X

«Друг другу на ноги наступали Герои СССР»: за что Якутск стал Городом трудовой доблести

Есть несколько оснований, которые позволяют присвоить звание «Город трудовой доблести». У Якутска они есть и связано это со строительством и эксплуатацией уникальной авиационной трассы «Аляска-Сибирь» («Алсиб»), которой исполнилось 80 лет. Наш корреспондент провел большую работу и написал материал, в котором большое внимание уделяется вкладу Якутии в будущее всей страны. Собраны и довольно интересные факты. Например, знали ли вы, что в одной из гостиниц Якутска ночевал сам Вячеслав Молотов — второй человек после Сталина в СССР?

Основаниями для присвоения звания «Город трудовой доблести» являются:

  1. Награждение предприятий государственными наградами и (или) вручение Красного знамения Государственного комитета обороны.
  2. Награждение работников предприятий государственными наградами за трудовые заслуги
  3. Документально подтверждённые факты трудового героизма жителей города в 1941-1945 годах.

Все три пункта у города Якутска есть. Указ Президиума Верховного Совета СССР гласит: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество наградить орденом Красного Знамени 1-ю перегоночную авиационную дивизию гражданского воздушного флота» от 5 ноября 1944 года. А штаб этой легендарной авиадивизии находился именно в Якутске на перекрёстке улиц Дзержинского и Фёдора Попова. У дивизии было пять перегоночных авиаполков, и один из них — 4-й перегоночный, располагался непосредственно в Якутске.

В Алсибе самой сложной была Якутия

7 февраля 1945 года начальник воздушной трассы Уэлькаль — Красноярск Герой Советского Союза, генерал-лейтенант М.И.Шевелев вручил 1-й перегоночной авиадивизии орден Красного Знамени и переходящее Красное знамя от ГКО СССР и наградил летчиков, техников, обслуживающий персонал орденами и медалями.

Кроме этого, в Якутске располагались Управление Всесоюзного государственного золотопромышленного треста «Якутзолото», Управление речного пароходства Якутии и ГУ СМП, чьи работники в годы войны неоднократно награждались орденами, медалями и благодарственными письмами за подписью председателя Госкомитета обороны Иосифа Сталина.

Надо сказать, что уже 9 октября 1941 года ГКО распорядился к 1 декабря ввести в строй аэродромы в Якутске, Алдане, Олёкминске для чего мобилизовать на строительство каждого не менее 300 человек местного населения. Работали в основном женщины, старики и подростки. На тяжелых земляных работах использовались заключенные. Но были и бригады умелых плотников, которые возводили образчики деревянного зодчества для аэродромных служб.

Всё это было началом проложения уникальной авиационной трассы «Аляска – Сибирь», которую прозвали в народе «Алсиб». Из авиазаводов на севере США самолёты доставляли в Фэрбенск. Туда прилетали советские лётчики и доставляли самолёты по трассе Ном – Уэлькаль — Якутск – Киренск – Красноярск.

В Якутске находился центр управления этих полётов-перегонов – штаб 1-й перегоночной авиадивизии и Управление воздушной трассы, 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки. Командовал дивизией Герой Советского Союза Илья Мазурук, который получил Героя еще в 1937 году, когда доставлял грузы на бомбардировщике ТБ-3 на 1-ю дрейфующую научную станцию «Северный полюс-1». И вообще в авиадивизии много было прославленных и опытных полярных и северных летчиков. Якутский этап считался самым сложным по метеоусловиям. В минус 50-60 градусов при обледенении попробуйте перевалить Верхоянский хребет, где, если упадешь, никто не найдет: на сотни километров ни живой души.

В ВТКУ – Воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль – были командированы из Якутска будущий Герой Соцтруда Валерий Кузьмин, техники Митраков и Сдобников.

В Якутске было 4 варианта обустройства большого аэродрома, который мог принимать тяжёлые бомбардировщики и транспортные самолёты. Подходящие места нашли у Жатая, Табаги, Владимировки, Мархи. Выбрали Марху, где уже была авиаполоса для лёгких самолетов. Её расширили, обустроили и теперь здесь располагается аэропорт Якутска.

За 10 месяцев от Уэлькаля на Чукотке до Красноярска построили 16 аэродромов, а всего до конца войны 26 аэродромов с 274 зданиями и сооружениями. Потом эта разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов, инфраструктура, с полным комплектом наземных радионавигационных средств стали основой для становления в Якутии гражданского воздушного флота.

Аэропорт «Оймякон» в селе Томтор начал строиться 12 августа 1942 года, а 6 сентября принял уже первый самолёт – наш отечественный Г-2. 6 октября 1943 года приземлился первый «американец». Запасных аэродромов было много, ибо в Якутии условия для лётчиков и техники были самыми тяжёлыми — Алдан, Олёкминск, Оймякон, Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга (Тёплый ключ), Марково, Зырянка, Бёрёлёх, Нижнеилимск. Подумайте, как ударно и самоотверженно работали женщины, старики и подростки, чтобы необычайно в короткий срок сдать аэродромы посреди тайги.

Покрышкин летал на «аэрокобре» из США

Штаб  1-я перегоночной Краснознаменной авиационной дивизии ГВФ и управление воздушной трассы располагались в Якутске.

По ленд-лизу СССР было получено 14 тысяч самолётов (всего выпущено отечественными авиазаводами 137 тысяч). Через Алсиб перелетели 8094 самолёта, потерян 81 самолёт, при 44 катастрофах погибло 115 лётчиков. 17 ноября 1942 года в Красноярске при взлёте Ли-2, управляемого Барковым, погиб он сам и 30 пассажиров – лётчиков-истребителей эскадрилий, вылетавших на место базирования в Якутске.

А вы знаете, что знаменитый ас, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин (сибиряк из Новосибирска) из 59 подбитых им самолётов большинство сбил из американской «Аэрокобры», который напоминал «Як»? Это он придумал для своих эскадрилий 9-й гвардейской истребительной авиадивизии расположение «этажерка», при помощи которой они в 1943 году в боях над Кубанью завоевали преимущество в воздухе над хвалёными «тузами» и «драконами» люфтваффе.

Так вот, в СССР прибыло 4746 «Аэрокобр» из США и 212 из Великобритании, и 2953 из них прилетели по «Алсибу». На фронте 2202 из них были сбиты, но в среднем каждый сбитый самолёт сделал 122 вылета и сбил 4 самолёта противника.

Итак, по «Алсибу» прибыло 2593 истребителей Р-39 (так называли официально «аэрокобру»), 2640 истребителей Р-63, 43 истребителя Р-40, 3 истребителя Р-47. Далее следуют бомбардировщики – 1330 штук А-20, 725 единиц Б-25. Транспортных самолётов С-47 было перегнано 705 штук. Перегоняли «Дуглас», который в нашей армии превращался в незаменимый транспортный самолёт Ли-2. На нём перевозили грузы, десант, почту. Помните, в фильме «Офицеры» на аэродроме Лановой-комэск Варавва ждал любимую у самолёта? Так это и есть Ли-2.

На 50-летие трассы «Алсиб» в октябре 1992 года на территории аэропорта Якутска установили стелу и плиты с именами 115 погибших лётчиков, под которым похоронили прах экипажа бомбардировщика Б-25, который рухнул у Жатая 7 мая 1943 года. Был на постамент водружён макет истребителя Р-39 «Аэрокобра» в натуральную величину.

Летали Литвинов и Молотов, Уоллес и Громыко

 

Сохранившееся здание аэропорта Алсиба в с. Учур Алданского района  

Были ещё 54 самолёта АТ-6F, 3 Р-47, 1 С-46. Кстати, трасса была секретной и все эти цифры открылись лишь в 90-е годы прошлого века. Недаром по причине секретности 1-ю перегоночную авиадивизию называли гражданской. В деревянной гостинице по улице Кальвица (кстати, он тоже был лётчиком по имени Отто и разбился в Якутии) ночевали как-то раз сам Вячеслав Молотов (второй человек после Сталина), который летел в США, и вице-президент США Генри Уоллес, который отвечал за оборонную экономику Америки и следил за платежеспособностью СССР, за транспортировкой ленд-лиза и его распределением, и прилетал в Союз. Летали через Якутск и Алсиб послы СССР в США Михаил Литвинов и Андрей Громыко («мистер Нет»). Но многое ещё находится под грифом секретно.

Перегоняли не только самолёты, перевезли 307 тонн почты (из них 187 тонн дипломатической), везли военное оборудование, золото, 506 тонн слюды (весьма необходима для военной промышленности), продовольствие (наши бабушки и дедушки рассказывали про вкуснейший американский колбасный паштет в банках), лекарства и оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, иголки для швейных машин (дефицит страшенный в годы войны!), яйца, протезы, запчасти для часов.

В 1944-1945 годах Алсиб перешёл частично на воздушную трассу Якутск-Хабаровск (1560 км) с тремя промежуточными аэродромами в Учуре, Токо и Экимчане. Аэродром был здесь расчищен еще в конце 30-х годов, но потом его закопали. Восстановили в 1942-1944 годах для восточных границ, в будущем для разгрома Квантунской армии.

В Учуре до сих пор сохранились здание аэропорта (25,67 м в длину, 13,5 м в ширину) тех времён и несколько жилых домов лётного состава. Хотелось бы и его сохранить, говорит нам председатель совета ЯРО ВООПИК (якутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) Руслан Васильев. В 2015 году сотрудник отделения Александр Дьяконов и его сотоварищи совершили экспедицию в Учур, всё зафиксировали. Здание входит в госреестр объектов культурного наследия народов РФ,

Кроме этого, строились обходные трассы Киренск – Учур – Магадан (2550 км) и Анадырь – Танюрер – Магадан – Хабаровск (3500 км). В начале 1946 года «Алсиб» выполнил свою задачу и закончил боевой путь. Через него прошли якутяне – заслуженные пилоты СССР Валерий Браташ, Валерий Кузьмин, Николай Сладков, Юрий Яковлев.

Штаб-«Теремок» нужен в наше время

И вот выбрали Якутск городом трудовой доблести, а есть ли у нас объекты, которые непосредственно говорят о трудовом и боевом участии? Деревянное двухэтажное и внушительное здание штаба 1-й перегоночной авиадивизии и управления воздушного транспорта на перекрёстке улиц Дзержинского и Фёдора Попова в 90-х годах было снесено. В новом веке снесли общежитие лётчиков, комсостава и инженерно-технических работников на Кальвица 2/4. Остался только один объект, способный нам рассказать о тех грозных временах.

Это деревянное здание, построенное с неким изяществом, названное в народе «Теремок» по улице Гагарина, 8. Прямо на территории аэропорта. В нём в годы войны располагался штаб 4-го перегоночного авиаполка 1-й Краснознамённой авиадивизии, штаб транспортной авиации воздушной трассы Уэлькаль – Красноярск и гостиница лётного состава. Это не памятник, установленный после войны, или дом, опосредованно связанный с героями войны, а настоящий военный объект. Переночевав здесь, отважные лётчики летели за самолётами в Уэлькаль на Чукотку и дальше в Америку и обратно до Киренска.

Здание начали строить в октябре 1941 года и сдали 2 февраля 1942 года. Многие аэропорты в Якутии в те годы строили по одному типажу, видимо разработанному в США. Их выделяет одна деталь – восьмилучевые в виде звёзд оконца на фронтонах чердаков. «Теремок» тоже могли снести, он мешал кое-кому, но в 2016 году Минкульт Якутии взял её под свою охрану. В этом 2022 году государственная историко-культурная экспертиза не смогла найти подтвержденных архивных документов и приняла решение о нецелесообразности включать здание в государственный реестр объектов культурного наследия.

А документов нет по причине секретности трассы «Алсиб». Необходимо провести поисковые работы в архивах ФСБ и Минобороны. Доказать, что здание — это почти единственный военный объект в годы войны в Якутске. Провести ремонт «Теремка» и организовать там музей трудовой доблести Якутска, где будут экспозиции об Алсибе, награждённых работниках предприятий Якутска, о славном прошлом лётчиков Якутии.  Да тут наступали на ноги друг другу Герои Советского Союза, отважные лётчики-полярники. Музей будет проводить уроки патриотизма среди школьников и молодёжи, что весьма актуально в наши времена.

+1
5
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1

This post was published on 10.12.2022 10:00

Related Post