Январское совещание учителей: курс на персонализацию

Январское совещание учителей: курс на персонализацию

Читайте нас

Качество жизни и будущее республики во многом зависят от уровня образования. Недаром образование – стратегическая отрасль, которой уделяется немало внимания властей. Условия дистанционного образования, персонализированный подход к каждому ребёнку, улучшение инфраструктуры и другие важные вопросы сферы образования обсудили во время традиционного Январского совещания работников образования республики.

                                                                                     Повысить профессиональное мастерство

Тема нынешнего совещания посвящена качеству образования, его методическим аспектам.

Министр образования республики Ирина Любимова подчеркнула, что в современных условиях компетентность педагогических работников является стратегическим государственным ресурсом, одним из ведущих факторов развития детей, молодёжи и общества. Ключевую роль в повышении их профессионального мастерства занимает развитие единой региональной информационно-методической среды и активное привлечение организационно-методического ресурса региона. В этой части Минобром республики проводится немало работы, тем не менее, как подчеркнула министр, в некоторых образовательных организациях слабо организована адресная методическая помощь, а возможность профессионального роста затруднена по нескольким причинам: территориальной отдалённости, отсутствия материальных средств, узости профессионального общения.  Кроме того, в настоящее время на региональном уровне отсутствует система повышения квалификации самих методистов и специалистов методических служб, что тоже негативно отражается на развитии региональной системы методической работы.

– Для решения обозначенных проблем необходимо совершенствовать деятельность методических служб. Думаю, надо широко внедрять такие механизмы, как индивидуальные образовательные маршруты, горизонтальное обучение, стажировки, сетевые программы и проекты, пробные действия, обмен ресурсами и другое. Координацию этой деятельности возьмёт на себя Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, – сказала Ирина Любимова.

Министр напомнила, что проблемы недостаточного методического сопровождения сказываются не только на образовательных результатах обучающихся, но и на результатах и данных оценки механизмов управления качеством образования в регионе, а также в муниципалитетах. Ведь перед сферой образования Якутии поставлена прорывная задача главы РС (Я) – войти в 15 ведущих регионов России по качеству образования.

– Эту задачу возможно решить при условии серьёзных преобразований направлений деятельности, а именно – методического сопровождения педагогов по их потребностям и дефицитам для эффективной реализации в регионе флагманских проектов и программ, – подчеркнула Ирина Любимова в своём докладе.

Дистанционный формат востребован

В работе Январского совещания принял участие Глава республики Айсен Николаев. Он поблагодарил педагогов за весомый вклад в появление коллективного иммунитета и пример высокой гражданственной позиции, которая всегда была им присуща. Так, глава отметил, что на сегодня 92% работников системы образования вакцинированы.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции в Якутии остаётся напряжённой, особенно в столице и ряде улусов. На сегодня 49% учащихся в республике учатся дистанционно. В Якутске дистанционный формат обучения продлили по 15 февраля.

Говоря о дистанционном обучении, Айсен Николаев подчеркнул, что такой формат останется востребованным и после пандемии, ведь его преимущества очевидны.

– Это расширение доступа к передовым знаниям и методикам вне зависимости от расстояний, что важно в наших условиях, – сказал Айсен Николаев.

Ил Дархан заметил, что наряду с отсутствием или медленной скоростью Интернета, особенно в северных улусах ( проблема будет решена в ближайшие годы), гораздо более сложными являются вопросы, связанные с содержательной стороной обучения.

Глава подчеркнул, что надо делать упор на самообразование и самоорганизацию детей. Их надо учить учиться дистанционно, это веление времени.

– Ещё одна серьёзная проблема – в арсенале педагогов и учеников нет достаточного образовательного контента, и это сильно ограничивает их в обучении. Минобру республики совместно с Мининноваций надо обратить особое внимание на эти вопросы, – сказал Айсен Николаев.

Персонализированный подход к каждому ребёнку

Работа с одарёнными детьми в республике ведётся достаточно давно. Малая академия наук РС(Я) была создана в 2015 году как научная структура иного уровня. В эти дни в Хангаласском улусе завершилось строительство нового учебного корпуса академии, где будут созданы уникальные условия для детей, занимающихся наукой. Откроется научно-образовательный центр по изучению криолитозоны, биотехнологий, появятся лаборатории с современным оборудованием. По словам учёных, работа будет вестись на самом высоком уровне. Это и есть ключевая задача учреждения – вовлечение детей республики в область научного мышления и передовых технологий.

Тем не менее, глава поставил и другую задачу – не оставлять без персонализированного подхода ни одного ребёнка в республике.

– Персонализация должна стать краеугольным камнем нашего образования, способом мотивирования детей, планирования их собственной образовательной траектории, развития талантов каждого ребёнка. Сегодня многие педагоги и родители поднимают вопросы о проблемах растущей закрытости в мировоззрении детей, их ценностей и устремлений, поэтому считаю необходимым внедрять системное тестирование для создания персонального профиля каждого ученика, раскрытия талантов ребёнка до конкретных рекомендаций, чем ему заниматься, в каком направлении двигаться дальше, – заметил Айсен Николаев.

Главный социальный заказ – подготовка подрастающего поколения к профессиональной деятельности, чтобы каждый молодой человек успешно занял свое место в жизни.

При этом глава заметил, что акцент на подготовку кадров для промышленности остаётся.

– Республика становится одним из самых бурно развивающихся промышленных, индустриальных регионов. Жители, как настоящие хозяева, должны составлять кадровый ресурс во всех отраслях. Потребность в них огромная во всех сферах, – отметил глава региона.

Проект «Профессионалитет»

Кстати, на днях Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил правила предоставления грантов на поддержку образовательно-производственных кластеров в рамках нового федерального проекта «Профессионалитет». В течение трёх лет в регионах страны будет создано 210 кластеров на основе партнёрства колледжей с профильными предприятиями реального сектора. В связи с этим глава республики поручил правительству, а также Минобру Якутии ускорить работу по созданию Суперкампуса в Кангалассах, а также по укреплению материально-технической базы СПО в целом по республике, подготовке специалистов под целевой заказ предприятий.

 В 2022 году – 23 школы

За последние три года в республике введено более 70 объектов общего и дошкольного образования. В сложнейших условиях пандемии темпы строительства будут только наращиваться. Так, в 2022 году в районах и в столице республики планируется ввести 23 новые школы и пристрои к школьным зданиям, построить шесть детских садов. Между прочим, Якутия занимает 1 место по рождаемости детей в ДФО. Так, в январе в республике появились на свет 865 детей столетия.

Кроме того, будут введены круглогодичный детский центр «Полярная звезда» и здание Ленского технологического техникума.

До 2023 года будут проведены  капитальный ремонт и оснащение 58 школ в 25 районах республики. На эти цели Якутия получит из федерального бюджета 2,8 млрд рублей.

При этом Айсен Николаев подчеркнул, что своевременное освоение средств и качество работ – это прямая ответственность органов местного самоуправления и лично директоров школ. К сожалению, на сегодня дорожные карты по проекту представили только 10 районов, а технические задания на смету – только пять муниципалитетов.  Глава региона предложил создать на местах штабы родительского общественного контроля за проведением работ.

 Съезд учителей

В этом году состоится съезд учителей и педагогической общественности республики. Айсен Николаев поддержал его проведение и предложил создать проект новой программы гармоничного воспитания подрастающего поколения на принципах устойчивого развития личности.

– Уверен, множество идей и инициатив для программы может инициировать широкое обсуждение в обществе, в муниципальных образованиях. Надеюсь, этому будут способствовать идеи Года матери в нашей республике, а также Года культурного наследия народов России! – заключил он.

  Управление талантами

На Январском совещании педагогов генеральный директор Целевого фонда будущих поколений РС(Я) Владимир Егоров выступил с предложением разработать Государственную программу по управлению талантами, поскольку сегодня перед сферой образования поставлена стратегическая задача нового уровня – выявить, поддержать и развить талант каждого ребёнка, чтобы вырастить из него высоковостребованного специалиста.

– Учитывая современные потребности рынка труда, влияние автоматизации и искусственного интеллекта, необходимо делать упор не только на профессиональные навыки, но и на «soft skills» – креативность, критическое мышление, командную работу, коммуникации и другие качества, которыми не обладают роботы. Именно за счёт этого наша молодёжь будет высоко востребована, – сказал он.

Владимир Егоров привёл в пример признанные практики Сингапура и Татарстана, где уже действуют Госпрограммы по управлению талантами, базирующиеся на потребностях экономики. При этом он отметил уникальный опыт Якутии, приведя в пример эффективные инструменты действовавшего ранее Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров республики.

О зарплате, исчезающих языках, агрошколах

Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Антонина Григорьева рассказала, что парламентариями республики проводится работа по совершенствованию республиканского законодательства в сфере образования и науки. Так, ими продолжается работа по разработке подзаконных актов к Закону «Об образовании в РС (Я)», документов, регулирующих питание в детских садах, школах, касающихся повышения статуса учителей, государственной поддержки политехнических школ, развития профессионального образования.

По её словам, в 2022 году социальному блоку выделено 132,9 млрд рублей, или 49,7% республиканского бюджета. Объём выделяемых Министерству образования и науки средств составит ежегодно в 2022, 2023 годах около 49 млрд рублей.

Кроме того, парламентарий отметила, что по решению главы Якутии Айсена Николаева поэтапно повысится заработная плата персонала школ (кроме руководящих и педагогических работников) с января на 3,6 %, с июня на 6,4 % (в целом к концу года на 10%).

Антонина Афанасьевна выразила обеспокоенность по поводу угрозы исчезновения национальных языков. Так, она подчеркнула, что в Красную книгу языков народов России (аналог Красной книги ЮНЕСКО) вошли 66 языков, из них пять местных официальных языков Республики Саха (Якутия) – эвенкийский, эвенский, долганский, юкагирский, чукотский.

– К сожалению, ни в одной дошкольной образовательной организации республики не изучают местные официальные языки РС (Я). Необходимо обратить внимание на издание словарей родных языков и формирование полной линейки федерального перечня учебников; подготовку учительского корпуса; повышение общей культуры речи и создание диалога в школьной среде, – напомнила парламентарий.

Кроме того, Антонина Григорьева считает, что в поддержке нуждается 231 малокомплектная школа республики, а также школы с низкими образовательными результатами, внимания требуют и арктические школы.

По её мнению, в каждом сельском муниципалитете надо восстановить и агрошколы. Сегодня их в республике 91.

 Альтернатива ЕГЭ

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева предложила разработать модели и требования для согласования руководителей управлений образования и общеобразовательных учреждений, использовать ресурсы, финансовые средства, направляемые для выстраивания методической системы в муниципальных образованиях.

Феодосия Васильевна отметила, что для мотивации учителей к самообразованию и личностному росту необходимы научное сопровождение и хорошо выстроенная система, особенно на муниципальном уровне. Она предложила проанализировать промежуточные итоги Стратегии социально-экономического развития РС (Я), разработанной и принятой в 2017 году, чтобы в условиях глобальных компетенций посмотреть дальнейшие ориентиры работы в сфере образования.

– Глава Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что в ближайшем будущем альтернативой Единого государственного экзамена может стать портфолио выпускника. Эти новшества нам также предстоит рассмотреть и работать на опережение, – отметила депутат.

К слову, 2022 год в сфере образования республики объявлен Годом чтения. Министр образования Якутии Ирина Любимова запустила республиканскую акцию «Подари детям книгу».  Ирина Павловна подарила комплект якутских сказок и книги Астрид Линдгрен многодетной семье Тамары и Николая Петровых, воспитывающих восьмерых детей. Вопросы семейного чтения также стали темой Открытого республиканского родительского собрания.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 апреля
  • Ощущается: -2°Влажность: 29% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: