделий (а корабль того времени содержал от 5 до 90 тонн железа в виде якорей, цепей, гвоздей, скреп, пушек и ядер) была сопряжена с большими трудностями и обходилась очень дорого. Поэтому выгоднее было построить небольшой завод в самой Якутии, богатство которой полезными ископаемыми, в том числе и железной рудой, было давно известно русскому правительству.

Решение о строительстве особого завода для промышленного обеспечения Второй Камчатской экспедиции было принято Сенатом 2 мая 1732 года как составная часть указа об организации экспедиции под руководством капитана-командора Витуса Беринга. Возведение завода предполагалось в одном из двух районов разведанных залежей железной руды, где местные жители в частном порядке уже освоили рудоплавный промысел – либо на реке Ангаре, либо в окрестностях Якутска.

По настоянию командора Беринга

Организация и техническое обеспечение строительства возлагались на руководителя горнозаводской администрации в Екатеринбурге Вилима Геннина. Научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Николай Корепанов, собравший сведения и документы о заводе из госархива Свердловской области (сборник «Тамгинский завод и Камчатская экспедиция», 1999 г.), отмечает, что при выборе места будущего строительства Геннин, не колеблясь, отдал предпочтение Ангаре. Относительная заселенность, более мягкий климат в сравнении с Якутском, а значит и отсутствие проблем с рабочей силой и продовольствием, близость к горнопромышленной базе в Забайкалье, Нерчинскому заводу – все это перевешивало чашу весов в пользу Ангары.

И работы по закладке завода уже начались, но в ноябре в Екатеринбург прибывает Беринг, и во время переговоров с Генниным командор Второй Камчатской экспедиции все же настоял, чтобы строительство железоплавильного завода было перенесено в Якутск, т.е. ближе к Тихому океану. К тому же было решено обойтись без домны, применять только «ручные», малые сыродутные печки.

По мнению Корепанова, Витус Беринг рассматривал ситуацию с точки зрения геополитики, таким образом определяющей стала близость Якутска к Тихому океану. У командора были далеко идущие планы: в будущем он намеревался «со всею командою идти из Якутска на Камчатку и в Охотск и тамо завод строить и железа приуготавливать». Металлургический завод на берегу Тихого океана мог оказаться реальностью, но помешали обстоятельства…

Поиски места под завод   

В мае 1735 года были начаты поиски места под завод по ленским притокам. Искали речку, которая была бы удобна для возведения плотины. Нужна была значительная по размеру излучина русла, сглаживающая воздействие паводков, также учитывались уклон русла, близкое залегание глины, пригодной для возведения плотины, достаток леса для подготовки угля и многое другое. В результате поисков к началу июня плотинный мастер Петр Бронских при участии лейтенантов Второй Камчатской экспедиции Василия Прончищева и Вилима Вальтона выбрал местом строительства речку Тамгу в 30 км выше Якутска.

Вот что писали в своем донесении от 4 июня 1735 года Витусу Берингу о предпочтительности строительства завода на речке Тамге заводской управитель Прокофей Столов и выпускник Московской инженерной академии, молодой московский дворянин Александр Соловьев: «Ныне с отправленными г-дами морского флота лейтенантами усмотрено строить малый завод вверх по Лене-реке от Якутска против Кангаласского камени на речке Тамге лучше и удобнее Солы-речки, как и плотинный мастер Бронских сказкою обязался, что на той речке Тамге построить малый завод поколотушный почвенный, а не наливной, за низостию берегов, и в действо пустить можно. И хотя оная речка Сола была к строению завода и угодна, но однако ж и по сказкам здешних обывателей в засушливые лета вся высыхает. Да и перевоз припасам будет двойной, и за то происходит плата излишняя, и тако на железо цена положится излишняя. А на оной речке Тамге способнее, для того что рудники имеются выше по Лене-реке, и сплавить руду вниз к тому заводу и с заводу кованое железо ставить в Якутск водою ж – без большого убытка. К тому же и то способ к заводу, что около того места не в дальнем расстоянии якутов-иноземцев имеется довольно, которые иногда охотою с коньми и на быках из платы работать могут».

Фрагмент плана Якутского уезда. Выполнен А.П. Метеневым в 1748 г.

В рекордно короткие сроки!

Таким образом, 14 июня на берегу речки Тамги началось строительство металлургического завода, которое было осуществлено силами направленных Берингом иркутских ссыльных и членов команды Второй Камчатской экспедиции. Удивляет то, что Тамгинский завод был воздвигнут в рекордно короткие сроки – за три с лишним месяца! 23 сентября 1735 года он уже был запущен в работу.

Вначале железную руду для якутского завода добывали на Буотаме, но из-за дальности доставки до Лены добычу там прекратили. Затем ее стали возить с Ленских Столбов – разведанного Столбовского рудника. За день 8-10 рабочих добывали 400-500 пудов железной руды (1 пуд – это 16, 3805 кг). Ее обжигали на месте: собирали в ящики, на них клали бревна и поджигали снизу. Обожженной рудой наполняли кожаные мешки, а затем на плотах она сплавлялась до Тамгинского завода, который находился в 130 км ниже по течению.

По описанию Петра Софронеева в книге «Якуты в первой половине XVIII века» (1972 г.), завод имел большой молот с водяным приводом, плавильные печи с ручными мехами, за исключением одного, приводившегося в движение силой воды. Завод размещался в трех помещениях: в одном из них ковали, в двух других – плавили железо. В каждом плавильном помещении имелось от 12 до 15 печей, по три у каждой стены. Руда дробилась и засыпалась, чередуясь с углем. Слитки весили 1-2 пуда. В кузнице они очищались и отковывались в сортовое железо с помощью большого молота с водяным приводом.

Печать Тамгинского железоплавильного завода, 1752 г. Фото: Википедия.

Удивляет то, что обслуживающий персонал первого в мировой истории металлургического завода, построенного на вечной мерзлоте в XVIII веке, был довольно значительным: здесь работали более 10 плавильщиков, меховой мастер, двое молотовых, плотинный и угольный мастера, кузнецов было от 15 до 24 человек, а наемных рабочих и того больше – от 100 до 200 и более. Есть сведения, что среди кузнецов были и якутские мастера, которых собирали со всех близлежащих наслегов.

Своего расцвета Тамгинский завод достиг под руководством опытного горного офицера, коломенского дворянина Афанасия Метенева, который стал управляющим в 1738 году. При нем завод превратился в стабильное предприятие, обеспечившее Вторую Камчатскую экспедицию металлопродукцией на 4-5 лет вперед.

Рентабельное производство

Какую же продукцию выпускал Тамгинский железоделательный завод? Во-первых, он производил всю необходимую корабельную оснастку, вплоть до якорей, для морских судов Второй Камчатской экспедиции, во-вторых, здесь изготовлялись и предметы бытового назначения для нужд местного населения – инструменты, гвозди и др. Завод взял на себя обязательство выдавать ежегодно тысячу пудов железа на экспедицию и столько же на местные нужды. А реализовывал он продукцию через свои магазины, которые находились в Якутске, при Алданско-Туринской пристани и Верхоянском серебряном руднике.

Историки отмечают: за короткий период своего существования Тамгинский завод стал рентабельным. Он не только окупил себя, но и дал значительную прибыль, и это несмотря на то, что из-за морозов завод, как правило, простаивал семь месяцев – с октября по конец апреля. Так, в 1735—1743 годах якутский завод произвёл более 260 т кричного железа и более 140 т «дельного железа».

В 1742—1743 годах рядом с заводом было найдено небольшое месторождение серебра, выплавка которого также началась на этом предприятии. С окончанием Второй Камчатской экспедиции в 1745 году Берг-коллегия решила прекратить производство железа на Тамгинском заводе. В 1748 году завод пострадал от сильного половодья, а в 1753 году прекратилась и добыча серебра в его окрестностях. В 1754 году завод был восстановлен соликамским купцом Иваном Александровым, но в 1756 году он был окончательно закрыт, а мастера переведены в Нерчинск. Так завершилась деятельность первого промышленного завода на вечной мерзлоте.

Где точно стоял завод?

В августе 2002 года доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией рудных месторождений Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН Владимир Амузинский, ведущий геолог ГУП «Якутская поисково-съемочная экспедиция» Борис Подъячев и геолог этой же экспедиции Татьяна Бикбаева организовали экспедицию в Хаптагайский наслег Мегино-Кангаласского улуса, целью которой было отыскать точное местоположение Тамгинского железоплавильного завода и обозначить это место символическим памятником.

Было известно, что жители Хаптагая ранее находили следы его деятельности – окалину и куски железа, кирпичи от печей, обломки посуды, уголь, остатки жилищ. Ходили предания и о найденных в старину ножах, топорах и больших молотах. В народе эта местность получила названия Собуот Юрэгэ (заводская речка), Собуот Хартага (заводской перевал).

При детальном изучении русловой части и пойменной террасы речки Таммы (в прошлом – Тамга) геологами были сделаны находки, которые позволили считать, что местоположение Тамгинского завода установлено. Это произошло 25 августа 2002 года. Первым оказался бревенчатый частокол, наклоненный против течения реки.

Берег реки Таммы, где были обнаружены фрагменты бревенчатого частокола. Фото Б.П. Подъячева.

Вблизи этого бревенчатого сооружения геологи обнаружили кавернозные и ноздреватые обломки темно-бурого или буровато-черного шлака самых разных размеров. Также были найдены и другие предметы, свидетельствующие о металлургическом производстве – конусный горшок для пробной плавки руд, кованые предметы.

Находки геологов на месте расположения Тамгинского завода. 2002 г. Фото Б.П. Подъячева.

В честь этого исторического события на месте расположения бывшего Тамгинского железоплавильного завода был установлен памятный знак. А результаты своих исследований геологи опубликовали в статье «Как мы искали Тамгинский железный завод XVIII века», которая вышла в первом номере журнала «Наука и техника в Якутии» за 2003 год.

Для востока страны

Говоря об историческом значении Тамгинского завода, ученые сходятся во мнении  – это было явление мирового масштаба. Завод стал первым промышленным предприятием Российской империи, возведенным в одном из самых суровых ее районов – в Якутии, на вечной мерзлоте, вблизи от полюса холода, продукция которого предназначалась исключительно для восточной части великого государства. Это стало переломным моментом в промышленном освоении ранее необжитых территорий. Кроме этого, строительство завода, его производственная деятельность явились далеким прообразом системы казенной горной промышленности.

По мнению ученых, деятельность Тамгинского железоплавильного завода оказала большое влияние и на развитие якутского кузнечного производства. Якутские кузнецы ознакомились с лучшими и совершенно новыми для них предметами, изготовленными на заводе, а также переняли у заводских мастеров более совершенные методы выплавки и переработки железа.

Памятный знак на месте расположения бывшего Тамгинского железоплавильного завода. Фото: pvs-rgo.ru
+1
28
+1
0
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
11 декабря
  • -41°
  • Ощущается: -48°Влажность: 66% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: