Якутянин Ян Барашков объясняет, чем так привлекательна профессия дорожника
– Самое главное в работе дорожника – романтика тайги, свободы, осязаемость и очевидная польза от своей работы, – говорит выпускник Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) Ян Барашков, который работает начальником участка предприятия «Строй-В» на ремонте дорог в Чурапчинском районе.
В детстве Ян хотел стать космонавтом или лётчиком. Даже учился в Омском летном училище на военного лётчика. Не доучившись, ушёл в армию. Служил в Средней Азии в воздушно-десантных войсках. После Алданского политехнического техникума поступил на третий курс Тихоокеанского госуниверситета в Хабаровске. Окончил вуз с отличием и вернулся на родину. О выборе профессии дорожника он не сейчас жалеет.
– Мне везло на преподавателей. Многому научился в Алданском техникуме, на учебной практике на предприятии «Дороги Саха». Со всего Дальнего Востока туда приходили брать мастер-классы. В Хабаровске преподавательский состав был в основном из тех, кто в 1970-80-е по комсомольской путёвке строил дороги в Якутии. И они все дороги, все ручьи до каждого километра помнили наизусть.
Свою трудовую деятельность начинал дорожным мастером на предприятии «Дороги Саха», где проработал шесть лет. Далее год работал инженером строительного контроля в Хангаласском и Намском улусах. С 2021 года работает в компании «Строй-В».
Свой переход с одного предприятия на другое молодой специалист объясняет потребностью в развитии.
– Если долго работать в одной организации, нет развития, даже может начаться деградация, – объясняет он.
Тонкости дорог
В «Дорогах Саха» Ян изучил тонкости капремонта, строительства и реконструкции дорог. В качестве специалиста строительного надзора расширил компетенции в сфере контроля качества строительных и ремонтных работ.
– Никаких мелочей не бывает. Всё нужно учитывать, быстро думать и принимать решения. Обстановка быстро меняется, много зависит от погоды. Некоторые проблемы могут доставить поставщики материалов. Бывают и ошибки проектировщиков, ведь не всё в проекте можно предусмотреть. Потому на связи нужно быть 24/7, — говорит он об особенностях работы.
В Чурапчинском районе уже чувствуется эффект от реализации национального проекта.
– Эффект положительный: повышается транспортная доступность, происходит безопасное движение транзитного транспорта, перевозок и груза. Это самое главное. Большой шаг вперед сделан в технологиях, меняются стандарты, ужесточаются требования. Используется современная техника, инновационные методы обработки материалов. Сейчас в республике начался бум дорожного строительства, а всё благодаря подготовке оснований под слои асфальтобетона методом холодной регенерации. Эта работа ведётся с 2015 года, – говорит он.
Ян руководит ремонтом двух участков дороги «Чурапча – Мындагай» протяжённостью почти 13 километров. Общая протяжённость дороги – 70 километров.
– Раньше дорога была разбитая. Но благодаря стараниям подрядной организации, содержавшей дорогу, делалось почти невозможное и обеспечивался проезд. Люди работали круглосуточно, они настоящие герои, – говорит он.
Основной задел был сделан в советское время – титаническими усилиями, с нашим климатом, топкими болотами, вечной мерзлотой, считает начальник участка.
В отрыве от цивилизации
Зарплата молодого специалиста с высшим образованием – около 70-80 тысяч рублей. Условия работы суровые, жёсткие, не каждый это выдерживает, предупреждает Ян.
Подготовительный этап работ начинается в январе-феврале. Сезон заканчивается в середине ноября.
– Потом даже техника не выдерживает. Люди выдерживают, а техника нет, – рассказывает мой собеседник.
Для дорожника необходимы железная дисциплина и ответственность, стрессоустойчивость, разумная инициатива, обучаемость, целеустремленность. Не каждый молодой человек может всё время непрерывно находиться на объекте, в отрыве от семьи, иногда без связи и Интернета. И, может быть, поэтому среди подрядчиков остро ощущается недостаток в молодых специалистах.
– Такое ощущение, что все мечтают стать блогерами или бизнесменами, — смеётся начальник участка.
– За порядком следят хорошо, никакой дедовщины нет. Если за собой не следить, если не выполнять указания начальников, мастеров, требования безопасности, можно запросто подорвать здоровье. Наказываем очень редко. Проходит тщательный отбор персонала. Те, кто не подходит для нашей работы, как правило, отсеиваются при отборе личного персонала. Остаются те, кто нацелен на работу, выполнение поставленных задач. Бывает, что не всё получается с первого раза, особенно у молодых. Пытаемся их учить, воспитывать, показывать. Мы сами заинтересованы в том, чтобы человек дальше с нами работал, – продолжает Ян.
Но есть в работе дорожника много плюсов, главный из которых – свобода. А также чистый воздух, охота, рыбалка.
– Над тобой нет никаких начальников, совещаний, бюрократии. Как уехал, так и пропал. Все свои проблемы оставляешь в городе. В лесу вращаешься на своей орбите. Есть одна главная задача – сдать дорогу. У тебя есть свобода действий, своя команда, единомышленники, которые понимают, что нужно делать. Основной драйв – это когда руками можно пощупать то, что ты делаешь, когда сдаёшь дорогу, по которой раньше нельзя было проехать. Видишь глазами, трогаешь руками, меряешь шагами. Ради этого стоит работать здесь!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: