Многие семьи в Якутии хранят легенды и предания о том, что их деды, прадеды, земляки ездили с обозами, набитыми мясом и маслом, на золотые прииски Бодайбо. Экспедиция якутян «Пути великих свершений» решила повторить их маршрута, а по пути собирала материалы по Великой Отечественной войне, истории Иркутско-Якутского тракта и Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга.
300 лет Камчатской экспедиции
Выехали путешественники на автомобилях 3 января в минус 54 градуса из Якутска и вернулись 9 января. Три дня туда и три дня обратно по маршруту Якутск — Едяй — Олёкминск — Мача — Перевоз — Бодайбо (до него 420 км). Давным-давно по этому маршруту не ездили машины. Летом здесь дороги нет, зимой движение идет по реке Лене, если пути не замело. Между селом Улахан-Ан и городом Олёкминск есть только одна заправка. На дворе уже ХХI век, а огромный Олёкминский улус и южные наслега Хангаласского улуса в летнее время отрезаны от остального мира…
В 2025 году исполняется 300 лет, как Витус Беринг начал в Якутске подготовку к Первой Камчатской экспедиции, которая открыла официально тот самый Берингов пролив (хотя не зная этого, открытие совершил веком ранее и Семён Дежнёв). Уже 15 лет руководит проектом «Пути великих свершений советник главы Якутии Георгий Никонов. Издан шеститомный труд про экспедиции на Чукотку, Камчатку, Сахалин, Амур, Хабаровский край, выпущены и снимаются фильмы, телепередачи. В этот раз начальником экспедиции до Бодайбо выступил зампред Ил Тумэна Афанасий Владимиров.
Артель антикапиталиста
Села Мача (Якутия) и Перевоз (Иркутская область) стоят по обе стороны реки Лена. Раньше здесь переправлялись обозы жителей вилюйских, центральных и заречных улусов. Из Вилючана, Тобуи, Кемпендяя, хангаласских наслегов. Что мужикам долгую зиму сидеть у камельков — зарабатывали, меняя мясо и масло на золото. Сейчас в обеих сёлах работает артель «Витим». Руководитель Юрий Жарков – антикапиталист по словам его работников. Поддерживает социальную структуру сёл, артель содержит 150 свиней, 25 коров, имеет сырный и колбасный цехи. В Перевозе живут 500 человек, в Маче расположена база «Витима». Всем себя сами обеспечивают. Кстати, в селе Перевоз Бодайбинского района Иркутской области работает община «Сардаана».
Напротив Мачи стоит заброшенное село Нохтуйск. Раньше здесь была таможня, которая контролировала ввоз товаров с Тихого океана и Петропавловска-Камчатского. В Нохтуйске родился и вырос первый советский генерал из якутян Леонид Котельников. Комдив народного ополчения погиб в октябре 1941 года под Москвой. Ему поставлен памятник на малой родине. В годы войны золотодобытчиков Перевоза обеспечивал мясом и рыбой колхоз в Усть-Жуе. Сейчас на реке Чаре стоят драги и из неё не то что пить — купаться нельзя.
Что мы знаем о Бодайбо?
В Бодайбо работает очень крепкий музей, где трудятся энтузиасты родного края. Но нет почти никакой информации о якутянах, которые издревле были связаны с этой землёй. До революции Бодайбо почти полностью зависел от продуктов из Якутии. Это были ворота в якутский край. Не нашлось следов купца-хангаласца Семёна Барашкова и его друга Алексея Кулаковского, которые здесь неоднократно бывали, работали. Архивы золоторудных компаний дважды претерпели пожары, потом вовсе были ликвидированы. Как мало мы знаем о наших соседях и как мало они знают о нас!
Приятно удивило, что в Бодайбо ухаживают не только за памятниками, посвященными теме Великой Отечественной войны с именами героев, но и за их могилами. Вот это надо взять на вооружение и в Якутии. В каждом населённом пункте у подножий памятников и обелисков экспедицией были возложены венки. В Бодайбо участники экспедиции посетили детскую библиотеку имени первой якутской писательницы Веры Давыдовой, которая 15 лет руководила этим храмом знания.
Дорога до «материка»
Беринговские чтения проводятся только в Якутии. С этого года председателем в Арктическом совете становится Дания, откуда родом Витус Беринг. Тут и 300-летие его Первой Камчатской экспедиции, и притязания президента США Дональда Трампа на Гренландию, которая находится под датским протекторатом.
Уже через семь лет, которые пролетят стремительно (не зря уже учёные говорят, что время сжимается), в 2032 году мы отметим 400-летие основания города Якутска и вхождения Якутии в состав России. А это также является точкой отсчёта освоения Дальнего Востока и Русской Америки. Именно из Якутска отправлялись за «богатой рухлядью» казаки и экспедиции, которые помогли России прирастать огромными территориями. И конечно то, что якутяне начали с истории, это основа родства и любви к своей земле. Мало кто из дальневосточников знает, как осваивался их край.
Экспедиция также показала необходимость строительства круглогодичной автомобильной дороги из Якутск до Олёкминска и далее до Ленска и Иркутска. Такой густо населённый район, как Олёкминский, находится в изоляции. Это одна из наболевших тем – достаточно вспомнить скандалы и поборы на технологической дороге нефтяных компаний. Дорога должны быть федеральной и выходить через Мачу в Иркутскую область. Как и необходимо продолжить строительство федеральной трассы «Вилюй» через Ленск, Витим, Непу, Верхнемарково.
Это актуальнейший вопрос. Два крупнейших региона Дальнего Востока – Якутия и Иркутская область – не связаны между собой круглогодичной дорогой. Ещё при президенте Штырове вопрос строительства был решён, но после его ухода с поста маршрут поменяли на более северный, так как это удобно недропользователям. В 2020 году глава Якутии Айсен Николаев вновь поднимал вопрос «южного маршрута» ФАД «Вилюй» перед федеральным правительством, но воз и ныне там.
Так что экспедиция Якутск-Бодайбо вновь заострила старые вопросы. Может перед 400-летием начала освоения Дальнего Востока воз тронется, и мы перестанем звать центральную Россию – «материком» и «Большой землёй»?
This post was published on 21.01.2025 10:10