Якутский национальный костюм сегодня переживает настоящее возрождение. Особенно заметно это в пору ысыахов: практически у каждого якутянина имеется национальная одежда. А конкурсы мастеров, такие как XXI Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато», конкурс национального костюма на Ысыахе Туймады, показывают всё разнообразие якутской одежды. О своем увлечении рассказала Антонина Гермогенова, неоднократная участница подобных конкурсов.
Коллекция по канонам
На «Этно-Эрато», а также на ысыахе Туймады Антонина Гермогенова представила коллекцию, сшитую по выкройкам музейных экспонатов – традиционной одежды конца 19-го – начала 20-го века, которую носила городская интеллигенция. Это женское пальто – «оноолоох сон» и комплекты: платья и жилеты, настоящая, а не стилизованная под старину одежда.
– Я безмерно счастлива, что приняла участие в таком грандиозном празднике моды и таланта, как «Этно-Эрато», – признаётся Антонина. – Это была феерия, полёт фантазии! Я очень вдохновилась. А на Ысыахе Туймаады удостоилась номинации «Сатабыллаах иистэнньэн» и была награждена ценным призом!
Участие в конкурсах – это мощный толчок к развитию, большой стимул для повышения мастерства и профессионализма, считает Антонина. На конкурсе мастерицу впечатлило количество талантливых мастеров. Также то, что становится все больше молодых мастеров, интерес к национальной моде постоянно растёт.
Как создаются костюмы
Мастерица рассказывает, что для пальто использует жаккардовую ткань, сукно, пальтовые ткани, которые держат форму. На платья идут шелка, дышащие материалы, в основном натуральные.
Выбор тканей в наше время велик, в магазинах есть всё. А вот суметь грамотно подобрать сочетание цветов – очень важный этап. Если цвет подобрать неправильно, то в результате костюм может получиться совсем другим.
Головной убор к пальто в коллекции Антонины – это повойники, скрывающие волосы. Повойники, платки носили замужние женщины.
Началось всё с любви к истории
Антонина рассказала, что всё начиналось с любви к истории.
– Я очень люблю историю, смотрю исторические сериалы, документальные фильмы, – говорит мастерица. – Мне нравится в фильмах рассматривать исторические костюмы, мельчайшие их детали. История – моя любовь, а вторая моя любовь – это археология. Я родилась в посёлке Нюрба, там есть очень хороший краеведческий Музей дружбы имени Ксенофонта Уткина. Ещё когда училась в школе, всегда ходила в музей, он очень богатый, с редкими экспонатами, разнообразными экспозициями, с картинной галереей.
Сегодня Антонина Гермогенова следит за публикациями археологов и историков, в особенности Александры Прокопьевой. Посещала мастер-классы хранителя фонда музея имени Емельяна Ярославского Татьяны Старостиной. Эскизы одежды у мастерицы рождаются, когда она разглядывает старые фотографии, публикации в журналах.
– Моя коллекция, с которой я участвовала в «Этно-эрато», сшита по лекалам платьев-халадай и жилетов из фонда музея, – говорит Антонина. – Это реплика, каноническая одежда, а не стилизация. Её можно носить и повседневно.
Специального образования Антонина не имеет. Училась на работника сельского хозяйства, работала бухгалтером. Однако всегда шила. Уже в школе на каждой дискотеке, на каждом празднике блистала модными нарядами собственного пошива. Причём шила не по готовым выкройкам, а придумывала эскизы сама. И вот, лет 6-7 назад, стала шить на заказ, так она постепенно поняла, что хобби давно пора превращать в профессию, это и есть её призвание.
Первый опыт
Сначала мастерица шила детские национальные костюмы – стилизованные якутские платья, затем сшила двум сестричкам платья и жилеты к ысыаху.
Появились заказы, стала совершенствоваться. Несмотря на то, что Антонина – самоучка, её вещи всегда отличались хорошим качеством. Мастер шьёт также и повседневную одежду: костюмы, платья, юбки, демисезонные пальто.
Первые сшитые исторические костюмы – это архаические костюмы 17-го века для проекта «Ожившая картина «Ысыах» М.М.Носова».
– Принимала участие в проекте «История в костюмах», который проходил в музее «Россия – моя история», – рассказала Антонина. – В этом году прошла курсы повышения квалификации по традиционному шитью в СВФУ. Все эти проекты осуществлены под руководством Светланы Ивановны Петровой.
Развиваться в сообществе
Затем Антонина стала посещать мастер-классы, вступила в объединение «Эркээни утума», «Утум Ханалас».
– В одиночку человек не может стать мастером, – считает Антонина. – Надо, чтобы были наставники, мастера, на которых ты равняешься. Для меня такие люди – это мастера нашей республики и Хангаласского улуса Татьяна Николаевна Шишигина, Анисия Кузьминична Фадеева, Валериана Васильевна Никифорова и, конечно же, Светлана Ивановна Петрова.
Этот год у начинающей мастерицы выдался очень насыщенным: она приняла участие в «Якутии мастеровой», в конкурсе пошива мужского пальто «Оноолоох сон». Участвовала в выставке-ярмарке «Ысыагым кэскиллээх саргылаах танаьа, кэскиллээх киэргэлэ», в творческом вечере «Кэрэни кэрэхсээн», который был кастингом на конкурс «Этно-эрато». Показала свою коллекцию в конкурсе «Обугэ быстыбат ситимэ», который проводит Дом народного творчества в честь 95-летия первой народной мастерицы республики Марии Николаевны Потаповой.
Антонина считает, что благодаря этим конкурсам почерпнула много идей. Особенно хорош в этом плане оказался «Этно- эрато», где было очень много интересных работ.
– Я встретилась с мастером из Сунтарского улуса с Софьей Григорьевой, творчеством которой давно интересуюсь, – говорит мастерица. – Удивительно, что мы заочно знаем друг друга по работам и вот наконец-то встретились. Я восхищаюсь её работами – ручной золотой вышивкой шапки-дьабака, сумки. Хочу сшить зимнее убранство с такой вышивкой – пальто с шапкой, рукавицами, набедренным украшением.
По словам автора проекта, председателя жюри конкурса Раушан Канапьяновой, у Якутии есть потенциал стать центром этномоды не только в России, но и в мире. Пожелаем нашим мастерам удачи!
This post was published on 11.07.2022 16:43