Якутская типография получила новое оборудование. Теперь печать малыми тиражами стала доступней

Якутская типография получила новое оборудование. Теперь печать малыми тиражами стала доступней

12:13
02 января 2022
Читайте нас

Как функционирует сейчас Якутская типография, повидавшая на своём веку несколько реорганизаций? Востребована ли сегодня печатная продукция? Что ждёт её в будущем? Чтобы ответить на эти вопросы, отправляюсь в типографию. Меня встречает генеральный директор Владимир Сыромятников.

Старейшее предприятие республики

В этом году Якутской типографии исполнилось 160 лет, это одно из старейших предприятий города.

Долгое время оно называлось Якутской республиканской типографией. В 1961-м году решением Горисполкома г.Якутска типографии присвоено звание Юрия Гагарина в связи с тем, что предприятие было передовым. Якутская республика отреагировала таким образом на первый полёт человека в космос, это была большая честь для коллектива. А в 1962-м предприятие стало первым в республике, которое было удостоено звания предприятия Коммунистического труда. Причём в Якутии типография первой получила это почётное звание.

В 1992-м году, в связи со всеобщими переменами, была проведена реорганизация. Так типография стала Национальной полиграфической компанией «Сахаполиграфиздат». В Медиа-холдинг «Якутия» она превратилась уже в 2007-м году. В этой ипостаси предприятие отработало почти 15 лет.

– У нас очень стабильный коллектив, всего 70 человек, – говорит руководитель. – В типографии многие работают по 30-45 лет. И мы держим связь с ветеранами. Именно от них поступило предложение: «Нельзя ли вернуть типографии старое название?» С этим вопросом мы вышли на учредителей, и они поддержали предложение. Название «Медиахолдинг» по сути не отвечает сегодня нашим функциям. Это несколько широкое понятие. Тогда в нулевых оно соответствовало функционалу предприятия, так как типография имела издательское направление и занималась разными видами деятельности: выпускала свою газету «Капитал», вела рекламную деятельность. Сегодня же мы сосредоточены на основном виде деятельности – это печать журналов, книг, газет, срочной полиграфии. 24 декабря собрание акционеров поддержало инициативу коллектива и ветеранов, и предприятию вернули старое название.

Три цеха

Типография занимает два этажа, а работают в ней три цеха – цех листовой печати, цех газетной печати и переплётный цех. В цехе листовой печати печатаются книги, журналы, брошюры и т.д. В цехе газетной печати – газеты. В переплётном цехе производится много операций – книги сшивают, соединяют в мягкий и твёрдый переплёт и т.д.

– Ничего лучше офсетной печати для больших тиражей на сей день ещё не придумано, – говорит генеральный директор. – Но в офсете чем больше тираж, тем меньше себестоимость за один экземпляр. И, соответственно, чем меньше тираж заказывают, тем больше выходит стоимость одного экземпляра. А основные наши заказчики – это районы и частные лица, которые выпускают книги к юбилейным датам, краеведческие, воспоминания о человеке… И 70 % заказов идут малыми тиражами от 50 до 150 штук. Ситуация, когда малые тиражи стоят дороже, чем большие, конечно, в корне неправильная.

Новое оборудование

Директор объясняет мне, что предприятие не получает бюджетных денег, каких-то субсидий и стопроцентно находится на хозрасчёте. Учредители – правительство республики, Министерство имущественных и земельных отношений и компания РИК. От государства – помещение и оборудование.

Долгое время в типографии не обновлялся парк техники. И вот на днях, впервые за 12 лет, получено новое цифровое оборудование. По сути это цифровой принтер повышенного класса.

– Цифровая печать выгодна даже на малых тиражах, – говорит Владимир Сыромятников. – Есть чёткое понятие себестоимости одного печатного листа, и оно от размеров тиража не меняется. Таким образом, если в офсетной печати чем больше был тираж, тем дешевле, то в цифровой – наоборот. Это большое развитие, сильный технологический прорыв.

Более экономный принтер

Показывать новое оборудование, а заодно и весь цех мне будет Джулиана, экономист. Проходим в помещение, где стоит новое оборудование.

Выглядит это как два гигантских принтера: один из них для цветной печати, второй – для черно-белой.

Оператор Николай Кривошапкин закладывает бумагу, задаёт параметры печати на небольшом встроенном экране.

– Сейчас я печатаю календарь. Это оборудование рассчитано на изготовление книг, брошюр, – говорит оператор. – Скорость и качество, по сравнению со старым оборудованием, конечно, стали намного лучше. И хотя похоже на офсетную печать, очень экономит тонер и способно справиться с бумагой любой плотности.

Работа печатников

А как типография получает задания для печати?

Начинается всё с заказа – его принимают на первом этаже Дома печати по ул.Орджоникидзе, 31 в Якутске. Затем заказ поступает в производственный отдел типографии. Здесь он обрабатывается и уходит в цех печатной подготовки, где принимают макеты книг. Проверяются все технические параметры. Затем идёт так называемый спуск полос на печатный лист.

Проходим в цех листовой печати. Множество машин, похожих на станки, стучат, гудят – работают. Здесь печатаются книги, брошюры, журналы.

Мичил Пермяков, печатник офсетной печати, устанавливает в машину форму.

– Сегодня мы делаем журнал «Полярные авиалинии», – рассказал печатник. – За один день мы напечатаем один выпуск. Но это всё зависит от тиража, насколько он большой.

Джулиана показывает чёрно-белую старую печатную машину, которую приобрели ещё в 1992-м году. Это кажется чудом, но она до сих пор работает.

Как потом скажет мне директор, такая техника уже везде снята с производства, и только у нас она используется благодаря умелым рукам механиков. Ещё одна машина предназначена для резки сшитых книг, чтобы края были все одинаковые и ровные.

Газетный цех

Проходим в газетный цех, где, кроме машин, стоят огромные рулоны бумаги. В кабинете двое – это начальник цеха Семён Пахомов и сотрудница Инта Берёзкина. В кабинете принимают тираж от редакций.

– Есть разнарядка от редакций, есть разнарядка от УФПС «Почта России», – объясняет Инта, показывая на стеллажи. – Основная масса заказов – от Почты России. Приходит готовая газета – мы укладываем её на полочки с визитными карточками, затем упаковываем, маркируем и отправляем в порт на сортировку. А уже из порта печать отправляется до населённого пункта.

Огромные газетные рулоны размещаются высоко в печатных станках. Выглядит это довольно впечатляюще.

– Вот первая машина, она печатает газету с трёх рулонов, – объясняет мне начальник цеха. – Есть машины, которые печатают цвет, есть – только чёрно-белые. Допустим, газета «Якутия» печатается и на той, и на другой машине: с трёх рулонов идёт чёрно-белая печать, с двух рулонов – цветная, это первая и последняя страницы.

Цех листовой печати

Идём дальше. Здесь я вижу отпечатанные листы, наблюдаю, как фальцуются тетради. Потом эти тетради собираются и получается либо журнал, либо книга.

Но не всё здесь делают машины. Некоторые вещи приходится делать вручную.

– Мы делаем коробки для книг, – рассказала Наталья Савкина, которая клеит коробки за столом. – У меня план: сделать в день шесть штук. Мы изготавливаем ещё, в зависимости от того, какие поступают заказы, папки с клапанами, приветственные адреса, удостоверения, переплёты бухгалтерских документов и прочее. Всего в отделе нас 12 человек.

Оперативная и сувенирная печать

Цех оперативной печати – это небольшой кабинет. Четыре работницы размеренно делают свою работу. Здесь производят календари, рабочие журналы, билеты. В конце мне показывают цех сувенирной печати, где стоит станок, который делает коробки. Также тут печатают на пакетах надписи.

Наша экскурсия подходит к концу. Вот мы и ответили на вопрос – нужна ли типография сейчас, когда все стало цифровое? Жизнь показывает, что очень нужна. Стоит отметить, что это единственное предприятие, которое работало в период самых строгих ограничений. Работы было много, как всегда. И всё потому, что производит она продукцию, которую ждут жители республики – газеты, книги, журналы. Много разной продукции заказывают предприятия и организации. А ещё типография – это единственный в республике поставщик документов во время организации избирательного процесса.

Цифровая трансформация

– Очень важно отметить, что председателем Совета директоров Акционерного общества «Якутская республиканская типография» является Анатолий Семёнов, министр инноваций и цифрового развития, – говорит директор типографии. – Заметьте – главный цифровизатор республики для традиционной печати сделал больше, чем кто-либо другой. Это и увеличение уставного капитала, и получение нового оборудования, и развитие типографии, и стратегические аспекты управления.

На предприятии в 2021-м году установлена программа автоматизации управления производством CRM. Здесь всё расписано – операции в цехах, где, что и как работает, куда поступил заказ, что выполнено, выдано.

– Мы делали её с февраля, разбивали на определённые ячейки, – рассказывает Владимир Сыромятников. – Так как мы находимся на хозрасчёте, то все, начиная от руководителя и заканчивая уборщицей, зависим от продукта, который продаем. Соответственно, именно поэтому мы сначала постарались наладить линию продаж. Дальше пошла система продвижения заказа по всем цехам. В итоге работы программы у нас стало меньше авралов, видно, где начинает рваться – например, какой-то цех может план перевыполнить, а следующее за ним направление перегрузить. А программа помогает всё это распределять. И, самое главное – программа очень чётко прослеживает движение материала. В итоге получилась очень большая экономия по материалам, и вообще по расходам. Снизили расходную часть существенно, и при этом никого не уволили, не сократили.

Также была проведена большая работа по закупочным ценам. Здесь всегда диктовали условия монополисты, которые не являются производителями бумаги, краски. Сейчас, благодаря помощи правительства, удалось выйти напрямую на завод, что в значительной степени снизило стоимость материалов. Так, был заключен договор с заводом в Нижнем Новгороде.

– Благодаря этому мы снизили цену на свою продукцию, – подчеркнул Сыромятников. – На производство газеты цена была снижена в пределах от 20 до 40%, на книжную продукцию – до 30%. Для газет, как государственных, так и частных, мы зафиксировали цены на 2022 год – они остаются такими же, как в 2021-м, за счёт закупочных цен.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -15°
  • Ощущается: -22°Влажность: 47% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: