Одним из культурных объектов, вызвавших неподдельный интерес гостей Ысыаха Олонхо в Олёкминске, стал воссозданный скопческий дом XIX века. Реставрацией уникального памятника архитектуры занимались профессионалы якутской дизайн-студии «Уран», чьи работы украшают многие улусы нашей республики.
Сохранить аутентичный материал
В построенном в конце XIX века старинном скопческом доме на улице Спасской, 1 «а», в самом центре Олёкминска, после революции располагались больница, а потом и общежитие.
Долгие годы запустения, несмотря на то, что дом был признан объектом культурного наследия, едва не загубили уникальное строение: на крыше, вот-вот готовой обрушиться, выросло дерево, подполье затопило водой, полностью истлели полы, во многих местах дерево превратилось в труху.
Якутские специалисты дизайн-студии «Уран» воссоздавали первоначальный облик дома по старинным фотографиям Ерофея Ересько, ставшим безмолвным свидетельством жизни и быта скопцов Олёкминского района.
– Уникальный архив Ерофея Ересько здорово нам помог, – считает генеральный директор дизайн-студии «Уран» Вячеслав Яроев. – Работы, конечно, было очень много.
По словам Вячеслава Васильевича, воссоздавать исторический облик здания с самого основания – процесс трудоёмкий. Он начинается не столько с уборки территории и реставрации, воссоздания и строительства прежнего здания, сколько с изучения исторического материала.
Реставраторы по сути – историки, которые изучают архивные материалы, исторические факты. Предварительно проводятся научные изыскания, необходимые для составления проекта работ, затем историко-культурная экспертиза и, конечно же, авторский надзор за ходом работ. Вот почему такие реставрационные работы помогают узнавать секреты мастеров прошлого.
Вообще реставрация памятников старины предполагает сохранение для нас, потомков, исторических артефактов во всей полноте: и как документов истории, и как произведений деревянного зодчества, и как носителей ценнейшей информации о старинных технологиях.
К сожалению, многие считают, что реставрация – это общестроительные работы, ремонт, починка, преобразование старой вещи в новую. Однако это в корне неверно.
– Цель реставрации – воссоздать первоначальный облик памятника с максимальным сохранением аутентичного материала и минимальным вмешательством по его изменению, – рассказывает генеральный директор. – Поэтому деревянный материал, повреждённый временем под воздействием внешних факторов, мы убрали, сохранившийся использовали по максимуму. Этим и отличается реставрация от новодела.
До революции при строительстве домов часто использовалась карбазная доска, которую можно увидеть и здесь.
– Амбары, полы, потолки, заборы строились из такого материала. Карбазы – это баржи, которые сплавлялись по рекам, доставляя товар, после чего сам карбаз также распродавали на материал. Местное население приобретало его и использовало в своих целях, – рассказывает председатель общества охраны памятников Руслан Васильев.
Как оказалось, сегодня многие, в том числе и строители, считают дырки на карбазной доске следами от сучков, а это на самом деле следы от креплений, которые нет необходимости заделывать, так как таким образом сохраняется первозданный вид объектов. В строительстве этого дома использовались и кованые гвозди, которые современные строители тоже пустили в дело.
Дом был возведён из лиственницы и сосны. Фундамент воссоздан при помощи нового материала, близкого к оригиналу. Теперь скопческий дом выглядит точно так же, как на фотографиях Ересько – большое добротное строение с красивой верандой.
К слову, якутяне с опаской относятся к работе по восстановлению старинных домов. Бытуют легенды о духах иччи, мешающих работе.
– Нет, никаких препон со стороны потусторонней силы мы не встречали, – смеётся Вячеслав Васильевич. – Возможно, духи дома были рады тому, что он обретает вторую жизнь, и потому не мешали нам. Но, в принципе, мы всегда, следуя якутским традициям, просим благословения и угощаем оладушками духов местности.
Работы по реставрации здания продолжались три месяца, и это абсолютный рекорд: строители работали практически круглосуточно, чтобы уложиться в сроки. В конце сентября-начале октября 2019 года объект был сдан. К слову, в доме, опять же по фотографиям, было воссоздано и внутреннее убранство. Удивительно, что сохранился старинный диван, принадлежавший жителям этого дома.
Второе дыхание
По словам Руслана Васильева, таких домов в Якутии достаточно, многие сохранились, но многие утеряны.
– Почему этот дом сохранился и сейчас воссоздан? Потому что он был объектом культурного наследия, а ведь у многих домов такого статуса нет. Проводится огромная работа, чтобы подобные дома вошли в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, – объясняет Руслан Васильевич.
Но не менее важно, чтобы после реставрации дом «нашёл» себя в новой реальности. Руслан Васильев считает, что при реставрации подобных объектов надо закладывать задел к его современному использованию, именно тогда объект будет существовать полноценной жизнью и дальше. Например, провести отопление, сделать реконструкцию внутренней планировки. Тем более, что федеральный закон позволяет производить такие переделки. Тогда объект сможет круглогодично функционировать в качестве, к примеру, музея.
К слову, на данном этапе ведутся переговоры о создании в скопческом доме филиала Олёкминского музея истории земледелия Якутии.
Первый опыт
Право работать с объектами культурного наследия есть только у компаний, имеющих соответствующую лицензию на реставрационные работы.
– Лицензию на реставрационные работы мы получили в 2016 году. Наш первый опыт – восстановление мельницы-топчанки в Черкехе. Те работы стартовали благодаря Главе республики Айсену Николаеву, давшему старт проекту «Сохраним памятники», – вспоминает Вячеслав Яроев.
Айсен Сергеевич вместе с супругой Людмилой Николаевной восстановили уникальный объект деревянного зодчества, построенный в 1932 году мастером Семёном Дьяконовым в местности Улахан-Кюель Сыланского наслега Чурапчинского района. В 1977 году мельница была перевезена на территорию Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политическая ссылка». Руслан Васильевич подчеркивает, что восстановление мельницы-топчанки стало первой реставрационной работой якутской компании. Ранее этим занимались только российские мастера.
Кроме дома скопцов, мастера дизайн-студии отреставрировали балаган Пекарского, два объекта в Черкехе, сейчас занимаются реставрацией Николаевской церкви в Кердеме Хангаласского улуса, здания казначейства.
Далее якутскими профессионалами будут проведены работы на объекте культуры федерального значения – Башне Пономарева (Манчаары) в селе Майя Мегино-Кангаласского улуса. Сегодня для восстановительных работ собраны 2,5 млн рублей.
Прошёл госэкспертизу и дом-музей в Покровске, где жил Серго Орджоникидзе. Проект готов, и после объявления результатов тендера к работе приступит фирма, выигравшая его.
– Наши объекты деревянного зодчества находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Половину из них мы уже потеряли. Реставрационная деятельность в Якутии делает первые шаги, вспомните тот же «Старый город», это сплошной новодел, а ведь всё могло бы быть по-другому, – говорит Руслан Васильевич. — К сожалению, у нас нет своих экспертов, оценивающих реставрационные работы. Специалистов, имеющих лицензии на такую деятельность, в России не так много.
Реставраторы радуются, что жители Олёкминска, живущие рядом с воссозданным объектом, меняют фасады своих домов, убирают рекламные щиты. С обретением исторического памятника город начинает менять облик, сохраняя свою историческую уникальность.
Напомним, объект восстановлен на средства федерального гранта по итогам Всероссийского конкурса лучших проектов по формированию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
This post was published on 27.07.2021 17:02